В настоящее время ГПК по-прежнему находится в стадии реформирования. Очередной этап реформ гражданского процессуального законодательства был объявлен Министром юстиции Франции 29 октября 1997 г. Непосредственными главными причинами его было увеличение дел, рассмотренных судами за 20 последних лет, на 75% и сложность судебных процедур, которые задерживают вынесение решений и делают гражданский процесс чрезвычайно дорогостоящим. Целью этого этапа реформ являются:
(а) облегчить населению доступ к судебным органам на местах;
(б) более целесообразно распределить компетенцию между судами;
(в) предусмотреть более гибкие правила разрешения судебных споров; (г) упростить процедуру судопроизводства; и (д) ускорить процесс рассмотрения судами дел без ущерба для качества принимаемых решений.
Для частичной реализации этой цели был принят Декрет № 98-1231 от 28 декабря 1998 г., которым были внесены изменения в Кодекс законов о судоустройстве и в ГПК. Декретом были заново пересмотрены правила подсудности дел, правила представительства и юридической помощи, развиты положения, касающиеся разрешения дел путем мирного урегулирования споров между сторонами, усовершенствованы положения о подготовке дела к судебному разбирательству, а также о неотложных процедурах, в том числе при рассмотрении дел апелляционными судами.
Объявленной реформой также предусматривается: (а) развитие направления более детальной специализации судов большой инстанции при рассмотрении некоторых дел искового производства, например, финансовых дел, дел, касающихся строительства, торговых марок и т.п.; (б) увеличение категорий дел, по которым судья большой инстанции имеет право рассматривать споры в единоличном порядке; (в) более тесное взаимодействие с представителями вспомогательного персонала юстиции при подготовке дела к судебному разбирательству с тем, чтобы можно было с большей оптимальностью регулировать ускорение этого процесса; и (г) совершенствование порядка немедленного исполнения решений, вынесенных судами в первой инстанции (даже и тех, которые обжалуются в апелляционном порядке) с тем, чтобы вести более успешную борьбу с жалобами, направленными исключительно на затягивание судебного процесса и т.п.
Возвращаясь к принципам ГПК, касающимся исков, отметим, что таковыми могут считаться:
а) Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность. Поскольку правила, касающиеся исков, являются ключевыми в ГПК, представляется целесообразным отметить в этом разделе в суммированном виде некоторые их основные положения.
Французское процессуальное законодательство различает гражданскую процессуальную правоспособность (droit d'agir en justice) и гражданскую процессуальную дееспособность (capacite d'agir en justice). Так, всякое лицо (физическое или юридическое) являющееся носителем субъективных прав обладает гражданской правоспособностью (т.е. возможностью иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности), однако процессуальной дееспособностью (т.е. правом лично реализовать свою гражданскую процессуальную правоспособность, не прибегая к помощи представителя) обладает лишь дееспособное лицо. Физическое лицо приобретает гражданскую процессуальную правоспособность с момента рождения, а юридическое — с момента, когда оно в соответствии с закономприобрело статус такого лица.
В случае, когда лицо, не обладающее гражданской процессуальной дееспособностью, предъявляет судебный иск, такой иск признается недействительным и рассмотрению не подлежит. При этом вопрос о недействительности иска может быть возбужден на любой стадии процесса.
б) Интерес в иске. Наличие гражданской процессуальной правоспособности и гражданской процессуальной дееспособности само по себе не является основанием для определения существования права на иск. Это вытекает из статьи 31 ГПК, в соответствии с которой право на иск принадлежит либо лицу, которое обладает необходимым для предъявления иска правовым положением (т.е. определенным правовым качеством), либо тому, кто имеет законный интерес в удовлетворении своего искового требования или в отклонении искового требования противной стороны. При этом под законным интересом подразумевается лишь наличный и действительный интерес (interet пё et actuel), имеющий своим основанием определенные нормы права или действующие правовые принципы. Интерес считается наличным и действительным, если он возник и продолжает существовать в момент предъявления иска.
Когда у лица, заявившего иск, законный интерес отсутствует, его иск рассмотрению по существу не подлежит. Следует заметить, что вопрос об интересе в иске имеет существенное значение при рассмотрении вопроса о пределах действия основополагающего принципа французского гражданского процесса — принципа диспозитивности. Так, в соответствии со статьей 125 ГПК в случае отсутствия у лица интереса в иске судья имеет право поднять вопрос о недопустимости производства по делу по формальным основаниям по своей инициативе, что в принципе может иметь место вопреки воле сторон, которая в соответствии со статьей 1 ГПК лежит в основе судебного процесса по гражданскому делу.
Относительно пределов действия принципа диспозитивности надо заметить, что существуют и другие (хотя и редкие) случаи, когда французский законодатель позволяет или даже предписывает отступление от принципа диспозитивности. Так, например, судья может открыть производство по делу об опеке по своей инициативе, когда ему стает известно, что определенное лицо нуждается в такой правовой защите[38].
в) Виды исков в свете правил ГПК и их практическое значение. Критерием классификации исков служит характер (т.е. материально-правовая основа) заявляемого в суде требования или предмет, по поводу которого такое требование предъявляется.
Так, французское законодательство различает обязательственные иски (actions personnelles) и вещные (actions reelles). Обязательственные иски вытекают из прав, имеющих своей основой определенные обязательства противной стороны (как договорного, так и внедоговорного характера). К таким искам относятся, например, иски о возврате долга по договору займа, иски о недостатках проданной вещи, иски о возмещении вреда, причиненного в результате неправомерных действий лица, и т.п.
Основой вещных исков являются определенные права на недвижимую вещь или на какую-либо ее часть. К этой категории прав в первую очередь относится право собственности на недвижимую вещь, а также право пользования ею и извлечения из нее плодов либо право пользования установленным на эту вещь сервитутом. К этой же категории исков относятся и иски, связанные с вещным обеспечением обязательства, например, иски ипотечного характера. Иски, соединяющие в себе обязательства и вещные права, называются смешанными. Именно о таких смешанных исках идет речь в статье 46 ГПК.
Практическое значение обязательственных и вещных исков вытекает из статей 42 и 44 ГПК. Первые иски рассматриваются по месту проживания ответчика, а вторые — по месту нахождения недвижимого имущества. Что касается исков по поводу движимого имущества, то их подсудность определяется по правилам, применяющимся к подсудности исков обязательственного характера.
Различаются также посессорные иски (т.е. иски о защите владения) и петиторные иски (т.е. иски о защите права собственности и вытекающих из него прав). Именно последние и были предметом рассмотрения данной работы.
Заключение
Исходя из проведенного анализа, можно остановиться на следующих аспектах проблемы защиты владения во Франции. В современной романо-германской (континентальной) системе права обнаруживается два основных подхода в вопросе о понятии и защите владения, отличающиеся разной степенью полноты и интенсивности. Гражданский кодекс Франции (ФГК) относит владение к разновидности вещных прав, регулируя его в основном в рамках регламентирования права собственности. Особыми владельческими исками (actio possessionis) защищается только владение недвижимостью[39]. Вместе с тем в Германском Гражданском уложении (ГГУ) 1900 года владение рассматривается как самостоятельный вещно-правовой институт, непосредственно не связанный с правом собственности, и дающий владельческую защиту как движимому, так и недвижимому имуществу.[40]
последние тенденции в французской системе права допускают предоставление держателям самостоятельной владельческой защиты против нарушения владения, а значит им можно предоставить право защищать свое фактическое владение (держание) против всех, кроме собственника и законного владельца.
Cвоеобразным способом ускоренной защиты вещных прав является поссессорная защита, поскольку в историческом разрезе в административном по сути посессорном процессе не требовалось доказывания права собственности, более того, ссылки на право вообще не допускались, а истец должен был доказать лишь факт своего владения.
Другими словами, в классическом поссессорном иске, в том числе - в праве Франции, проверяется лишь факт предыдущего владения и не допускается выдвижение ответчиком возражений, связанных с правами на вещь, обоснованность которых суд может проверить лишь при решении вопроса о праве гражданском.
Нормативними источниками, регулирующими защиту владения, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - пять кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.