Академик В. И. Вернадский (рис.18), слушавший лекции Д. И. Менделеева, подчеркивал: «На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый чудесный мир, и в переполненной 7-ой аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого» [10].
Сам Дмитрий Иванович писал: «Чего я только не делал в своей научной жизни! Начав с учительства в симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и науке. Плоды моих трудов, прежде всего, в научной известности, составляющей гордость – не одну мою личную, но и общую русскую… Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство...» [11]. Не раз ученый подчеркивал, что из трех служб Родине, наука, педагогика и промышленность, много внимания уделял педагогике. Как культурный человек он принимал активнейшее участие в обсуждении вопросов среднего, технического и высшего образования в своей стране.
Выводы по главе II.
Тяга к педагогике возникла у Менделеева еще в юношеские годы под влиянием известных и талантливых преподавателей, с которыми он столкнулся в гимназии и в институте. Педагогом был и его отец, поэтому можно сказать, что Дмитрий продолжил семейную традицию, поскольку проблемы образования постоянно обсуждались в домашней обстановке. Читая лекции и проводя практические занятия в разных учебных заведениях Петербурга, Дмитрий Иванович всегда притягивал к себе аудиторию слушателей, очаровывая и привлекая их своим педагогическим мастерством, даром неутомимого лектора и прекрасного экспериментатора.
ГЛАВА III Взгляды Д.И. Менделеева на народное просвещение
3.1. Просвещение в России XIX века
Разные информационные источники трактуют о делах, обстоящих с просвещением во второй половине XIX века, по-разному. В книге «История России с древности и до наших дней» повествуется следующее: «Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х годов доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 год неграмотных оказалось 55%, в губернских городах их процент повышался до 60-70, в уездных – до 70-80, в деревне грамотность была редким явлением (см. приложение, рис.23)». Утвержденный 19 ноября 1864 года устав гимназий и прогимназий разделил средние учебные заведения – гимназии – на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Создавались также прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам обучения. В 1871 году дифференциация усилилась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, а реальные гимназии переименовали в училища с шестилетним обучением. В 1865 году насчитывалось более 96 гимназий, а в 90-х годах XIX века – около 600 (см. приложение, табл.1). В конце XIX века в России действовало 180 мужских гимназий. С 1862 года появились женские гимназии, к концу века их число дошло до 142. Но, несмотря на попытки правительства изменить ситуацию в народном образовании, страна к 1893 году занимала лишь 14-е место в мире по числу учащихся, приходящих на всех жителей страны. В России учились только 3,1% населения, тогда как в США 23%. Высшее образование получал один из 7 тысяч человек России. Программу развития образования в стране, которую предлагал Менделеев, можно было считать прогрессивной: начальная школа в – каждой деревне, неполная средняя школа – в каждом селе, полная – в каждом городе, высшее учебное заведение – в каждом областном городе (см. приложение, рис.24).
По вопросу о среднем образовании велась длительная борьба между сторонниками реального и классического направлений. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных иностранных языков. Вторые считали необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения. Основой среднего образования стала классическая гимназия, в значительной мере оторванная от запросов современной жизни.
3.2. Взгляды Менделеева на народное просвещение
Интенсивно занимаясь проблемами организации науки, промышленности и сельского хозяйства, ученый не мог не уделить столь же большого внимания и разнообразным проблемам образования. Менделеев неоднократно подчеркивал, что направление русского образования должно быть «жизненным и реальным».
Дмитрий Иванович был одним из немногих людей 60-х годов, распознавших зарождающийся исторический процесс дальнейшего развития России. И как образованный и мудрый человек, он понимал, что стране необходимы существенные изменения в сфере народного просвещения. Дмитрий Иванович осознавал, что Россия нуждается в реформах образования, именно с помощью которых страна уверенно станет на путь развития и прогресса. Он был большим патриотом и понимал, что школа – это громадная сила, определяющая судьбу народов и государств, считал, что без расширения народного образования, просвещения невозможно развитие России. Он постоянно подчеркивал, что народное образование есть долг государства перед низшими классами, перед детьми крестьян, рабочих и других низших классов в городах и селах. Основополагающими принципами организации народного образования Менделеев считал всеобщность, обязательность и бесплатность, неоднократно доказывал, что учить надо не для личных, а для общественных целей. Крылатой стала фраза гениального ученого: «Посев научный взойдет для жатвы народной» [12].
Менделеев стремился к «здоровой педагогике», критиковал сложившуюся в России систему народного образования за то, что она не опиралась на соображения о здоровье учащихся. Следует обратить внимание на современную мысль талантливого педагога и гражданина земли русской: «…при большом количестве уроков по предметам (древним языкам) остается мало времени для прохождения других необходимых образовательных предметов, и ученики лишаются возможности запастись …здоровьем и необходимейшими для жизни познаниями» [12]. Под «здоровой педагогикой» Менделеев понимал то, что учитель должен развивать в ученике все качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые… Он считал, что предметы делятся на основные и дополнительные, что основных предметов не должно быть много, так как «получать и развивать само знание нужно не столько в количественном отношении, сколько в качественном» [12]. По его мнению, срок обучения в гимназиях следует ограничить до шести лет, возраст выпускников снизить с 18-20 до 16-17 лет. Соображения валеологического и экологического характера разбросаны по многим педагогическим трудам и учебникам, написанным Менделеевым в течение 50 лет его творческой деятельности.
Что же касается до высших школ, подобных университетам, то они назначены преимущественно для высших форм специализации, и в них входят люди уже с теми идеалами и привычками, которые вынесены из средних школ и из окружающей жизненной обстановки. Бесспорно, что средние школы – без высших, специальных дадут мало стране того, что ей нужно. В своих статьях о народном просвещении Дмитрий Иванович рассуждает, что Россия еще молода и впереди у нее сложный процесс совершенствования и становления «на ноги», и впереди у нее множество свершений. Ученый пытается объяснить, что «способом верного превращения молодого в зрелое должно быть не одно время, а в соединении с обдуманной системой всего образования» [12].
3.3. Учебные пособия Менделеева
Начиная свою педагогическую деятельность, молодой преподаватель столкнулся с большой проблемой: не было научного, методически грамотного пособия, по которому без затруднений могли бы учиться студенты. В 1861 году Дмитрий Иванович создает свой первый учебник «Органическая химия», за который автор был удостоен престижной Демидовской премии Петербургской академии наук. По словам самого автора, она была написана за два месяца, не отходя от письменного стола.
Вторым наиболее значимым и известным классическим трудом стал учебник «Основы химии» (рис.19), как утверждал сам автор, это одно из четырех достижений, которое составило имя прославленному ученому. Здесь была изложена неорганическая химия с точки зрения периодического закона, систематизирован фактический и теоретический материал, обсуждалась логика науки, прослеживалась взаимосвязь с производством. В1868 году вышло в свет первое издание, при жизни автора учебник переиздавался 8 раз, в 1906 году вышло в свет восьмое издание книги. Это пособие было выпущено три раза на английском, по одному разу – на немецком и французском языках. Автор утверждал: «Эти «Основы химии» – любимое дитя мое. В них мой образ мой опыт педагога и мои задушевные мысли» [2]. Н.А. Меншуткин, известный русский химик (рис.20) говорил: « В дело преподавания химии Д. И. Менделеев внес большую лепту составлением учебных книг по отраслям химии, ровно как характер своего преподавания» [14].