Смекни!
smekni.com

Томский государственный педагогический университет (стр. 1 из 5)

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему:

«Фентези. Тайна жанра»

Выполнила ученица 10-а класса: Гудок Ю.С.

Руководитель учитель литературы: Галкина И.А.

Томск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ФЕНТЕЗИ. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

1. 1. Исторические истоки жанра фэнтези…………………………………..5

ГЛАВА 2. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТОЛКИЕНА

1.2. История создания книги «Властелин Колец»………………………...9

2.2. Извечная битва добра и зла в романе Толкиена «Властелин колец»..10

2.3. Идейное своеобразие романа………………………………………… ..14

2.4. Данные социологического опроса учеников старших классов МОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета по выявлению читательских интересов школьников………………………………………………………………………23

ВВЕДЕНИЕ

В начале двадцатого века переосмысливается роль мифа в литературном процессе. Мифология перестала быть просто источником устойчивых фабул. Она была воспринята как самостоятельное, отдельное от других жанров явление. Обращение к мифу существенно расширило творческие границы для писателей прошлого столетия, дало возможность для бесконечной художественной игры.

Вслед за мифом «поднялись из небытия» и другие древние жанры. Начало двадцатого века ознаменовано появлением на свет жанра, который сменил научную фантастику на месте «золушки» от литературы – на пересечении мифа и сказки появилось фэнтези.

Название жанра происходит от англ. «fantasy» – фантазия. И кроме сказочных и мифических мотивов в произведениях фэнтези «могут быть обнаружены элементы приключенческого, рыцарского, готического романов, народного эпоса»[3. с. 34] и т. д. Однако, далеко не каждый роман этого жанра сочетает в себе все признаки, чем объясняется сложность выделения жанровых признаков. Сегодня исследователи продолжают работу в этом направлении (т.е. по определению и разграничению особенностей жанра).

Но в начале к этому жанру не относились всерьёз, ибо увидев, что «новорожденный» не вписывается в жанровую типологию и явно противопоставлен модному в то время реализму, теоретики автоматически записали фэнтези в «низкую» литературу. Однако сегодня фэнтези занимает совсем другие позиции – и, наконец, привлекает внимание исследователей.

Среди всех литературных течений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей. По объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оставило далеко позади все прочие направления фантастики. Оно уступает по количеству названий и объёмам продаж лишь дамскому роману и детективу. Популярность этого жанра подтверждают так же результаты социологических исследований, по данным которых каждая пятая прочитанная современным подростками книга написана в жанре фэнтези. Возникают закономерные вопросы: «Почему они выбирают фэнтези? Что они ищут в вымышленном мире? Почему именно сегодня так популярен этот жанр? И вообще, что же это теперь: классика, повсеместно признанная как качественный и ценный продукт мировой литературы или всего лишь временно популярный жанр, пришедший внезапно и с шумом, но неизбежно обязанный кануть в лету после нескольких лет славы?» Эти вопросы настолько актуальны в настоящее время, что возникает желание попробовать отыскать ответы на них. Именно желание дать ответы на эти, несложные, казалось бы, вопросы и обобщить свои знания по данной теме и побудило меня к написанию реферата.

Но раз мы завели речь о фэнтези, как о литературном жанре, то, думаем, следует включить в данную работу анализ одного из фэнтезийных произведений, - для более ясного и чёткого представления о жанре и на примере отметить его характерные особенности. Для этой роли мы выбрали трилогию «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена, давно ставшую общепризнанной классикой жанра.

Цель работы – проанализировать особенности жанра на примере трилогии «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена и выяснить причины его популярности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть и выявить особенности фэнтези, исходя из истории развития жанра.

2. Проанализировать отличительные черты с другими родственными жанрами фантастической литературы.

3. Провести анализ трилогии Толкиена «Властелин колец».

4. Провести социологический опрос среди обучающихся 10-11 классов.

Объект исследования – основополагающие характеристики жанра фэнтези в литературе.

Предмет исследования - определение жанровых особенностей произведения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ФЕНТЕЗИ. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

1.1. Исторические истоки жанра фэнтези

Жанр фэнтези сложился в литературе в XX веке, но свое начало он берет с глубокой древности и тесно связан с обычаями и традициями народов. Это известные мифы, предания, сказки. Считается, что предыстория этого жанра началась с рыцарских романов. Действие их разворачивалось в историческом времени, но происходят они в области условного пространства, где подлинная география и границы не важны. Это было обычно некое королевство, где рыцари противостоят чародеям и великанам. Именно в рыцарских романах стали зарождаться шаблоны и традиции современного фэнтези. В них впервые появляется образ идеального Светлого Королевства, Империи, ведущей ожесточенную и обреченную борьбу с могучими Темными силами. Стержнем в них становится путешествие рыцаря ради некой высшей цели. Здесь же возникают и тема борьбы за обладание неким священным предметом (обычно это была Чаша Грааля), и образ доброго волшебника, помогающего герою. Первые романы, ставшие путеводными звездами для позднейших создателей вымышленных миров, были «Смерть Артура» (свод артуровских сюжетов) и «Неистовый Роланд» (рассказывающее о деяниях величайшего из витязей-паладинов Карла Великого), созданные англичанином Томас Мэлори в XV и итальянцем Лодовико Ариосто XVI веке соответственно. К сожалению, это направление вскоре умерло, и в эпоху просвещения мало кто пытался писать о другом мире. Направление постепенно перекочевало в детские сказки.

Фэнтези, несомненно, выросла из сказки – самого живого, самого бессмертного жанра литературы. Ведь их рассказывают самым благодарным слушателям – детям. От сказок в фэнтези всё-таки присутствует некая назидательность, но, как и в лучших сказках, она завуалирована. Кроме того, фэнтези сделала шаг вперёд в том отношении, что в ней теперь нет деления на плохих и хороших».

Фэнтези находится в генетическом родстве одновременно и с народной сказкой, и мифом. От мифа фэнтези унаследовало эпичность повествования и некую исходную трагичность. Идеальный мир рыцарских романов, где все неприятности решаются с помощью меча и зачастую коня, также имеет некую связь с миром фэнтези. В них обоих главнейшими качествами человека являются честь и мужество. Справедливость же в фэнтези хоть и ценится так же высоко, как в рыцарском романе, но вот только не всегда одерживает победу. Однако вечная борьба со злом и ложью имеет место быть в обоих этих жанрах. Герой фэнтези, как и герой рыцарского романа, стремиться к свободе и независимости. Он также желает зависеть только от своих решений, бравого коня и стали в ножнах.

Итак, литературный жанр фэнтези зародился изначально как мечта о мире личной свободы. Свободы, прежде всего, от закона, экономики и каких-либо нравственных рамок общества, от ограничений.

Изучая истоки фэнтези можно найти разные варианты его зарождения, ибо, как уже было сказано, до сих пор идут споры о том, что можно отнести к фэнтези, а что таковым не является, ведь понятие его не имеет чётко определённых границ. Но чаще всего под фэнтези подразумевается особое направление фантастики[8]:

«Фэнтези (англ. Fantasy) – вид фантастической литературы, или литературы о необычайном, основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет логической мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению».

«В самом общем случае фэнтези – это произведение, где фантастический элемент несовместим с научной картиной мира» .

«Фэнтези – это описание миров подобно нашему, миров с работающей в них магией, миров с чёткой границей между Тьмой и Светом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далёком прошлом, далёком будущем, альтернативном настоящем, а также параллельными мирами, существующими вне связи с Землёй».

Все данные определения носят скорее описательный характер и дают слишком широкую характеристику. Складывается впечатление, что в широком смысле фэнтези – любое произведение, в котором присутствует элемент необъяснимого, мистического, не поддающегося рациональному истолкованию. В таком понимании к фэнтези можно причислить почти всю фантастическую литературу.

Нам ближе такое определение: «Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — «вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета), а его физические законы могут отличаться от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время, принципиальное отличие «чудес» фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы»[9, 137].