«Я не знаю, наступила ли это последняя битва, но за несколько прошедших дней это спустилось очень глубоко, туда, где клетки менее всего освещены: в то, что принадлежит больше миру Несознания и Инерции, в то, что более всего чуждо Божественному Присутствию. Можно сказать, что это первичная субстанция, используемая Жизнью; она не способна отвечать, чувствовать какой-либо смысл в этой жизни… Это была идентификация с миром вообще, с Землей в целом. Это совершенно ужасное и безнадежное условие, нечто бессмысленное, бесцельное, не имеющее в себе никакой радости, хуже, чем неприятное, бессмысленное и полностью бесчувственное. Нечто, что не имеет никакого смысла существования и все же существует. Это было… это была ужасная ситуация.
У меня было впечатление, что это было очень близко ко дну ямы… И это есть основа, фундамент всего материализма». (21.08.63)
Дно должно быть очищено для того, чтобы «верх» согласился спуститься вниз и материализоваться в нем.
(Шри Ауробиндо:) «Нет, то, чем я занимаюсь, это не Эмпиреи, как я надеялся. Это, скорее, противоположность этому; именно в Бездну я должен погрузиться, чтобы построить мост между ними. Но это также необходимо для моей работы, и с этим нужно столкнуться». (26:153)
Но соединение этих двух [противоположностей] так же может быть опасным. Ибо Свет не потерпит ни малейшей крупинки пыли на пути. Все, чего он касается, должно быть по образу его природы – чистым. Малейшее препятствие (или несовершенно очищенный элемент) неистово реагирует, как будто попранное под давлением непривычного Луча. В результате, в существе или в существах вокруг, или даже в окружающем мире, может возникнуть чудовищная катастрофа.
(Шри Ауробиндо:) «Попытка принести большое общее нисхождение произвела лишь большой подъем подсознательной грязи, я отказался от этого…
…В настоящее время я лишь пытаюсь уберечь людей от истеричности, подсознательного изнасилования себя, так что, я могу быть не слишком сильно обеспокоен в своих действиях – я еще не очень преуспел в этом». (32:389)
(Мать:) «Это как будто та Сила, о которой я упоминала, проникала, как мощная дрель все глубже и глубже в подсознательное. В подсознании существуют невероятные вещи, невероятные. И она продолжает идти все глубже и глубже… ИМПЕРАТИВНО. Поэтому человеческий подсознательный крик: «О, нет же! Пожалуйста, больше не надо! Не так быстро!» - это то, против чего вы восстаете. Это общее подсознательное». (12.04.72)
Возможно, это то, что мы видим везде вокруг нас?
(Шри Ауробиндо:) «Положение вещей плохое и становится все хуже, если хуже, чем худшее, вообще возможно – и, однако, как это ни парадоксально, все, кажется, возможным в нашем нынешнем возмущенном мире. Наилучшим для них [корреспондентов] будет понять, что все это необходимо для того, чтобы проявились некоторые возможности, чтобы избавиться от них, если лучший новый мир вообще придет в существование: это нельзя сделать, откладывая на более позднее время. Это как в йоге, где вещи активные, или открытые, в существе должны быть приведены в действие в Свете, для того, чтобы они могли быть преодолены или выброшены, или проявиться из скрытого в глубинах состояния для той же очистительной цели. Так же, они могут вспомнить изречение, что ночь темнее всего перед рассветом, и что приход рассвета неизбежен. Но они должны также помнить, что новый мир, чей приход мы предвидим, не будет сделан из той же ткани, что и старый, и отличаться только лишь формой; и что он придет, используя другие средства – изнутри, а не снаружи; но они сами должны расти внутри для того, чтобы быть готовыми для нового мира, какую бы форму он не принял». [письмо, написанное в июле 1948] (26:1611)
(Сатпрем:) «Но зачем нужно идти вниз на уровень этих подсознательных вещей? Разве нельзя воздействовать на них сверху?»
(Мать:) «Воздействовать на них сверху?... Я воздействовала на них сверху больше тридцати лет, мое дитя! Но ничего не меняется – это изменяет что-то, но это не трансформирует».
(Сатпрем: ) «Поэтому нужно идти вниз на тот уровень?»
(Мать:) «Да. Действие сверху может сдерживать вещи, держать их под контролем, мешать их неприятным инициативам, но не… трансформировать. До тех пор, пока мы говорим даже об овладении, господстве – это может быть сделано – это может быть сделано очень хорошо сверху. Но, чтобы трансформировать, вы должны идти вниз, и это ужасная часть… Иначе, вещи никогда не будут трансформированы; они останутся как есть.
Видишь ли, ты даже можешь притворяться супраментальным! (Мать улыбается). Но это все еще как (жест подвешенности в воздухе). Это не истинная вещь; это не новое творение, не следующий шаг земной эволюции». (18.02.61)
В конце концов, в подсознании ты сталкиваешься с вездесущим Врагом, с тем, кто разрушает все наши усилия с начала времен, кто подрезает все наши крылья и наши грезы, делая полет низким, несмотря на все наши молитвы – это смерть. Смерть, будьте уверены, это не греза – мы возвращаемся к этому.
(Шри Ауробиндо:) «На жизнь был положен преследующий палец Смерти». (28:208)
Смерть – это вопрос, который природа постоянно ставит перед Жизнью, это ее (Природы) напоминание ей [Жизни] о том, что она еще не нашла себя». (16:386)
(Мать:) «Из-за физической смерти подсознание является пораженческим. Видишь ли, какой бы прогресс ни был бы достигнут, какое бы усилие ни было приложено, подсознание чувствует, что вещи всегда закончатся так, потому что они всегда заканчивались подобным образом». (22.12.71)
«В действительности, до тех пор, пока существует смерть, вещи всегда будут заканчиваться плохо». (28.09.63)
Проблема, таким образом, понятна: она глобальна. Ничто не может быть пропущено, ничто не может остаться во мраке, ни малейшей пылинки. Со всем нужно иметь дело - это всеобщий, мировой вопрос, иначе ничто не достигнуто и ничто не трансформировано.
Мать и Шри Ауробиндо видели проблему очень хорошо. Они полностью понимали ее размеры и то, куда ведут ее корни. Но были ли они способны изменить мир в одиночку, ускорить мутацию видов, идя вниз символически в их собственное тело, ибо все едино, в сущности? Какие «катастрофы» они бы привели в действие, стараясь привести в порядок старый нераскаявшийся беспорядок? Какие бы подземные взрывы произвел бы супраментальный свет, который Шри Ауробиндо тянул изо дня в день в свое собственное тело?
Нельзя безнаказанно беспокоить основы жизни. Или это не приходит слишком быстро? Был ли готов мир к такому решительному изменению? Но, на самом деле, мир никогда не готов меняться! Но минимум желания нужно с нашей стороны, минимум слепой веры в будущее! Мы должны принять погружение, делая то, что можем. Выбор между длительным разложением, которое мы слишком хорошо знаем, и неизвестным будущим, которое, быть может, наполнено приятными сюрпризами, если мы внимательны на каждом шагу, чтобы привести наши усилия под защиту Божества, что управляет этой вселенной. Во всяком случае, кажется, существует масса признаков везде: время для изменения настало. Оно настало для каждого из нас, чтобы прочесть признаки и спокойно взяться за работу, где бы мы ни были.
Мать и Шри Ауробиндо тоже взялись за работу. Это «погружение» в тело, в материальное сознание, сознание клеток тела (клетки имеют сознание, их собственный способ бытия, иначе они бы не существовали) будет занимать все время, которое ученики соизволили оставить им. Конечно, ученики тоже были частью «проблемы» - все было связано.
(Шри Ауробиндо:) «У меня было большое стремление к тому, чтобы Садхаки [Ученики] были освобождены от всей этой борьбы и сомнений; ибо до тех пор, пока нынешнее положение вещей продолжается с извержением вокруг такого неистовства и атмосферы суматохи и беспорядка, работа, которую я пытаюсь сделать (конечно же, не для себя и не по какой-то личной причине), всегда будет оставаться под ударом; и я не знаю как то нисхождение, над которым я работаю, осуществит себя. В действительности, Мать и я отдаем девять десятых своей энергии, чтобы сгладить, успокоить вещи, чтобы сохранять Садхаков в терпимо удовлетворительном состоянии и т. д. и т .п. Одна десятая, а в случае с Матерью даже меньше того, может идти на реальную работу – этого недостаточно». (26:489)
Шри Ауробиндо пошел вниз в тело, за ним вскоре последовала и Мать. Трудно представить какая это была для него «жертва». Весь свет наверху, старательно завоеванный, все блаженство и «верхние силы» автоматически аннулировались, отметались еще необработанной почвой, в которую он спустился. Больше нет видения, больше нет духовного полета, больше нет интериоризаций; законы материи могут быть изменены, только если они приняты в себя.
(Шри Ауробиндо:) «Работа над физическим подобна копанию земли; физическое абсолютно инертно, мертво как камень. Когда работа началась там, все прошлые энергии исчезли; опыты прекратились, если они и приходили, то ненадолго. Процесс чрезвычайно медленный. Поднимаешься, падаешь, потом снова поднимаешься и снова падаешь, постоянно встречаешься с внушениями Ведических Асуров (бесов): «Ты не можешь ничего сделать, ты обречен на поражение». (34:179)
Мать и Шри Ауробиндо потеряли все, жертвуя собой, в субстанции так противоположной тому, чем они были – и они потеряли все…, чтоб добиться всего для человеческого вида.
(Мать:) «Это очень скромная работа по своему проявлению, очень тихая. Нет озарений, наполняющих вас радостью. Все то, что хорошо для людей, ищущих духовной радости, принадлежит прошлому.