Смекни!
smekni.com

по дисциплине «Политология» на тему «Аристотель и Макиавелли как политические мыслители: преемственность идей и научная новизна Макиавелли» (стр. 2 из 3)

Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы, согласно Аристотелю, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма.

Политическое правление – это, согласно учению Аристотеля, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – "уравновешенный разум".

Макиавелли

В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469-1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет работы на посту секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор трудов: "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (первое издание – 1532), также его перу принадлежит несколько художественных произведений.

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его учение основывается на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли считал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, которые будут полезными в настоящем.

Исследователи считают, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него сложной эпохи. Отмечают его пламенную любовь к отечеству, пострадавшему от внутренних междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вмешательства церкви в светские дела, вторжений иноземных держав. Также не без оснований подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным демократическим институтам.

По иронии судьбы вышло так, что отмеченные сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия", "Истории Флоренции" и в некоторых других его произведениях. Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли оставили, конечно, не они, а макиавеллиевский "Государь". Но в нем-то как раз республикански-демократические и гражданско-гуманистические мотивы звучат максимально приглушенно (если звучат вообще). Макиавелли писал его вовсе не для прославления демократических и республиканских ценностей, не ради апологии права и гуманизма.

"Государь" при первом ознакомлении с ним предстает трактатом о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой манер раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т. е. в правителе) самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и подаче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается смысл "Государя".

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства – позиция религиозного индифферентизма. Он практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств. Главное для него – опыт истории. Трактовка политики отделяется от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием "действительного хода вещей, а не воображаемого".

Это же он делает и по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства – изначально явления внеморального плана.

Автор "Государя" мало озабочен решением этических вопросов. Главное для него выяснить: "какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними". Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти, а для этого необходимы хорошие законы и хорошее войско. Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) – армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет.

Есть ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь должен приобрести умение "отступать от добра". Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Не грех государю "ради сохранения государства" пойти против своего же слова. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано ее прославление и возвеличивание. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности.

Государство (введение самого термина stato, т. е. "государство" в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) трактуется в "Государе" преимущественно в значении аппарата, управляющего народом, подданными. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц, то есть центральную администрацю. Этому аппарату, а в результате государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть – право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь обязан концентрировать всю власть только у себя.

Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам. Управляя с помощью слуг (чиновников), государь обладает большей властью, так как подданные относятся к чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности, они лишь выполняют поручения государя.

В "Государе" мало говорится о деятельности правителя, связанной непосредственно с потребностями и интересами самих управляемых (народа, знати, войска и проч.). Согласно идеям Макиавелли, государь — опекун народа . При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать – честолюбива, а народ – необузданная масса. Умелый государь занимается наведением порядка в стране, исключающим совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти.

В итоге государство выполняет функцию по обеспечению внешней безопасности и устранению внутреннего беспорядка, покровительство ремеслам, земледелию и торговле – вот почти и все. Но нет предоставления подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Об этом"Государь" умалчивает.

Там, где людьми командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей волнует прежде всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность, взамен на свободы и влияния.

Опекая подданных государю одновременно нужно совершать все свои действия именно как благодеяния. По Макиавелли, их надо наносить разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощутили его как можно полней, лучше.

Макиавелли понимает, что обязательным условием осуществления такой политической власти, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии. Завоевывать расположение народа – вот его задача. Иначе народ ввергается в пучину анархии и беспорядка.

Для нормального осуществления власти необходимо, чтобы подданные полностью повиновались государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый – любовь к государю. Второй – страх перед ним. Что эффективней и надежней? С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, "когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать "страх" и поддерживать его "угрозой наказания, которой невозможно пренебречь".

Делая выбор в пользу страха Макиавелли руководствуется одной из своих аксиом своей политической философии – аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей – существ эгоистичных и злобных. О людях в целом, убежден Макиавелли, "можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива".

В "Государе" от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незначительное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Людей, причисляемых к врагам государственной власти, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Государи находятся вне юрисдикции суда. Вообще подданным нужно постоянно давать чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.