Что касается психических заболеваний, то обращение к профессионалам в традиционной медицине может лишь усугубить положение. Мы должны быть крайне осторожны. Если мы уже серьезно практиковали медитацию во времена увлечения различными метафизическими учениями, то попытка рассказать об этом ортодоксальным психиатрам может привести к полному непониманию ваших переживаний. В результате этого некоторые духовные люди и трансценденталисты могут оказаться в клинике, потому, что некоторые их рассказы запросто сходят за диагностические выкладки из учебников по психиатрии.
В наше время крайне необходимы специалисты в области психиатрии, обладающие возвышенным сознанием.
Практикуя принципы духовной жизни на протяжении долгого времени, мы сможем подняться на более высокий уровень сознания. В нашем сознании могут промелькнуть кадры из предыдущей жизни, однако это не должно нас пугать. Вообще-то к ненормальным следует отнести тех, кто считает себя здрявомыслящими в этом безумном мире. Тот, кто пытается быть «нормальным.» в этом «сумасшедшем доме», попал в затруднительное положение, потому что с духовной точки зрения быть «нормальным» равносильно духовному сумасшествию.
Чем дольше вы будете стремиться войти в духовную реальность, тем у вас больше шансов быть услышанным. Если вы упорно двигаетесь к своей цели, Вселенная ответит на ваши духовные искания, но вы не должны предавать своей веры.
Вопрос: Мы уже говорили о том, насколько важно оставаться антиматериалистом в этом материалистическом обществе, при этом не забывая о своей работе, оплате счетов и выполнении повседневных обязанностей. Но как мы должны вести себя на рабочем месте, а именно, как сохранять смирение? Часто, особенно в отношении работы, это качество воспринимается искаженно.
Ответ: Судя по всему, вы имеете в виду, что некоторые ведут себя глупо, пассивно и наивно, называя это смирением. Но Иисус был очень смирен, когда ворвался в синагогу и перевернул столы менял. Он был смирен в том отношении, что был всецело предан Божественной воле, сделав то, что должен был сделать, не задумываясь о себе. Смирение не обязательно означает молчание. Смирение означает правдивость, бесстрашное отстаивание истины, уверенный отказ от желания признания, почитания и выгоды.
В некоторых случаях смирение может предполагать отсутствие всякой активности, но во всем остальном смирение предполагает еще большую активность, чем обычно. Смирение не означает, что мы должны терпеливо сносить трудную ситуацию. Быть смиренным — значит быть правдивым. Например, мы не можем позволить собственному ребенку стать наркоманом. Мы не станем говорить себе: «Мне следует смириться с этим, потому что я замечательный родитель и хочу, чтобы мой ребенок был личностью творческой и способной к самовыражению». Конечно же, это чушь. Это будет крайне глупая, трусливая и безответственная позиция. Смирение не означает лишь терпение.
Для того, чтобы быть смиренным, мы прежде всего должны задаться вопросом: «Что в данной конкретной ситуации будет благом — действие или бездействие?» Если проблема может быть решена напрямую, не следует откладывать этого шага. Смирение предполагает опенку ситуации с целью выяснения то-то, будет ли предполагаемое решение благоприятным для всех окружающих, а не с позиции собственного комфорта и безопасности. Это качество также предполагает принятие необходимых мер, которые основаны на заключении, сделанном после тщательного анализа ситуации.
Духовная жизнь предполагает лишь бескорыстие. Однако бескорыстие должно быть активным, а не наоборот. Мы не должны забывать, что смирение означает откровенность, честность, прямоту и готовность достойно встретить последствия своих поступков, какими бы они ни были. Величайшие духовные учителя и наставники были людьми смиренными именно в этом понимании слова, несмотря на то, что иногда весь мир ополчался против них.
Глава IX
Рекомендации: как поступать ответственно
Постоянность наших действий
Как мы уже говорили при обсуждении вопроса кармы, каждое действие становится причиной соответствующей реакции, которая неизбежно найдет свое воплощение в нашей жизни. Другим важным аспектом этого явления служит факт нашей постоянной активно сти. Даже если мы решим отстраниться от жизни общества и поселиться в горах, нам все разно придется проявлять некоторую активность. Когда мы спим, сознание продолжает функционировать. В «Бхагавад-гите» Арджуна задает вопрос на эту тему, а Господь объясняет ему, что нам следует посвятить все наши действия развитию духовности вместо того, чтобы пытаться избегать деятельности вообще (вместе с последующими реакциями). Если мы будем поступать так, то даже самые незамысловатые наши действия, такие как прием пищи, работа или забота о членах своей семьи, позволят нам возвыситься.
В наше время люди обладают ошибочным представлением о понятии духовности, считая его непрактичным и абстрактным. Естественно, многие из нас испытывают необъяснимый интерес ко всему абстрактному, потому что подобное качество предполагает некоторый налет мистики, но, в конечном итоге, мы отстранили духовность от нашей жизни. Мы обманули сами себя, совершив над собой акт ошибочного хирургического вмешательства, отрезав духовную суть и оставив для себя единственную реальность, на деле оказавшуюся иллюзией. В результате мы даже не догадываемся, что Творец создал нас с тем, чтобы мы во всех своих действиях руководствовались принципами духовности.
Мы не осознаем, что истинная степень нашей духовности заключается в глубине нашего взаимодействия с окружающими нас людьми и другими живыми существами. Мы считаем любовь и духовность сентиментальными чувствами, которые позволяют нам чувствовать себя «хорошо», не требуя от нас следования строгим принципам. Однако не только слово «любовь» воспринимается как действие. Понятие духовности также предполагает активность.
Духовность неотделима от повседневной жизни. Она представляет собой нечто иное, отличное от посещения церкви, храма, мечети и синагоги. Духовность проявляется во всем, что мы делаем каждое мгновение. Приготовление пищи и предложение ее с любовью другим людям также может быть духовным действием. Полив сада, уход за ребенком, массаж пожилого члена семьи, помощь соседям, даже приветствие при встрече с искренней улыбкой на устах, так же, как и молитва о благополучии кого-либо, кроме себя — все эти действия насыщаются духовной энергией, если при этом мы помним о Боге. Действия, выполненные в настроении эгоистического самолюбования, в духе высокомерия, раздутого ощущением собственной важности, или при необходимости достижения материалистических целей, являются негативными.
Если мы воспринимаем все свои поступки с позиции духовного воина, то мы выполним поставленную перед каждым из нас задачу возвышения сознания даже в царящей вокруг нас атмосфере смятения и негатива. Невзирая на особенности своего характера, склонности и способности, каждый из нас несет ответственность за собственные поступки, где бы мы ни находились. Это важно, чтобы суметь изменить фон сознания всей планеты.
Служение и помощь
Служение отличается от помощи. Все души являются равными по своим правам созданиями Господа, несмотря на внешние отличия, проявленные в материальных телах и сознании. Однако наше представление помощи не включает в себя отношения равных. Мы используем имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы, чтобы помочь тем, кто такими ресурсами не обладает, при этом воспринимая их недостатки с позиции более сильного. Иногда в контексте отношений может прослеживаться некий синдром благодетеля: «Я признаю факт твоего существования. Я вижу, что ты ведешь себя некорректно, и готов терпеть твои недостатки, потому что я такой замечательный». Хотя мы можем не произносить этого вслух или даже не осознавать в себе подобного отношения к другим, мы все равно будем стремиться занять превосходящее положение. Люди способны почувствовать подобное неравное к себе отношение и будут сопротивляться ему до тех пор, пока оно не сведет все попытки общения на нет.
Когда мы «исправляем» человека, то исходим из того, что он «неправильный», убеждая себя в необходимости срочного вмешательства. Мы не видим целостности в личности этого человека и не готовы доверять ей. Когда мы «исправляем» или «помогаем» человеку, то можем лишить его большего, чем способны ему дать. Наше поведение предполагает, что эти люди не в состоянии решить проблему собственными силами. Если мы ведем себя подобным бесчеловечным и попирающим достоинство образом, мы вынуждаем человека заменить собственную самооценку и причиняем ему вред, несмотря на самые лучшие побуждения. Чтобы на самом деле помочь человеку, мы должны заботиться не только о том, чтобы совершать определенные поступки, но йотом, чтобы совершать их правильно. Иначе, несмотря на все наши усилия, направленные на исправление сложившейся ситуации, мы можем непреднамеренно стать причиной еще большего конфликта и навлечь несчастья на себя и других. Духовный воин не должен ограничиваться малым, не пытаясь помочь другим. Мы должны стать по-настоящему бескорыстными слугами.
Служение отличается от помощи или исправления. Служение покоится на предпосылке, что жизнь — это священное таинство. Когда мы служим, мы делаем это, сознавая, что принадлежим этой жизни. И. наоборот, когда мы помогаем, то исходим из того, что жизнь ущербна, а когда исправляем,— что она неправильна. В любом случае мы считаем себя стоящими над или в стороне от потока жизни. Когда мы действительно служим, мы всеми силами пытаемся понять суть происходящего. Как только мы поймем, что от нас требуется, прибегнем ко всем доступным ресурсам. Акт служения возможен только между равными и основан на смирении, бескорыстии и любви.