Капитализация арендного платежа не была характерной для Великобритании до принятия Правил стандартной бухгалтерской практики (SSAP) 21 в 1984 году. Комитет стандартов финансовой отчетности (ASC) договорился с налоговыми органами о том, что применение Правил стандартной бухгалтерской практики (SSAP) 21 не изменит порядок налогообложения, то есть рентные платежи по всем видам аренды будут, как и раньше, вычитаться из налогооблагаемой базы. Однако появившееся позже Положение о практике внутренних доходов (подтвержденное прецедентом) требует того, чтобы налогооблагаемая база соответствовала данным финансовой отчетности в обычных условиях.
Приоритетность правил и методов учета устанавливается путем отнесения арендных платежей к той или иной категории как «платежей за операционную аренду» или «платежей за финансовую аренду». Платежи за операционную аренду вычитаются при поступлении в прибыль, исчисленную для финансовой и налоговой отчетности. Напротив, согласно новой практике взимания внутренних доходов «инспекторы обычно готовы согласиться с тем, что надлежащим образом исчисленное коммерческое списание актива, отнесенного к прибылям и убыткам в отчете о финансовом положении в данном периоде», представляет вместе с финансовым элементом рентных платежей справедливый вычет из налогооблагаемой базы.
В принципе правила финансовой отчетности не представляют большого выбора. Однако, если учесть объем доказательств, необходимых для проведения различия между «операционной арендой» и «финансовой арендой», согласно Правилам стандартной бухгалтерской практики (SSAP) 21, то эффект может оказаться обратным. Управляющие могут по желанию капитализировать или не капитализировать арендные платежи для налоговой отчетности и поэтому имеют право прибегнуть к Правилам стандартной бухгалтерской практики SSAP 21 различными путями.
Резервы в Великобритании рассматриваются как статья, формируемая по разным правилам для финансовой и налоговой отчётности. Налоговое законодательство имеет тенденцию делать различие между «общими резервами» на покрытие сомнительных долгов, которые не вычитаются из налогооблагаемой базы, и «специальными резервами», которые вычитаются. Сочетание специальных законов и судебных прецедентов создает четкое разграничение между «общими» и «специальными» резервами.
Большая часть других материальных позиций в финансовой и налоговой отчетности, практикуемой в Великобритании, отражается в соответствии с полностью различными и независимыми друг от друга правилами. Внеоборотные активы и их списание служат хорошим примером этого. Законодательством предусматривается, что внеоборотные активы могут быть переоценены различными методами, и это в Великобритании является общепринятой практикой, в частности в том случае, если цены на имущество растут. В налоговой отчетности переоценка не учитывается ни в сторону повышения, ни в сторону понижения.
Аналогичным образом, списание, отражаемое в финансовой отчётности, регулируется законом о корпорациях и требованиями стандартов финансовой отчетности, но не вычитается из налогооблагаемого дохода. Напротив, система вычетов из налогооблагаемой базы обязательств, связанных с затратами на внеоборотные активы, предполагает списание налогов.
В других странах данного типа, где налоговые правила и правила формирования финансовой отчетности в большой степени являются независимыми, могут существовать вопросы, по которым наблюдается определенная связь между налоговыми и бухгалтерскими правилами.
1.1.2. США
Как указывалось выше, в США наблюдается высокая степень независимости между бухгалтерским и налоговым учётом. Налоговая отчетность рассматривается как совершенно самостоятельный источник информации, не относящийся к финансовой отчетности.
В действующем Кодексе о внутренних доходах (IRC) отсутствует общее требование о соответствии налогооблагаемой прибыли той прибыли, которая отражается в финансовом отчете о прибылях и убытках. В то же время существует связь между налоговым законодательством и правилами учета, содержащимися в разделе 446 (а) Кодекса внутренних доходов 1986 года, в котором говорится: «налогооблагаемый доход должен исчисляться с использованием метода учета, на основе которого налогоплательщик регулярно исчисляет свой доход при ведении бухгалтерских книг».
Большинство компаний используют в качестве своего «метода учета» метод накопления и общепринятые принципы бухгалтерии для исчисления налогооблагаемой прибыли. Недавние изменения в налоговом законодательстве направлены на то, чтобы понятие «метод учета» в целях налогообложения в ряде случаев определялось иначе, чем в целях составления финансовой отчетности.
Существует большое количество правил, которые совершенно разведены в целях налогообложения и в целях составления финансовой отчётности (например, учет списаний и арендных платежей). Однако в связи с детализированным характером финансовой отчетности и налоговых правил в США существует примеры того, что налоговые параметры определяются на основе бухгалтерских правил и даже того, что некоторые финансовые показатели формируются по правилам налогообложения.
Оценка запасов представляет собой такую позицию, для которой налоговые правила жестко устанавливают, что должна быть применена «наилучшая практика отчетности» для поиска наиболее подходящих правил оценки при условии «четкого отражения дохода». Поэтому в нормальных условиях результаты оценки в налоговой и финансовой отчетности - идентичны.
Оба свода правил позволяют компаниям выбирать метод оценки из диапазона вариантов: в пределах диапазона приемлемых допущений товарных потоков находятся ФИФО и ЛИФО. Однако с учетом того, что налоговые правила обычно требуют соответствия предполагаемого потока товаров финансовой отчетности, возникает большая вероятность принятия для финансовой отчетности налогового метода, который обеспечивает наиболее выгодный налоговый результат, например, ЛИФО в периоды роста стоимости запасов, и исключения других вариантов.
В результате бухгалтерская учётная политика формируется под влиянием налогообложения и составление финансовой отчётности перестаёт быть объективным. Тесная связь между налоговой и финансовой отчетностью в этой области проявляется в требовании, чтобы налогоплательщики получали одобрение налоговых органов по поводу любого изменения в методе оценки запасов.
В качестве примера стран второго типа приводятся страны Британского содружества, где правила формирования финансовой отчетности устанавливаются без прямого влияния или контроля налоговых органов, однако, для целей налогообложения могут браться данные из финансовой отчетности. Таким образом, при наличии альтернатив в правилах, компании будут выбирать те варианты, которые минимизируют налогообложение.
Примерами стран третьего типа являются большинство стран Западной Европы (в качестве примеров приводятся Германия, Франция, Австрия). В этих странах налоговые органы разрабатывают детальные правила для расчета налогооблагаемых доходов, и этим правилам компании обязаны следовать при составлении финансовой отчетности. Авторы отмечают, что существуют различия в практическом применении данного подхода, но сам подход является общим для данных стран. При наличии возможных альтернатив согласно коммерческому праву, компании стремятся выбирать способы, соответствующие налоговым правилам.
1.1.3. Франция
Во Франции влияние налогообложения на бухгалтерский учёт проявляется более заметно, чем в США и в Великобритании. Французский учёт известен своими трансформационными таблицами, которые представляют собой алгоритм приведения показателей финансовой отчётности в соответствие с требованиями налогообложения. Французские компании используют стандартизованную форму отчетности (2058-АN), предусматривающую закрытый перечень специальных уточнений.
Во Французском законодательстве видится стремление совместить налоговый учёт с бухгалтерским, поэтому по многим статьям учётные правила единые. Однако, по ряду позиций заметно доминирование правил налоговой отчетности.
Существуют так называемые регулируемые резервы (provisions reglementees), которые в финансовой отчетности отражаются, а в налоговой – нет. Они включают специальное ускоренное списание, которое должно быть показано в финансовой отчетности, чтобы было разрешено использовать ее в целях налогообложения. Общая сумма списания делится на экономический налог на эксплуатационные расходы и дополнительный бюджетный налог на чрезвычайные расходы. Бухгалтерский учет включает дебет к столбцу чрезвычайных статьей в отчете о прибылях и убытках и кредит к столбцу регулируемых резервов в бухгалтерском балансе.
При обычных расходах на амортизацию также существует связь между финансовой и налоговой отчетностью. Правила составления налоговой отчетности включают ряд специфических требований: использование нулевых стоимостей продажи, нормативных сроков службы и пропорциональных залогов для активов, приобретенных или проданных в течение года. Эти правила заимствованы, по-видимому, из общепринятой торговой практики. В настоящее время, когда они стали правилами составления налоговой отчетности, бухгалтеры стремятся следовать им в целях удобства организации учётного процесса.
Другим примером, который иллюстрирует борьбу за «болевые точки» финансовой отчетности во Франции, являются пенсионные резервы. В соответствии с основополагающим правилом составления финансовой отчетности, содержащимся в Коммерческом кодексе, общая сумма пенсионных обязательств должна быть включена в примечания к финансовой отчетности. Предприниматели могут принять решение о создании резервов для всех или только для части этих обязательств в балансовом отчете. Однако соответствующее положение налогового кодекса запрещает вычет именно резервов, относящихся к пенсиям. С учетом существующего расхождения в правилах составления налоговой и финансовой отчетности, в налоговой отчетности делается уточнение к показываемой в финансовой отчетности прибыли в том случае, если такие резервы созданы. На практике французские компании в своей финансовой отчетности обычно не показывают пенсионных резервов.