Смекни!
smekni.com

Томский государственный педагогический университет (стр. 5 из 5)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Произведения Толкиена оказали огромное влияние на мировую культуру XX и даже XXI века. Они были неоднократно адаптированы для кино, мультипликации, аудиопьес, театральной сцены, компьютерных игр. По ним созданы концептуальные альбомы, иллюстрации, комиксы. В литературе было создано большое количество подражаний книгам Толкиена, их продолжений или антитез.

«Властелин Колец» Толкиена был неоднократно экранизирован, сначала в виде мультипликационных фильмов Ральфом Бакши (1978) и Рэнкином Бэссом (1980), а в 2001—2003 Питер Джексон снял три высокобюджетных блокбастера «Властелин Колец», получивших множество премий и собравших в прокате более 1 миллиарда долларов. Существует также экранизация повести «Хоббит» (1977). Целый ряд компьютерных игр создан по книгам Толкина и их экранизациям, из них наиболее известны стратегия Battle for Middle-Earth и MMORPG Lord of the Rings Online. Музыкальные группы, такие как Blind Guardian, Battlelore, Summoning, сочинили множество песен о персонажах и событиях из книг Толкина.

Многие известные писатели фэнтези признаются, что обратились к этому жанру под впечатлением от эпопеи Толкиена, например Роберт Джордан, Ник Перумов, Терри Брукс, Роберт Сальваторе, Урсула Ле Гуин.

Наше исследование показало, что жанр фентензи возник не случайно в литературе, где человек всегда был основным предметом внимания, поэтому не случаен тот всплеск интереса к внутренней жизни человеческой души в различных литературных направлениях и течениях начала века. Научная фантастика в качестве основного конфликта времени выдвинула столкновение человека с машиной и анализировала последствия технического прогресса. Для творцов же «фэнтези» спасение души от машинной цивилизации виделось в обращении к целостному, гармоническому миру, соединявшему в себе нераздельное единство человека с природой. Так, внешне неожиданно, возникла сказка как путь к цельности человеческого бытия

Исследование читательских интересов школьников говорит о том, что фэнтези помогает человеку выжить в нашем безумном мире, опереться на что-то глубокое, древнее. Несомненно, читателю, опирающемуся на фэнтези, легче в современном бурном море.

Миф, сказка, рыцарский роман, роман фэнтези - все они призваны утвердить жизненную позицию личности. Фэнтези не только закаливает человека, придаёт ему стойкость при столкновении с жизненными неприятностями, она ещё и помогает отличить «ложь от сказки, а грязь от правды», как звучали слова в одной русской песне. Человек начинает понимать двойственность всего окружающего; он начинает осознавать, что у каждой медали есть две стороны, что нет ничего абсолютного, что у любого зла есть положительные качества, а у добра – отрицательные.

Для молодых людей жанр фэнтези привлекателен тем, что учит быть одновременно благородным и сговорчивым. Фентези воспитывает такие прекрасные качества, как гуманность и чувство локтя, любовь к жизни и к добру. Фэнтези учит презирать ложь и несправедливость. Она воспитывает такое важное качество, как отвращение к предательству. После прочтения романа фэнтези человек понимает, что самое мерзкое и низкое в жизни – это подлость. Её надо избегать, и с ней надо бороться. Фэнтези даёт читателю знание того, что есть свобода, он начинает понимать то, о чём всю жизнь догадывался. Свобода – это высшее, что нужно человеку. К ней надо стремиться, за неё нужно сражаться, её надо ценить. Чувство присутствия гармонии, появляющееся у читателя при прочтении любого качественного произведения в жанре фэнтези, делает человека добрее. Он становится более терпеливым и сдержанным, если с ним случается какая-либо неприятность. Он становится более чувствительным и понимающим, если неприятность случается с другим. Он начинает осознавать ценность своих друзей, близких и родных и вместе с этим становится менее меркантильным.

Мир фэнтези дарит своим гостям то неповторимое ощущение, которое мы порой забываем в повседневной будничной суете, - это ощущение чуда, которое посещало нас в детстве; в ту счастливую пору, когда всё представлялось проще, ярче и прекраснее. Когда казалось, что бед не существует, а любые неприятности - временные, непродолжительные и, конечно же, поправимые. Не это ли главный искомый секрет успеха и популярности фэнтези? А ведь, что самое удивительное всё это действительно так и сейчас, стоит лишь почаще помнить об этом.

И всё-таки, хотелось бы повториться: фэнтези учит бескомпромиссности, борьбе с ложью и подлостью в любой их форме. И неважно, что в большинстве книг, написанных в стиле фэнтези, ложь и подлость не похожи на те, с которыми придётся встретиться в настоящей жизни. Но подлость всегда остаётся подлостью, и привычка сражаться с ней - не исчезает

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаков В. Сказка-жизнь профессора Толкина. // Детская литература. - 1983. - №7. – 30 с..

2. Григорьева, В. А. Грушецкий М. Н. . Главная книга Толкина.// Знание-сила. - 1992. - №9. – 120 с.

3. Губайловский В. Н., Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра // Новый мир, 2002, № 3. [www документ] http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/gub.html

4. Р.И. Кабаков, «Повелитель колец» Дж. Р. Р. Толкина: эпос или роман? // Л., 1988 - 14 с. - Рук. деп. в ИНИОН АН СССР, 06.03.89.- с.69

5. Королев К. Толкин Дж. Р. Р. Вместо послесловия. // Книжное обозрение. - 1993. - №41. -36с.

6. Кошелев С.Л., Жанровая природа «Повелителя колец» Дж. Р.Р. Толкиена // Жанровое своеобразие литературы Англии и США XX в. . [www документ] — URL: http://www.philology.ru/literature3/koshelev-81.htm

10. Лукин А. А., Рынкевич В. В. В магическом лабиринте сознания. Литературный миф XX века.// Иностранная литература. - 1992. - №3. - 234 с.

8. Мамаева Н. Н., Это не фэнтези! (К вопросу о жанре произведений Дж. Р. Р. Толкина) // Известия Уральского государственного университета, N 21, 2001. [www документ] —URL:http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0021

9. Немирова А. Н., Творчество Толкиена как литературный и социальный феномен // Доклад на фестивале «Звездный мост-99» 8 октября 1999 г., cекция «Фантастика и просветительская традиция на рубеже тысячелетий.» – 137с.

10. Толкин Дж. Р. Р. Властелин Колец. Первая часть. Братство Кольца./ Пер. с англ. Н. Григорьевой, В. Грушецкого. - СПб: Северо-Запад, 1992. - 7с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета по выявлению читательских интересов школьников

Что такое чтение для вас:

1. Непосильный труд

2. Проведение досуга

3. Любимое занятие

Сколько книг вы читаете в месяц

1. от 10 книг

2. от 3до 6

3. 2-3

4. 0 -1

Отметьте любимые жанры

1. исторические хроники

2. приключения

3. фантастика

4. любовный роман

5. детектив

6. фентези

7. другие

Назовите самую популярную книгу года

______________________________________

______________________________________

Почему фентези является одним из самых популярных жанров?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Продолжите мысль

Фетези – это

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Продолжите мысль

Я читаю фентези, потому что

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Назовите самых популярных авторов жанра фентези_

1.

2.

3.

Выскажитесь о книге «Властелин колец»

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________