Смекни!
smekni.com

1 Понятие владения как разновидности вещных прав 4 (стр. 6 из 7)

В настоящее время ГПК по-прежнему находится в стадии ре­формирования. Очередной этап реформ гражданского процессу­ального законодательства был объявлен Министром юстиции Франции 29 октября 1997 г. Непосредственными главными причи­нами его было увеличение дел, рассмотренных судами за 20 пос­ледних лет, на 75% и сложность судебных процедур, которые за­держивают вынесение решений и делают гражданский процесс чрезвычайно дорогостоящим. Целью этого этапа реформ являются:

(а) облегчить населению доступ к судебным органам на местах;

(б) более целесообразно распределить компетенцию между судами;

(в) предусмотреть более гибкие правила разрешения судебных спо­ров; (г) упростить процедуру судопроизводства; и (д) ускорить про­цесс рассмотрения судами дел без ущерба для качества принимае­мых решений.

Для частичной реализации этой цели был принят Декрет № 98-1231 от 28 декабря 1998 г., которым были внесены изменения в Ко­декс законов о судоустройстве и в ГПК. Декретом были заново пе­ресмотрены правила подсудности дел, правила представительства и юридической помощи, развиты положения, касающиеся разреше­ния дел путем мирного урегулирования споров между сторонами, усовершенствованы положения о подготовке дела к судебному раз­бирательству, а также о неотложных процедурах, в том числе при рассмотрении дел апелляционными судами.

Объявленной реформой также предусматривается: (а) развитие направления более детальной специализации судов большой инс­танции при рассмотрении некоторых дел искового производства, например, финансовых дел, дел, касающихся строительства, торго­вых марок и т.п.; (б) увеличение категорий дел, по которым судья большой инстанции имеет право рассматривать споры в единолич­ном порядке; (в) более тесное взаимодействие с представителями вспомогательного персонала юстиции при подготовке дела к судеб­ному разбирательству с тем, чтобы можно было с большей опти­мальностью регулировать ускорение этого процесса; и (г) совер­шенствование порядка немедленного исполнения решений, выне­сенных судами в первой инстанции (даже и тех, которые обжалуются в апелляционном порядке) с тем, чтобы вести более успеш­ную борьбу с жалобами, направленными исключительно на затяги­вание судебного процесса и т.п.

Возвращаясь к принципам ГПК, касающимся исков, отметим, что таковыми могут считаться:

а) Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособ­ность. Поскольку правила, касающиеся исков, являются ключевы­ми в ГПК, представляется целесообразным отметить в этом разде­ле в суммированном виде некоторые их основные положения.

Французское процессуальное законодательство различает граж­данскую процессуальную правоспособность (droit d'agir en justice) и гражданскую процессуальную дееспособность (capacite d'agir en jus­tice). Так, всякое лицо (физическое или юридическое) являющееся носителем субъективных прав обладает гражданской правоспособ­ностью (т.е. возможностью иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности), однако процессуальной дееспособ­ностью (т.е. правом лично реализовать свою гражданскую процес­суальную правоспособность, не прибегая к помощи представителя) обладает лишь дееспособное лицо. Физическое лицо приобретает гражданскую процессуальную правоспособность с момента рождения, а юридическое — с момента, когда оно в соответствии с зако­номприобрело статус такого лица.

В случае, когда лицо, не обладающее гражданской процессуаль­ной дееспособностью, предъявляет судебный иск, такой иск приз­нается недействительным и рассмотрению не подлежит. При этом вопрос о недействительности иска может быть возбужден на любой стадии процесса.

б) Интерес в иске. Наличие гражданской процессуальной пра­воспособности и гражданской процессуальной дееспособности само по себе не является основанием для определения существования права на иск. Это вытекает из статьи 31 ГПК, в соответствии с ко­торой право на иск принадлежит либо лицу, которое обладает не­обходимым для предъявления иска правовым положением (т.е. оп­ределенным правовым качеством), либо тому, кто имеет законный интерес в удовлетворении своего искового требования или в откло­нении искового требования противной стороны. При этом под за­конным интересом подразумевается лишь наличный и действитель­ный интерес (interet пё et actuel), имеющий своим основанием опре­деленные нормы права или действующие правовые принципы. Ин­терес считается наличным и действительным, если он возник и продолжает существовать в момент предъявления иска.

Когда у лица, заявившего иск, законный интерес отсутствует, его иск рассмотрению по существу не подлежит. Следует заметить, что вопрос об интересе в иске имеет существенное значение при рассмотрении вопроса о пределах действия основополагающего принципа французского гражданского процесса — принципа диспозитивности. Так, в соответствии со статьей 125 ГПК в случае от­сутствия у лица интереса в иске судья имеет право поднять вопрос о недопустимости производства по делу по формальным основани­ям по своей инициативе, что в принципе может иметь место воп­реки воле сторон, которая в соответствии со статьей 1 ГПК лежит в основе судебного процесса по гражданскому делу.

Относительно пределов действия принципа диспозитивности надо заметить, что существуют и другие (хотя и редкие) случаи, когда французский законодатель позволяет или даже предписы­вает отступление от принципа диспозитивности. Так, например, судья может открыть производство по делу об опеке по своей инициативе, когда ему стает известно, что определенное лицо нуждается в такой правовой защите[38].

в) Виды исков в свете правил ГПК и их практическое значение. Критерием классификации исков служит характер (т.е. материально-правовая основа) заявляемого в суде требования или предмет, по поводу которого такое требование предъявляется.

Так, французское законодательство различает обязательствен­ные иски (actions personnelles) и вещные (actions reelles). Обязательс­твенные иски вытекают из прав, имеющих своей основой опреде­ленные обязательства противной стороны (как договорного, так и внедоговорного характера). К таким искам относятся, например, иски о возврате долга по договору займа, иски о недостатках про­данной вещи, иски о возмещении вреда, причиненного в результа­те неправомерных действий лица, и т.п.

Основой вещных исков являются определенные права на не­движимую вещь или на какую-либо ее часть. К этой категории прав в первую очередь относится право собственности на недвижи­мую вещь, а также право пользования ею и извлечения из нее пло­дов либо право пользования установленным на эту вещь сервиту­том. К этой же категории исков относятся и иски, связанные с вещным обеспечением обязательства, например, иски ипотечного характера. Иски, соединяющие в себе обязательства и вещные пра­ва, называются смешанными. Именно о таких смешанных исках идет речь в статье 46 ГПК.

Практическое значение обязательственных и вещных исков вы­текает из статей 42 и 44 ГПК. Первые иски рассматриваются по месту проживания ответчика, а вторые — по месту нахождения недвижимого имущества. Что касается исков по поводу движимо­го имущества, то их подсудность определяется по правилам, при­меняющимся к подсудности исков обязательственного характера.

Различаются также посессорные иски (т.е. иски о защите вла­дения) и петиторные иски (т.е. иски о защите права собственнос­ти и вытекающих из него прав). Именно последние и были предметом рассмотрения данной работы.


Заключение

Исходя из проведенного анализа, можно остановиться на следующих аспектах проблемы защиты владения во Франции. В современной романо-германской (континентальной) системе права обнаруживается два основных подхода в вопросе о понятии и защите владения, отличающиеся разной степенью полноты и интенсивности. Гражданский кодекс Франции (ФГК) относит владение к разновидности вещных прав, регулируя его в основном в рамках регламентирования права собственности. Особыми владельческими исками (actio possessionis) защищается только владение недвижимостью[39]. Вместе с тем в Германском Гражданском уложении (ГГУ) 1900 года владение рассматривается как самостоятельный вещно-правовой институт, непосредственно не связанный с правом собственности, и дающий владельческую защиту как движимому, так и недвижимому имуществу.[40]

последние тенденции в французской системе права допускают предоставление держателям самостоятельной владельческой защиты против нарушения владения, а значит им можно предоставить право защищать свое фактическое владение (держание) против всех, кроме собственника и законного владельца.

Cвоеобразным способом ускоренной защиты вещных прав является поссессорная защита, поскольку в историческом разрезе в административном по сути посессорном процессе не требовалось доказывания права собственности, более того, ссылки на право вообще не допускались, а истец должен был доказать лишь факт своего владения.

Другими словами, в классическом поссессорном иске, в том числе - в праве Франции, проверяется лишь факт предыдущего владения и не допускается выдвижение ответчиком возражений, связанных с правами на вещь, обоснованность которых суд может проверить лишь при решении вопроса о праве гражданском.

Нормативними источниками, регулирующими защиту владения, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - пять кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.