Затем Господь Чайтанья продолжал уборку храма. Он использовал руки и собственную одежду для удаления всякой грязи, таким образом продемонстрировав, что мы должны искать источник силы в самих себе и продолжать собственную работу, направленную на очищение. Господь Чайтанья напоминал, что нам как знатокам духовной науки следует воспринимать себя миниатюрным отображением внешнего мира, и это должно подтолкнуть нас искать ответ в самих себе.
Усердно убирая храм, Господь Чайтанья стремился вычистить на первый взгляд незаметные загрязнения. Такие тонкие осквернения в нашем сознании способны задушить «росток преданного служения», распустившийся в нашем сердце, представляющий собой незрелый побег любви и преданности, пробивающийся на ранних этапах духовной жизни. Даже незначительное осквернение может стать причиной возникновения проблем на начальном этапе духовного развития. Если не вырвать его с корнем, подобная скверна будет расти, словно сорняк, и в конце концов задушит молодой побег. Господь Чайтанья продемонстрировал, что недостаточно очищать себя от внешнего осквернения. Мы должны проанализировать свое внутреннее состояние с целью отыскать тонкие, потайные формы осквернения, к которые позже могут принести нам множество трудностей.
Избавляясь от сорняков на пути
преданного служения
Беспристрастный тщательный анализ является принципиально важным видом оружия для каждого духовного воина, потому что тонкие воздействия могут
проявиться в любой момент и увести нас в сторону с пути праведности. Подобное пристальное внимание к внутренней жизни позволяет нам очевидным образом увидеть схемы собственного ментального поведения, избавиться от губительных мыслей, чувств и привычек, что будет способствовать повышению качества нашего служения другим. Это не та задача, которую можно выполнить однажды и забыть о ней. Мы должны постоянно быть бдительны, чтобы наш ум оставался свободным от эгоцентричных предрассудков и был настроен на служение.
Одним из самых ядовитых сорняков, обычно укореняющихся в сердце духовного воина, остается привязанность к славе и почестям. Если в нашем сознании сформировалось стойкое желание отделиться от толпы, быть лучше остальных или быть замеченными и облагодетельствованными, можно с уверенностью сказать, что мы не бескорыстны, а наше так называемое служение представляет собой не что иное, как примитивное стремление к самовозвеличению и желанию чувствовать собственную важность. Другой наш скрытый враг — это зависть, противопоставляемая любви и бескорыстию. Зависть застилает наши чувства, мешая адекватно воспринимать реальность, искажая истину до такой степени, что наше поведение может стать ужасно вредоносным для нас самих и окружающих.
Мы не сможем понять, как устроена духовная реальность, вооружившись лишь неким образованием. Несмотря на важность обучения, путь к духовному осознанию пролегает через преданное бескорыстное служение. Служа другим, не ожидал за это вознаграждения, мы привлечем внимание Господа. Он приблизится к нам и обеспечит всем необходимым лишь потому, что нам удалось избавиться от пелены, скрывающей от нашего взора истину.
Самозащита
Очищая свое сознание и продвигаясь по пути становления духовного воина, мы не должны забывать, что вокруг идет война. А для того, чтобы сражаться более эффективно, солдаты должны обладать навыками самозащиты, Искусство самозащиты является принципиально важным аспектом внутренней работы и служения другим. Вместо того, чтобы смотреть на мир через розовые очки, оставаясь наивными, мы должны воспринимать обстоятельства как фактор, помогающий повышению способности противостояния негативному воздействию — внешнему и тонкому.
При отправлении самолета стюардесса объясняет, что при возникновении аварийной ситуации следует задеть кислородную маску на лицо, прежде чем бросаться на помощь другим пассажирам. Подобным образом, чтобы стать надежными духовными воинами, мы должны прежде всего защитить самих себя. В противном случае мы останемся никчемным балластом. Величайшее средство защиты для каждого из нас — это безусловное, бескорыстное, непрерывное преданное служение. Подобное служение превращается в поток Божественной любви, оберегающей нас в любых обстоятельствах.
Наш ум очень подвержен влиянию СМИ и электронных устройств, повсеместно окружающих нас. Самозащита для духовных воинов предполагает бдительность, контролирующую все без исключения побуждения ума, отказ от практики безотчетного просмотра телепрограмм и доступа к компьютеру, а также других методов деятельности, приводящих к пассивности, инертности и ментальному абсентеизму.*(* Абсентеизм (лат — самоустранение) — это линия поведения, состоящая в намеренном игнорировании посещения каких-либо мероприятий — Прим переводчика.).
Мы также должны постараться выработать иммунитет к стадному чувству и повальному воздействию на массовое сознание, усилив отношение к процессу очищения как неотъемлемой части нашей жизни.
Будучи духовными воинами, мы не должны забывать о помощи, получаемой нами от высших существ в этой Вселенной. В то же время нам следует помнить о бесчисленных усилиях низших существ нейтрализовать нас, пытаясь осквернить наше сознание и сердце. Эти низкие сущности постоянно рыщут в поисках новых жертв, бросая всю свою энергию на изыскание способа утянуть нас в пропасть невежества.
Важность проницательности
Для избежания «стадного инстинкта» духовные воины должны научиться проницательности. Они должны всегда помнить, что коренная причина разрушительного поведения обычно довольно примитивна — это похоть и желание удовлетворения чувств. Даже исходящие из наилучших побуждений люди могут превратиться в сеятелей насилия и разрушения, если они порабощены удовлетворением собственных чувств, потому что на определенном этапе они обнаружат, что ничто иное не способно удовлетворить их ненасытные желания.
Будучи духовными воинами, мы не должны позволять этому «стадному инстинкту» захватить наше сознание. Наоборот, мы должны стоять рядом, всегда готовые повести людей за собой силой собственной чистоты и приверженности высшим идеалам. Для этого мы должны научиться противостоять низменным побуждениям и направить сознание окружающих нас людей к высшей цели, что представляется чрезвычайно сложной задачей в среде, постоянно осаждающей нас всевозможными соблазнами.
Хотя понять важность проницательности совсем нетрудно, крайне важно применять ее в собственной жизни, потому что она оказывает сильнейшее воздействие на нашу способность оставаться во всеоружии.
«Нормальность» не естественна
Мы должны противостоять соблазну быть «нормальными», потому что так называемые нормальные люди принимают как должное правила игры этого безумного мира. В современном обществе нормальные люди стремятся окружить себя максимально комфортной обстановкой, так как уверены, что их успех и достоинство определяются количеством дорогостоящих вещей. Как говорится в поговорке: «Самый крутой тот, кто умирает с самой дорогой игрушкой в руках». Если развить эту мысль, то стоимость наших забав определяет наше достоинство. Это заблуждение характерно для людей, путающих материальное достоинство и богатство с духовным.
Будучи духовными воинами, мы должны выйти за рамки ограниченных представлений о человеческой жизни. Это означает, что мы должны постоянно задаваться вопросами: «Зачем я это делаю?», «Как это сделать лучше всего?» и «К чему это приведет?». Мы должны постоянно отмечать вектор наших мыслей и поступков, пытаясь отыскать некие законы, управляющие нашим поведением. В конечном итоге мы сможем узнать о Законотворце и о том, как жить в гармонии с Его законами. Однажды мы осознаем, что у нас нет ни малейшего желания нарушать эти законы, потому что нам не хочется становиться объектом страдания за совершенные поступки, особенно если речь идет о нарушении духовных принципов. Если мы нарушаем материальные законы, то на некоторое время можем об этом забыть. Но нарушая духовные законы, мы обрекаем себя на мгновенную реакцию, потому что Господь пребывает в нашем сердце и прекрасно осведомлен о том, что мы делаем.
Несмотря на материалистичное умонастроение современного общества, все большее число людей получают духовное знание, стремясь к пониманию природы реальности и цели человеческой жизни. Многим удалось познать принципы духовной жизни и получить опыт жизни вне рамок «нормального» материального сознания. Подобный опыт может служить для них своего рода катализатором, позволяющим проникнуть в глубинные аспекты духовности. На этом уровне человек обретает способность к развитию динамичных, личных отношений с Богом и раскрыть в себе радость познания высшей, нематериальной реальности.
Влияние тонкой энергии
Чаще всего истинные причины наших проблем скрываются намного глубже тех, что лежат на поверхности. К их числу относятся угнетение, империализм, национализм и даже бедность. Все наиболее серьезные проблемы существуют на тонком уровне. Духовные воины в дополнение к мирской компетенции, должны овладеть наукой управления тонкими аспектами существования. Мы не заинтересованы в поверхностном рассмотрении проблем, как это делают обычные материалисты.
Духовные воины должны быть достаточно чувствительны, бдительны и педантичны, чтобы суметь оказать максималъно положительное воздействие на коллективное сознание. Мы должны быть очень проницательны в отношении внутренних переживаний. Многие люди занимаются медитативной практикой, что позволяет им достигать особого состояния сознания. Однако человек, лишенный должного руководства, проникая во время медитации в глубинные аспекты сознания, может потерять чувство целостности и взаимосвязи с реальностью. Некоторые из тех, кто в свое время практиковал кундалини-йогу, сложные дыхательные упражнения и другие мистические дисциплины, пренебрегая поиском квалифицированного наставника, оказались в клиниках для душевнобольных, потому что в их организмах нарушился баланс энергий. За другими людьми, решившими рассказать о собственных переживаниях, прочно закрепился ярлык сумасшедших. Состояние их психического здоровья внушало серьезные опасения. Предполагалось, чго эти люди могут представлять угрозу для общества.