Смекни!
smekni.com

Г. Екатеринбург 2005 г (стр. 2 из 26)

Л.В.


Часть первая
Шри Ауробиндо
Дверь открыта

Жизнь Шри Ауробиндо была во многих отношениях показательна. Первая часть, до сорока лет, заполнена тем, чем может быть заполнена обычная человеческая жизнь и чем-то большим[1]. Вторая часть – с 1910 по 1950 – была проведена полностью в Пондичери и исчезает в глубоком источнике безмолвия, о котором ничто внешнее не может дать представления. Все же, именно эта вторая часть жизни Шри Ауробиндо интересна для нас. Что происходило в той безмолвной комнате на втором этаже здания Ашрама, когда он сидел один в своем большом кресле с внушительными подлокотниками, смотря на стену напротив себя? Какие битвы он проходил в невидимой реальности, которая все же формирует наши жизни? Какие глубины существа он исследовал, которые давно перестали воплощать маленькую индивидуальную периферию? Какую Надежду новой жизни его любовь вытягивала здесь?

Если мы поймем то, что он делал, то поймем и то, что все в этом материальном мире приводится в движение его невидимым, «тонким» двойником – его, можно сказать, архетипом на другой стороне зеркала, и мы поймем, что достаточно воздействовать на ту, другую сторону, в том, другом «измерении» для того, чтобы произвести действенный результат здесь; и, прежде всего, мы поймем, что никакое материальное действие здесь никогда не сможет быть эффективным и продолжительным до тех пор, пока оно не произойдет «где-то еще» - ничто в действительности не изменится до тех пор, пока это не изменится там[2].

Таким образом, «удаление» Шри Ауробиндо едва ли было «удалением». Он просто работал в субстанции, которая в действительности имеет значение, в том, что обладает властью изменить жизнь. Поэтому нам нужно постоянно подстраивать себя под это полностью другое понимание реальности для того, чтобы следовать за Шри Ауробиндо; мы должны использовать интуицию в качестве первого шага к более полному и конкретному пониманию, перепрыгнуть наш чудесный разум, чей диапазон действия слишком ограничен. И, наконец, если нашей целью является изменение вещей в их основе, то мы должны использовать соответствующие средства. Разум и его жесткие законы полезен для манипулирования и воздействия на наш внешний мир, но если мы хотим изменить законы, то мы должны идти вниз, к корням законов.

Земля

Опасность этих «невидимых» миров, конечно, в том, что они чрезвычайно притягательны. Они гораздо обширнее и богаче, чем тот поверхностный мир, в котором мы живем, сделаны из бесконечно тонкой субстанции и, прежде всего, они обладают реальной властью действия, когда мы знаем, как действовать там.

Поэтому они обладают большей привлекательностью, жертвами которой становились многие. В их вечной и бесконечной перспективе наша убогая, бренная и грубая Земля вырезает довольно приуменьшенную фигуру, образ, позволяя этой маленькой и несовершенной планете дрейфовать туда, куда сможет – какое это имеет значение! – мы надежно закреплены в безграничной и вечной субстанции, всегда свободной от земных потрясений.

К несчастью, это позиция неизбежно ведет к небольшому противоречию: зачем же рождаться в теле, сделанном из земной материи, если не сложно оставить землю и жить в облаках? Может быть есть причина для нашего рождения в теле, сделанного из материальных атомов и материальных клеток. И быть может ничто и никогда не будет в действительности завершено, счастливо и едино – даже «наверху» - до тех пор, пока этот вопрос не найдет интегрального, гармоничного и материального ответа?

Таким образом, для начала, Шри Ауробиндо делает нам предупреждение:

«Меня интересует Земля, а не миры за ее пределами и ради их собственной цели: именно земной реализации я ищу, а не полета к удаленным вершинам». (26:124)

А так же Мать:

«Это всегда возможно – убежать, уйдя куда-то в другое место. Многие люди делали это. Они уходили куда угодно, в другие более или менее тонкие миры. Знаешь, существуют миллионы способов бегства; есть лишь один способ остаться, что является истинным мужеством и стойкостью, чтобы принять всю видимость слабости, бессилия, непонимания – видимость…, да, отрицание Истины. Но, если не принять это, то вещи никогда не изменятся! Что до тех, кто хочет оставаться великим, светящимся, сильным, могущественным и т. д. и т. п., то бог с ними – они ничего не смогут сделать для земли». (25.9.65)[3]

И это:

(Мать:) «Временами получаешь ощущение, что обнаружена экстраординарная тайна и это прямо здесь, почти на кончиках пальцев, и ты ухватываешь Истину и знаешь… Иногда, на секунду, ухватываешь проблеск Тайны; есть открытие, и потом она снова закрывается. Затем, снова, вуаль на секунду снимается, и узнаешь немного больше. Вчера Тайна была прямо здесь, полностью ясная и открытая… И я видела эту тайну; я видела, что она находится в земной материи, на земле, что Всевышний становится совершенным».(6.05.60)

Разум

Следовательно, земля – это действительно фокус интересов. Мы ищем именно физическое разрешение проблемы мира. Но наши средства достижения этого будут духовными, направленные внутрь, ибо только они смогут затронуть более глубокие причины вещей, истинные источники механизма жизни.

(Шри Ауробиндо:) «Ошибкой практического разума является то, что он чрезмерно подчинен внешнему фактору, которой он может сразу чувствовать как реальность и недостаточная смелость в переносе более глубоких фактов потенциальности к их логическому следствию. То, что существует – это реализация предыдущей потенциальности; нынешняя потенциальность – это ключ к будущей реализации. И здесь потенциальность существует; ибо, овладение феноменом зависит от знания его причин и процессов и, если мы знаем причину заблуждения, горя, боли, смерти, мы можем трудиться с какой-то надеждой на их просветление. В действительности, мы преследуем, как идеал, до тех пор, пока можем, просветление всех этих негативностей и враждебностей феномена. Мы постоянно ищем, чтобы минимизировать причины ошибки, боли и страдания. Наука, по мере нарастания знания, мечтает о регулировании рождаемости и о продлении жизни на неопределенный срок, если не об осуществлении полной победы над смертью. Но, из-за того, что мы видим лишь внешние, или вторичные причины, мы можем только надеяться отодвинуть их, а не осветить истинные корни того, против чего мы боремся. И мы ограничены подобным образом из-за того, что мы прилагаем усилия ко вторичным восприятиям, а не к корневому знанию, поскольку мы знаем процесс вещей, но не их сущность. Таким образом, мы добиваемся более мощного манипулирования обстоятельствами, но не достигаем сущностного контроля. Но, если мы смогли бы ухватить сущностную природу и сущностную причину ошибки, страдания и смерти, то мы бы могли надеяться овладеть ими, что было бы не относительно, но полностью. Мы можем надеяться даже полностью осветить их и оправдать главный инстинкт нашей природы победой того абсолютного добра, блаженства, знания и бессмертия, которые наши интуиции воспринимают как истинное и завершающее условие человеческого существа». (18:56)

Едва ли необходимо сегодня полагаться на неясность научных «благодеяний», которые всегда, похоже, воплощали саму противоположность их качества, как семя смерти в сердцевине. Возможно, действительной проблемой науки является ее ужасающая действенность – если бы она была не такой чрезвычайно эффективной, то человеческая раса давно бы опрокинула ее и открыла Реальность, так хорошо ею скрываемую.

(Шри Ауробиндо:) «Все знают, что Наука – это не утверждение истины вещей, но лишь язык выражения определенного переживания объектов, их структуры, их математики, взаимосвязанное и утилитарное выражение их процессов – и ничего более. Материя, сама по себе, есть что-то, (возможно, формация энергии), у чего мы знаем структуру, как она представляется нашему уму и чувствам и неким испытательным инструментам (относительно которых есть подозрение, что они едва ли не определяют свои собственные результаты, Природа приспосабливает свои отклики в соответствии с используемыми инструментами), но больше этого не знает ни один ученый и не может знать». (22:368)

Человек

Поэтому, давайте сядем на корабль со Шри Ауробиндо и Матерью, оставляя весь наш рассудочный груз позади. Новый вид на земле – это не нечто разумное. А почему бы и нет? Разве мы настолько глупы, что не сможем представить существо после человека? Разве Дарвин не показал, что виды эволюционируют, что одни виды рождены от других? Почему это должно быть по-другому для человека?