Смекни!
smekni.com

Томский государственный педагогический университет (стр. 4 из 5)

«Жалость говоришь? Да ведь именно жалость удержала его руку. Жалость и милосердие: без крайней нужды убивать нельзя. И за это была ему немалая награда. Недаром он не стал приспешником зла, недаром спасся; а всё потому, что начал с жалости!» - говорит Гэндальф Фродо о Бильбо . «Без крайней нужды убивать нельзя,» – говорит Толкиен, иначе в душу человеку легче будет прорваться злу. Убивать, даже убивать ради самой благой цели – значит поступать на руку мировому злу.

Как истый христианин, Толкиен отрицает всякое возмездие за неправедные дела. Стоит герою в порыве ярости погнаться за уже побеждённым противником, и его спутник чуть не лишается жизни. Фродо, один из главных персонажей книги, говорит: «…неужели вы пощадили Горлума после всех его чёрных дел?

Он заслужил смерть. Но Гэндальф (а с ним и автор) отвечает: «Заслужить- то заслужил, спору нет. И он, и многие другие, имя им – легион. А посчитай- ка таких, кому надо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить – чтобы уж всем было по заслугам? А нет – так не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано предвидеть всё. Мало, очень мало надежды на исправление Горлума, но кто поручится, что её вовсе нет?» Таким образом, Толкиен утверждает, что не может простой смертный решать жить кому-то или нет. Это удел высших сил. Жизнь даётся каждому только один раз, и у каждого только один шанс прожить её правильно. Никто не в праве отнимать этот шанс у человека, пусть сам он не раз лишал кого-то жизни. Сюжет «Властелина Колец» подтверждает эту мысль Толкиена. В конце произведения именно Горлум, хотя и невольно, предрешает победу добра.

Огромную роль во «Властелине колец» играет природа. Она, не являясь природой в привычном понимании, всё же представляет собой неотъемлемою часть мира. Для Толкиена это вечное, одухотворённое начало, недаром он вводит в свои произведения особые существа – полу люди- полудеревья, охраняющие леса от людей, и вообще от «вредителей». Толкиен, как человек XX-го века, не может не осознавать, что с течением времени природа разрушается, в основном – из-за воздействия человека. Древней гармонии между человеком и природой не существует. Лишь остаются грустные воспоминания о прошедших временах. По ходу эпопеи древняя природа нередко сравнивается с современной, и оказывается, что современная потеряла своё могущество и загадочность. Нелишне заметить, что злые силы в произведении всегда в первую очередь искажают и уродуют природу. Тут видна философия человека XX века, разочаровавшегося в промышленной цивилизации. Герой, в душу которого проникло зло, превращает «долину, некогда покрытую лугами» в безобразный пейзаж: «чёрные провалы шахт, плоские крыши оружейных мастерских и бурые дымки над горнами кузниц». – говорит Толкиен в «Братстве кольца».

Другой важной идеей произведения является идея решающей роли личности в истории. «Маленькие камешки вызывают большой обвал,» – говорит Толкиен устами своих персонажей в произведении «Лист работы Мелкина». Каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. И автору не важно силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался честным и преданным самому себе и тогда ему это непременно зачтётся. Избрать тернистый путь добра – сделать правильный выбор. Награда обязательно придёт. Это может случиться в этой жизни, как во «Властелине колец», а может и после смерти, как случается с героями «Сильмаpиллиона» или с Нигглом из «Листа Ниггла».

Много места Толкиен уделяет идее линейного развития истории. Однако развитие это линейно только если рассматривать его в контексте всех произведений автора. Действительно, прекрасных перворожденных эльфов в своё время должны сменить люди, затем мир должен прийти к концу, когда праведные дети Творца отправятся к нему в небесные чертоги, а неправедные будут отторгнуты в вечную тьму. Но в самом «Властелине колец» чётко вырисовывается историческая спираль, правда угасающая. Эльфийских героев-небожителей сменяют их ученики, такие же герои люди. Времена героев уходят в прошлое, и вновь приходят эльфы, но уже не те, что были раньше. И так далее. Всё произведение пронизано грустными упоминаниями о славном прошлом, которое ушло без возврата. К концу книги мир окончательно теряет свою магию. Эльфы совсем уходят из Средиземья – главной арены действий всех книг Толкиена. Но мир остаётся в надёжных руках людей. Они не так велики и не так прекрасны, но, в конечном счёте, именно они лучше всех обустроят жизнь Средиземья, ведь, как говорит Эльф, «людские свершения долговечнее наших».

А объясняется это тем, что в людях сидит вечная, непреодолимая тяга к действиям, преобразованиям. То, что не сделает отец, удастся сыну, и следующему поколению невдомёк разочарование предыдущего. Всегда человеку сопутствует разрушение построенного ранее, но всегда «вызревает нежданный посев. По Толкиену это великий человеческий дар, однако и его беда, т. к. «несбыточны людские мечтания». А между прочим, мне вспомнилась здесь одна очень точная мысль: «каким бы трудным и тернистым путь ни был, он, всё же, интереснее цели».

Писательский дар автора помогает читателю проникнуться идеями добра, всепрощения, верности долгу. Каждый может осознать себя способным двигать прогресс, однако Толкиен не даёт забыть, что прогресс это не самоцель и не стоит ради него приносить жертвы. Особенно не стоит приносить в жертву природу. Цель никогда не оправдывает средства. Прочтя «Властелин колец» глубже начинаешь понимать природу человека, его душу. Это произведение формирует некоторое мировоззрение относительно добра, зла и места каждого в их вечной борьбе. Таким образом, «Властелин колец» - это глубочайшее, сложное произведение, интересное как с философской и с литературной точек зрения, так и просто, как занимательная книга. Любой может найти для себя что-нибудь на страницах этого произведения. Может быть поэтому-то оно завоёвывает всё новых и новых поклонников, на протяжении уже более полувека.

С нашей точки зрения по своей жанровой структуре «Властелин Колец» - типичное фэнтези: здесь в наличии тщательно разработанный образ вторичного мира, вызывающий, в свою очередь, у читателя вторичную веру. Многие черты (система оппозиций типа «свое – чужое» пространство, опасное путешествие и т.д.) роднят произведение с жанром романтического романа. Можно увидеть сходство «Властелина Колец» с аллегорией. Сам сюжетный прием «квеста»: история - путь обретения - завоевание истинного сокровища - во «Властелине Колец» может быть интерпретирован как символ искупления грехов предыдущих поколений, допустивших появление Кольца Всевластья в мире, и как духовное путешествие личности к обретению самой себя, пониманию своего места в жизни.

2.4. Данные социологического опроса учеников старших классов МОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

Анкетирование старшеклассников МОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» по выявлению интересов к чтению, проведенное в феврале 2011 года, помогло составить объективное представление о направленности чтения, его систематичности, характере читательских интересов, всего было опрошено 54 человека.

Большинство респондентов рассматривает чтение как способ проведения досуга наряду с другими занятиями - (45%), 15% читателей не относят чтение к досуговой деятельности, 35% читают то, что задано.

Ответы на вопросы о количестве прочитанных книг за последний месяц и регулярности чтения позволяют судить об объеме свободного чтения. К сожалению, постоянно читают лишь 16,4% респондентов, эпизодически – 79%. Лишь 20% читают от 3 до 6 книг в месяц, 15% - 2 – 3 книги в месяц, остальные – менее одной книги в месяц. Первое место в шкале читательских интересов занимает приключенческая литература (46, 2%), затем фентези (39,8%), фантастика (37,6%), исторический роман (36,6%). На вопрос о книге года большая часть респондентов затруднилась ответить, и только 18 человек назвали конкретного автора и произведение. Среди них: 1. Толкиен Д. «Властелин колец», 2. Булгаков М. «Мастер и маргарита», 3. Стефани Майер "Сумерки". В числе причин, влияющих на объем чтения, респонденты указывают нехватку времени, загруженность учебой, отсюда и мотив обращения к художественной литературе как к средству для отдыха, развлечению. Большинство респондентов 58,07% девушек, 47,06% юношей считают, что фентези один из самых интересных жанров в литературе. Фентези читают, потому что есть возможность пройти вместе с персонажем сложный, полный опасности путь и пережить сильнейшие эмоции все вместе (18,31% девушек и 16,1% юношей), Более взрослое логическое продолжение сказок, не имеющее возрастных ограничений (9 % девушек. 12 % юношей), сказка, из которой получаешь уроки для своей жизни, (19 % респондентов), смешно, увлекательно, интересно (11 % девушек, 7% юношей), разгрузка мозга (14% юношей), 21% респондентов равнодушны к этому жанру и фентези не читают.

Самые читаемые авторы - представители данного жанра - у обучающихся нашей школы – это Джон Толкиен, Ник Перумов, Роберт Ирвин Говард, Джоан Ролинг, Кристофер Паолини, Анджей Сапковский.

Книгу «Властелин колец» отметили как любимую и интересную 26. 7 % респондентов, в нашей библиотеке – это одна из самых востребованных книг.

О «Властелине колец» ребята пишут: «Это книга о создании целого мира с нуля, где каждый из героев принимает участие в его создании». «Похоже то ли на Библию, то ли на историческую хронику, то ли на сборник легенд, прикольная смесь всего вместе». «Очень живая получилась книга, где весь мир зависит не от одного героя, а от всех (если хочешь изменить мир, то начни с себя!). «В этой книге описаны все сильные чувства, которые можно испытать, здесь есть и любовь, и дружба, и верность, и предательство, и горе, и многие другие». «Чудесно! восхитительно! такие люди! такие эльфы! такие песни! так клево!». «Фэнтези Толкиена учит тому, что в мире нет места постоянной вражде, войне, мести, только понимание и всепрощение». И вроде «Властелин Колец» просто красивая повесть, но какой резонанс она вызвала в мире! Для многих она стала смыслом жизни, религией.»