Смекни!
smekni.com

3 «утешение сердца в трудные времена» Предисловие (стр. 32 из 58)

Истинная свобода

Людям присуще врожденное стремление к свободе, освобождению от рамок и ограничений, обрекающих нас на страдания. Мы также стремимся к единению, основанному на общении с людьми. И все же тревожная информация о растущем насилии над человеком и природой указывает на тот факт, что мы утеряли знание о сосуществовании людей на этой планете. В нашем хаотичном поиске свободы мы забыли о том, что же означает слово «свобода».

Свобода не означает, что мы должны чувствовать свое превосходство над природой и истолковывать свое положение как дающее нам право доводить ее до истощения. Свобода — это право жить в гармонии с другими живыми существами и Матерью-Природой, потому что когда она удовлетворена нами, ветви ее деревьев будут сгибаться от обилия плодов, а земля поделится растениями, овощами, листьями и целебными травами.

Наше истинное освобождение никогда не наступит, если мы будем воспринимать свободу как право властвовать над планетой, как не придет оно и посредством социальных реформ. Это не вопрос смены одной, системы человеческого общественного устройства на другую, превосходства одной расы над другой, отождествления с той или иной политической партией. То, что мы действительно должны сделать, — это постараться искоренить в себе стремление властвовать, манипулировать и эксплуатировать, а также держать под контролем стремление к накоплению и обману природы, пытаясь захватить больше той доли, чем выделена нам.

В конечном итоге, мы должны стремиться очистить собственные сердца и сознание, чтобы, в свою очередь, очистить атмосферу вокруг нас. Тогда и только тогда мы сможем, выйти за рамки ограничений и вернуться в вечный мир — царство Бога, царство наших Матери и Отца.

Существует специальная духовная наука, которая помогает нам вырваться из этой тюрьмы и обрести освобождение. Эта наука предполагает методы очищения и изменения нашего характера, обретение необходимого знания и, в конечном итоге, превращение с помощью Божественной воли посредством служения и действий, которые восстанавливают наши любовные взаимоотношения со Всевышним.

Материалисты, не знающие этого, лишены очень многого. Не понимая законов кармы — действий и сопровождающих их реакций, — люди принимают близорукие решения, основываясь на стремлении к незамедлительному чувственному наслаждению, которое впоследствии становится причиной еще большей материальной обусловленности.

По большому счету, куда бы мы ни бросили взгляд, везде увидим людей, пытающихся в той или иной степени играть роль Бога. Это связано с тем, что лейтмотивом пребывания в материальном мире является стремление властвовать и господствовать над другими чтобы воплотить в реальности неосуществимую мечту о полном владычестве. Однако высшее счастье человеческой жизни заключается в том, чтобы заняться любовным служением Господу, отказавшись от всякого желания властвовать.

Иллюзии материальной природы

В наше самодовольное время гедонизма* большинство людей не хотят слышать о том, что материальный мир является местом трудных уроков и испытаний. Завораживающий калейдоскоп этого мира раздувает пламя нашей любознательности, и большинство людей просто хотят попробовать на вкус и насладиться всеми соблазнами, предложенными нам природой. При этом так называемые наслаждения на деле подвергают нас опасности сразу после того, как мы их попробовали.

Древние духовные традиции описывают эти соблазны по-разному. Так, если Библия олицетворением зла называет Сатану, противопоставляющего себя Господу, а также совращающего другие живые существа на служение ему, ведические писания говорят о майе, являющейся олицетворением материальной иллюзии.

*Гедонизм (греч — наслаждение) — этическое учение о том, что целью жизни и высшим благом является наслаждение Основано в IV в. до н. э. киренской философской школой.

Вместо чтобы противопоставлять себя Господу, она служит Ему, выполняя немилосердное служение — соблазнять обусловленные души всевозможными приятными на вкус ядовитыми угощениями для того, чтобы проверить нас в конечном итоге, изменить к лучшему, обучая трудным урокам жизни до тех пор, пока мы не разовьем а себе способность корректно воспринимать реальность и не сбиваться с пути обретения истинного счастья.

Так же, как солдат должен научиться отличать по форме и амуниции врага и попытаться разгадать его тактику, духовный воин должен научиться при всех обстоятельствах отражать атаки, приводящие к падению и деградации. Конечно же, мы не должны становиться параноиками или позволять собственным страхам возобладать над разумом. С другой стороны, если мы будем игнорировать разрушительную мощь нашего врага, мы не сможем быть до конца уверены в собственной победе.

Сначала майя пытается занять человека разрушительной, вредоносной деятельностью. А для тех, кого не сможет захватить с первого раза, она создаст условия, в которых человек будет чувствовать себя подавленным и одиноким, потерявшим смысл существования, вплоть до момента, когда человек решит, что ничего уже нельзя изменить и нет никакого смысла пытаться что-то делать для этого. Таким образом, под контролем находятся даже те, кого нельзя считать закоренелым материалистом.

Каждый пребывающий в материальном теле является мишенью. Прежде чем мы разовьем в себе злость по отношению к майе, духовные воины, будучи честными людьми, должны понимать, что в подобной ситуации оказались по своей воле. Сам факт нашего пребывания в этом материальном мире указывает на то, что на каком-то этапе мы устранились от любви к Богу. Мы отвергли наше естественное положение любящих слуг Бога, предпочтя ему рамки материальной реальности. В этой реальности мы можем на некоторое время забыть, что мы не равны Богу, попытавшись заявить свои претензии на право обладать, создавать, властвовать и разрушать по собственной воле. Хотя это право было буквально дано нам самим Богом, неизбежные последствия выражены в том, что мы должны существовать в рамках этого материального мира и вступить в соперничество за право властвовать в этих пределах с другими живыми существами, обладающими схожим деградировавшим и затуманенным сознанием.

Вместо того, чтобы рассматривать майю как воплощенное зло, стремящееся извести нас, мы должны научиться воспринимать ее как тюремного надсмотрщика, все действия которого направлены на содержание нас в заточении до тех пор, пока мы не решим, что больше не хотим находиться в этой стране теней. Она может учить и причинять нам беспокойства, пока мы не примем окончательное и бесповоротное решение вернуться к своему изначальному положению в служении Господу.

На этом пути нас ожидает безмерная помощь. Практически даром нам были даны бесценные религиозные писания. В действительности они представляют собой конкретное руководство, направленное на то, что бы помочь нам обрести высшее благо от нашего существования в этом мире, право на получение разрешения на освобождение из этой темницы и возвращение в духовный мир. Наставления, содержащиеся в этих текстах призваны научить нас правилам существования материальном и духовном мирах и обеспечить нас инструментами, позволяющими принять верные решения. Получив эти инструменты, каждый из нас должен сам сделать осознанный выбор, воспользовавшись помощью для борьбы с собственными эгоистичными желаниями и преодоления насылаемых майей испытаний по мере их возникновения на горизонте нашей жизни.

Гуны материальной природы

«Бхагавад-гита» подробно разбирает все проявления материи, а также подвергает анализу материальную деятельность, основываясь на определении трех основных гун: саттва, раджас и тамас, которые приблизительно можно перевести как благость, страсть и невежество.

В соответствии с «Гитой», утвердившиеся в гуне благости испытывают счастье и стремятся к знанию. Продвигаясь по пути духовного развития, они постепенно готовят себя к восхождению на трансцендентный уровень. Гуна страсти появляется на фоне преобладания похотливых желаний. Люди в этом состоянии в бесконечном цикле из жизни в жизнь пытаются осуществить свои бесконечные и невыполнимые желания, но вместо них приходят другие. В гуне невежества люди обусловлены ленью и апатией и совершают поступки, совершенно не задумываясь об их последствиях Люди, живущие в подобных условиях, скатываются все ниже по спирали, погружаясь в разочарование, опьянение и иллюзию.

«Гита» приводит многочисленные примеры действий людей, совершенных под воздействием различных гун. Обычно к гуне благости относятся действия, совершенные из чувства долга и на благо других людей. Действия, совершенные под влиянием желания отличиться ради выгоды или чувственного наслаждения, считаются совершенными в гуне страсти, а легкомысленные поступки, совершенные без осознания последствий, относятся к гуне невежества.

Мы можем использовать эти примеры для того, чтобы проанализировать собственные мотивы и поступки. Например, если мы постоянно испытываем разочарование и неудовлетворенность собственной жизнью, если мы постоянно стремимся к чему-то и не можем обрести желаемое, можно сделать вывод, что мы находимся под влиянием гуны страсти. Если мы будем откровенными с самими собой, то обнаружим, что практически вся наша повседневная жизнь вращается вокруг собственного прославления и чувственного наслаждения.