Следовательно, работа первопроходцев заключается в том, чтобы начать «раскопки» на различных уровнях своего бытия для того, чтобы привести их в контакт, друг за другом, с Покоем, Светом, Радостью, - чистым воздухом поверхности. Сначала он «копает» во всем, что является интеллектуальной, ментальной активностью в нем, затем на эмоциональном уровне желаний и всевозможных эмоциональных реакций (то, что Мать и Шри Ауробиндо называли виталом); потом, в невероятном скоплении крошечных телесных реакций, которые так естественны и автоматичны, что мы не обращаем на них внимание, не смотря на то, что они являются самой основой нашего ежедневного физического существования: « Я должен спускаться по лестнице медленно, иначе я могу упасть»; «Смотри, эта складка на ковре прямо напротив меня! Как раз идеально, чтобы споткнуться и сломать ногу!»; «Если я слишком быстро буду подниматься в гору, то я запыхаюсь»; «Если я сделаю слишком много оборудования, то я устану»; «Если я останусь на солнце больше часа, то я буду походить на лобстера» и так далее и так далее до отвращения. Почти ничего в нашей жизни не бывает спонтанным; все, как будто, заблаговременно продумано и «санкционировано» или нет, страшно-скачущим и бормочущим карликом, скрытым где-то внутри нашего существа. Его действие так отточено, так «естественно», что мы прекращаем делать какое-либо различие между ним и нами. Нравится нам это или нет, но он становится нашим глашатаем и надежным гидом в каждом действии нашей жизни. Даже поймать его за работой недостаточно, чтобы оспорить его полномочия. Этого карлика Мать называла «физический разум».
(Мать:) «Все последние несколько дней я стояла перед проблемой, которая стара как мир и которая стала чрезвычайно острой. Это было в наиболее материальном физическом сознании, то, что Шри Ауробиндо называл «неверием» - это не ошибка (ошибка принадлежит, главным образом, уму) - это почти отказ принять то, что очевидно в данный момент, это ни есть часть мелкой ежедневной рутины, обычных чувств и реакций – это некий вид неспособности принять и допустить необычное. Это неверие является основой нашего сознания. И это приходит с … (мы называем это «мыслью», но это слишком большое слово для совершенно банальной вещи) физико-ментальной активностью, которая создает «мысль» и всегда допускает и делает выводы (в зависимости от случая) способом, который лично я называю пораженчество. То есть, оно автоматически привносит в идею обо всем плохие вещи, которые могут случиться. И это в самой банальной области, наиболее обыденной, скудной и тривиальной жизни, такой как еда, движение и т. д. В действительности, это самые заурядные вещи. Где мысль заинтересована, там достаточно легко решать и контролировать, но те реакции, которые приходят полностью снизу… Это так крохотно, что едва ли выразишь себе это». (13.12.60)
Затем, первопроходец входит в мрачную зону, наполненную риском и опасностями и такую же обширную как океан, безбрежное болото, подсознательное – это реальная трудность для физической трансформации.
(Шри Ауробиндо:) «Ты должен продолжать работать и работать год за годом, мгновение за мгновением, до тех пор, пока не подойдешь к центральной точке в подсознательном, которая должна быть завоевана – и это главный вопрос всей проблемы и поэтому, чрезвычайно трудный… Эта точка в подсознательном является семенем и поэтому она продолжает все давать и давать ростки до тех пор, пока вы не вырвете семя». (36:180)
Там нет света, нет верхнего освещения, нет Божественного, все одинаковы, без заметной разницы: христианин и буддист, и человек без религии – все обеими ногами завязли в грязи. Это неописуемое место, потому что содержит все. Это наша основа, почва, на которой человеческий вид рос тысячелетиями. Этому миллионы лет и мы все имеем сомнительную привилегию погружения наших корней в него, добавляя наш собственный вклад туда из жизни в жизнь. Двадцать четыре часа в сутки оно тщательно записывает на своем собственном языке каждый наш жест и действие, сознательное или несознательное. Мы посещаем его почти каждую ночь во время нашего сна и не сохраняем никакого воспоминания об этих визитах.
(Шри Ауробиндо:) «Оно содержит все реакции к жизни, которые проявляются, как медленно развивающееся и самоформулирующееся сознание; но оно содержит их не как идеи, или восприятия, или сознательные реакции, но как слепую субстанцию этих вещей. Также, все то, что сознательно переживается - погружается вниз в подсознание, не как переживание, но как неясное и упрямое впечатление от переживания, и может подняться в любое время как грезы, как механическое повторение прошлой мысли, чувств, действий и пр., как «комплексы», взрывающиеся в действие, событие и т. д. и т. п.. Подсознательное является главной причиной, почему все вещи получают изменение только внешне. В этом причина того, почему люди говорят, что характер не изменить, а также не изменить постоянного возвращения вещей, от которых надеялись избавиться. Все семена находятся там и все санскары [отпечатки] ума, витала и тела. Это главная поддержка смерти и болезни и последняя крепость (кажущаяся неприступной) Неведения. Все, что подавлено, но от чего полностью не избавились, спускается туда и остается в семени, готовое подняться или дать ростки в любой момент». (32:247)
(Мать:) «Я нахожусь прямо в подсознательном – подсознательное, о, безнадежно пронизано слабостью, тупостью и …(как сказать?) порабощено массой вещей - порабощено ВСЕМ. О, день и ночь оно развертывается передо мной, чтобы показать мне. Прошлой ночью это было неописуемо! И это продолжается и продолжается; оно кажется безграничным. Поэтому, естественно, тело чувствует результаты, жалкая вещь! То есть, его подсознательное не персонально – оно и персонально и не персонально: оно становится персональным, когда оно входит в тело. Вы не можете вообразить то скопление впечатлений, которое там записано и сохранено, одно на другом. Внешне, вы даже не замечаете ничего, но они продолжают входить, громоздясь одно на другое – ужасно». (18.02.61)
Никакая реальная свобода не возможна до тех пор, пока «это» существует и контролирует жизнь; невозможен никакой божественный вид на земле и никакой надежды на трансформацию. Новый человек означает новые корни и новую основу. Эта полная иллюзия – иллюзия всех духовных учений – призыв к НОВОЙ ЗЕМЛЕ и НОВОМУ ЧЕЛОВЕКУ и, в то же время, застенчиво предохраняя глаза человека от этой невозможной трясины. (Можно понять это нежелание духовных учений, но тогда так же нужно понять, почему ничего в действительности не изменилось на земле и в человеке с приходом великих человеческих религий. Они всегда осторожно обходили стороной реальный выход.)
(Шри Ауробиндо:) «Это Геркулесов труд, ибо, когда входишь туда, это как неисследованный континент. Раньше Йоги спускались вниз до витала. Если бы я знал это заранее, то у меня было бы меньше энтузиазма». (31:196)
Истина заключается в том, что мы тоже должны спуститься туда и победить. Именно в этом истинная работа и чудо Матери и Шри Ауробиндо.
(Шри Ауробиндо:) «Что касается Матери и меня, то мы должны были использовать все способы, следовать всем методам, преодолевать горы трудностей, нести гораздо больший груз, чем кто-либо еще в Ашраме или во внешнем мире; гораздо более трудные условия битвы, чтобы сражаться, раны, чтобы вытерпеть; способы, чтобы продолжать путь через непроходимые болота, пустыню и джунгли; враждебные массы, чтобы победить – я работал так, как, я уверен, не работал никто до нас». (26:464)
«Я получил сполна этих вещей, а Мать в десять раз больше. Но это из-за того, что искатели Пути должны столкнуться с этими вещами, чтоб победить. Нет трудностей, которые бы приходили к Садхаку [ученику], но которые мы бы не встречали на пути; против многих из них мы боролись сотни раз (в действительности, это приуменьшение), прежде чем смогли превзойти; многие [ученики] все еще протестуют, что они имеют право [избежать трудностей] до того, пока здесь не проявится абсолютное совершенство. Но мы никогда не соглашались допускать их неизбежную необходимость для других. То, что мы вынесли такую нагрузку – это в действительности позволит облегчить путь для других в будущем». (26:465)
И он добавил:
«Но не нужно, и даже недопустимо, чтобы все это снова повторилось в полноте опыта других. Именно потому, что у нас была полнота и завершенность опыта, мы можем показать более прямую и легкую дорогу для других». (26:464)
Мать также неудержимо спускалась в шахту:
«То, что меня заставляли видеть каждую ночь – это ужасно. Ужасно! Это как будто пытались вызвать у меня полное отвращение и омерзение к своей работе. Это подсознательное действительно – масса ужаса. Впечатление такое, что оно бездонно и безгранично, что там всегда будут новые комбинации и всегда ужасные. Но это неправда. Оно изменяется….но, о, что за трудная задача! И такое упрямое. Такое упрямое, что вы думаете, что подошли к концу чего-то (вы не думаете так, вы, скорее, знаете, вы надеетесь), а это возвращается прямо назад, но в другой форме, которая, кажется, еще хуже, чем в предыдущем случае». (3.11.62)