Смекни!
smekni.com

Г. Екатеринбург 2005 г (стр. 3 из 26)

(Шри Ауробиндо:) «Поскольку человек есть ментальное существо, то он, естественно, воображает, что ум является единственным великим руководителем, деятелем и созидателем, или необходимым агентом во вселенной. Но это заблуждение; даже для знания ум не является единственным и самым великим возможным инструментом, единственным претендентом и открывателем. Ум – это грубая, топорная интерлюдия между точным, подсознательным действием Природы и более обширным безошибочным сверхсознательным действием Божественного. Нет ничего из того, что может делать ум, чего нельзя сделать лучше в неподвижности ума и в свободной от мыслей тишине». (17:11)

Истина в том, что человек – это ничто, или очень немногое, но он может стать Тем – он обладает более великой судьбой, если только он согласится иметь более прекрасную идею относительно себя и об истинном месте, которое он занимает во вселенной.

(Шри Ауробиндо:) «Человек, сам по себе, - это не многим больше, чем амбициозный ноль. Он есть малость, которая тянется к широте и величию, которые пребывают за ним; карлик, очарованный небесами. Его ум – это тусклый луч в сиянии и великолепии универсального Ума. Его жизнь – это усилие, ликование и страдание, пылкая игра страстей и поражение горем, или слепое и глухое желание ничтожного мгновения универсальной Жизни. Его тело – это трудящаяся и бренная частичка материальной вселенной. Это не может быть завершением, тайной, направленной вверх волны Природы. Есть что-то за пределами него, что-то, чем человек должен быть; это видно сегодня только в прерывистых озарениях сквозь трещины в великой стене ограничений, которая отрицает свою возможность и существование. Бессмертная душа пребывает где-то внутри него, и проявляет какие-то искры своего присутствия; над ним вечный дух, затемненный им, и поддерживает непрерывность души его природы. Но этот более великий дух загорожен от нисхождения тяжелой крышкой им сконструированной персональности; и эта внутренняя сияющая душа закутана, подавлена, удушена в густых внешних одеяниях…

Величие человека не в том, чем он является, но в том, что он делает возможным. Его слава в том, что он является закрытым пространством и тайной мастерской живой работы, в которой подготавливается сверхчеловек божественным Мастером. Но он также допущен к еще большему величию, и именно это даст возможность быть непохожим на нижние творения: он является частично мастеровым своего божественного изменения; его восхождение сознания, его посвященная воля и участие нужны для того, чтобы в его тело могла спуститься слава, которая заменит его». (17:8)

И Шри Ауробиндо - добавляет:

«Человек – это переходное существо; он не является завершением… Шаг от человека к сверхчеловеку является следующим грядущим достижением в земной эволюции. Это неизбежно, так как это одновременно и намерение внутреннего Духа и логика Природного процесса». (17:7)

Ментальный Принцип

Этот новый принцип сознания, который заключается в том, чтобы использовать человеческий сосуд для воплощения Я, Шри Ауробиндо назвал Сверхразумом, или Супраменталом. Именно супраментальное сознание заменит ментальное сознание нынешнего человека. И когда этот новый принцип сознания станет активным в земном теле, (что означает, что он действительно касается земной материи), то он изобретет свои собственные средства выражения, свои собственные формы и органы, отличающиеся от тех, что существуют сейчас; он будет представлять эволюцию почти так же, как представлял ее ментальный принцип несколько миллионов лет назад, определяя форму и условие того человека, которого мы знаем сейчас. Фантастический труд Шри Ауробиндо заключался в том, чтобы открыть дверь к возможности этого нового сознания, «тянуть» его сюда вниз.

(Шри Ауробиндо:) «В настоящий момент я поглощен принесением Сверхразума в физическое сознание, вниз, вплоть до субматериального. Физическое, по своей природе, инертно и не хочет становиться сознательным. Оно оказывает гораздо большее сопротивление, когда оно не желает изменяться. Чувствуешь, как будто «копаешь землю», как говорит Веда. Это в действительности копка: от Сверхразума до Сверхразума внизу». (33:298)

«Нисхождение супраментала означает только то, что Сила будет там, в земном сознании, как живущая сила, почти подобно тому, как здесь уже находятся думающий и верхний ментал.» (26:146)

«Если я чувствую практически факт супраментального Нисхождения (я не фиксировал дату), то это из-за того, что у меня есть основание для веры, а не вера на пустом месте. Я знаю, что супраментальное Нисхождение неизбежно – у меня есть вера, основанная на опыте, что время настало сейчас, а не в более позднюю эпоху».(26:469)

Все, конечно же, всегда пребывает «там» с начала времен в состоянии потенциальности, если бы этого уже не было там, как принципа, то это бы никогда не стало реальностью. Вещи не могут возникнуть из ничего, но они должны согласиться проявить себя. Как человек создаст Сверхразум, новый принцип сознания и проявит его лик на земле? Недостаточно только назвать его имя. Как «активизировать» все еще скрытый, дремлющий принцип, новый супраментальный детерминизм на земле, где полностью господствует самодостаточный ментальный детерминизм? Человеку затруднительно понять, что же в действительности означает открыть дверь тому, что еще нигде не существует в реальности. Это нечто, отсутствующее в творении.

Но ясно, что первым шагом является прекращение существования ментального детерминизма. Для того чтобы новый принцип проявился, старый должен прекратить быть абсолютной детерминантой на земле. Следовательно, Шри Ауробиндо отправился в методический и добросовестный поиск, в первую очередь в самом себе, всего того, что «определялось» или обусловлено ментальной активностью в нашей человеческой природе.

Обычная человеческая концепция по этому поводу - это то, что вся его ментальная активность ограничена его думающим рассудком, его способностью обдумывать вещи и несколькими автоматическими (следовательно, несуществующими), нервными реакциями и «рефлексами», которые управляют его сердцем, легкими, пищеварительными функциями и т. д. и образуют остальное чувственное и нервное я. Основанные на этом очень ограниченном представлении, духовные учения всех времен убеждали нас стремиться к «ментальному безмолвию» - прекратить верхнюю ментальную активность, мыслительный процесс для того, чтобы мы смогли войти в «Царство Божие», «Освобождение», «Нирвану» или бог знает что. И это абсолютное правило: прекращение мыслей - это чудесное освежающее купание, действительно, как вид «освобождения»; быть способным прекратить по желанию шум, суматоху, которая продолжается вверху день и ночь – это огромное освобождение.

Конечно, это реально не решит проблему. Однажды, когда достигается этот первый результат, мы начинаем понимать с потрясающей определенностью всю ту неуправляемую массу «ментально скрытых» активностей в нас: эмоции, чувства, реакции на воздействия повседневной жизни и даже такие телесные рефлексы, как холодно, жарко, голод, боль, радость, притягательность, отвращение, усталость, беспокойство – целый кишащий мир, со своими собственными законами, со своей собственной жизнью, на которые мысль (или прекращение мысли) не оказывает ни какого воздействия. Короче говоря, хотя нам нравится думать по-другому, господство над мыслительным процессом не даст нам право покинуть добропорядочное повседневное человечество. Чтобы покинуть его, или просто достичь его дна, мы должны, очевидно, идти дальше или глубже.

Духовность

Сталкиваясь с этим главным препятствием, которое постоянно угрожает устойчивости и постоянству мучительно приобретенной реализации, спиритуалисты находят только один ответ: защитить свою реализацию за высокими стенами, отрезать себя от жизни и, скорее, слишком предрасположены пробуждать в человеке некоторые реакции, противоположные преследуемому идеалу. В монастыре, в Гималаях можно «посвятить себя Богу» для удовлетворения своего сердца, отдать себя исключительно тому объекту, который преследуется без постоянного ворчания и помех обычной жизни.

(Мать:) «Конечно, понятно, почему святые, мудрецы те, кто хотели чувствовать себя постоянно в божественной атмосфере, удаляли все материальные вещи из своей жизни - потому, что они были не трансформированы и поэтому они сохраняли соскальзывание назад в другой [старый] способ существования и это могло стать совершенно… неприятно временами. Но трансформировать эту материальную жизнь - это НЕСРАВНЕННО, безмерно лучше в том смысле, что это даст чрезвычайную стабильность, сознание и РЕАЛЬНОСТЬ». (30.09.67)

(Шри Ауробиндо:) «Духовное изменение начинается с влияния внутреннего существа и верхнего духовного разума, действие ощутимо и принято на поверхности (сознания); само по себе, это может вести только к озаренному ментальному идеализму или к росту религиозного ума, религиозного темперамента, некоторого обожания в сердце и набожности в поведении; это первое приближение ума к духу; но это не может создать радикальную перемену: должно быть сделано большее, - мы должны жить глубже внутри, мы должны превзойти наше нынешнее сознание и выйти за пределы нашего нынешнего статуса Природы». (19:722)

«Земной закон должен быть изменен и должна быть создана новая атмосфера. Вопрос не просто в том, чтобы иметь знание, силу, и т. д., но принести их вниз, вся трудность в том, чтобы заставить их изливаться вниз». (33:148)