Смекни!
smekni.com

а, безусловно, актуальна, поскольку меняются времена, меняется ментальность, меняется и отно­шение к путешествиям. Но при всех его трансформациях туризм был, есть (стр. 2 из 4)

В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ – всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации.

Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два сборника под названием “Известия”, в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья.

Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности дорог для организации групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую поддержку и просуществовал недолго.

Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы.

В 1888г. в Тифлисе был издан “Путеводитель по Кавказу” с рисунками и картой. Его составитель Е. Вейденбаум дал в книге подробное описание Кавказского края, девяти маршрутов с изложением главнейших населённых пунктов, городов, природных и исторических достопримечательностей.

В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями.

В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный район – Крым, до которого легко было добраться как по суше, так и морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью тёплого моря.

Крым также стал известен своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы.

В Ялте в конце 80-х годов XIX в. образовался “Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор”. Основной задачей клуба было научное изучение Крымских гор. Их деятельность включала охрану редких горных видов растений и животных, создание экскурсий, издание трудов клуба.

В апреле 1895 г. в Санкт-Петербурге было создано «Общество велосипедистов-туристов». В задачи «Общества» входило содействие выработке условий для путешествий на велосипедах по России; издание дорожни­ков, путеводителей и карт; организация путешествий. А своеобразной «сверхзадачей» была выработка дорожной карты Россий­ской империи. Руководство устраивало различные конкурсы по туристическим маршрутам, путеводителям.

При «Обществе» вскоре были созданы секции других видов туризма и путешествий. Популярность его была настолько велика, что его отделения появились в 24 городах России, а в 1898 г. на Люксембургском конгрессе «Общество велосипедистов-туристов» было принято в Лигу туристских обществ.

Забота о туристах прослеживается во многом. Например, в опи­сании пешеходного маршрута № 9 по Военно-Грузинской дороге говорится, что «для багажа будут предоставлены лошади с таким расчетом, чтобы на них всегда могла ехать часть уставших или почему-либо не могущих идти пешком»[3]. В списке рекомендо­ванных вещей указываются не только вещи первой необходимо­сти, как «2 - 3 кофточки немарких» или «запасная пара обуви, Достаточно плотная, на низком каблуке», но не забыты и носовые платки «в количестве 10 - 12 штук», «запасная тетрадь (для конспектов. - М.С.), 1 - 2 книги для чтения, бинокль и фотоап­парат».

О том, что познавательной стороне туров придавалось огромное значение, говорит рекламное объявление, приглашавшее на работу экскурсоводов «хорошо знающих город», чьи услуги будут необходимы «при посещении музеев, картинных галерей, фабрик, заводов, рудников и т.п.», так как «нужны знания лиц, близко стоящих к делу, непосредственно в них работающих специали­стов». И, как было добавлено, «опыт прошлых лет показал, что в этом деле можно рассчитывать на успех»[4].

Довольно жесткие правила при заказе путевок, приоритет для членов Клуба вроде бы говорят о том, что нехватки в желающих не было. Но при 120 млн. населения Российской империи в то время 5000 членов клуба составляли десятитысячные доли процента.

И если невозможно говорить о массовом внутрироссийском туризме, то тем более говорить о массовом зарубежном туризме в царской России не приходится из-за того, что на любую поездку за рубеж требовалось высочайшее дозволение. Необходимо было личное «утверждение» каждой кандидатуры императором. Хотя с правления Екатерины II дворянам, согласно «Жалованной гра­моте дворянству» (1785), можно было уехать за границу и вер­нуться в любое время. Поэтому основными видами зарубежного туризма оставались традиционные: лечение, паломничество, пер­вооткрывательство. Хотя и существовали ознакомительные поезд­ки, о чем регулярно информировал своих читателей «Русский ту­рист», публикуя, правда, анонимные заметки о посещении различных стран: Португалии, Финляндии, Франции, Италии Ц др. Судя по приводимым в этих путевых очерках впечатлениях, они не были взяты из путеводителей и не являлись заказными рекламными акциями. «В Финляндии, как и в Германии - прекрасные дороги, вымощенные гранитом. Они содержатся в таком порядке, что нужно проехать не мало верст, чтобы найти на шос­се малейшую выбоину». Или описание любви португальцев к жи­вотным. «Кто не любит животных - у того нет сердца», - гласит португальская поговорка. Автора поразили специально оборудо­ванные водопои и навесы для животных, а также обилие кошек, «которых в Лиссабоне десятки тысяч». Вряд ли этот материал спо­собствовал бы массовому наплыву туристов[5].

Глава 2. Туристско-экскурсионное дело в СССР

Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть бук­вально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это - одна из возмож­ностей влияния на массы.

С 1921 г. начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела. Конференции с самого начала носили не локальный, а общероссийский характер. На них действовали две секции по естественно-научным и гуманитарным вопросам. Это было не случайно, так как экскурсии и походы должны были нести кроме общепознавательной и образовательной также и иде­ологическую нагрузку. Разрабатывалась историко-революционная тематика согласно ленинскому Декрету 1918 г. о монументальной пропаганде, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства, где можно было убедиться в «превосходстве социалистических методов хозяйствования». В Москве были созданы Центральный музейно-экскурсионный институт и экскурсионный от­дел в Институте методов внешкольной работы, а в Петрограде соответственно Научно-исследовательский экскурсионный инсти­тут. Сотрудники этих учреждений занимались обобщением опыта работы в туристской сфере, читали различные циклы лекций и подготавливали конференции и съезды как по теоретическим, так и по практическим вопросам, связанным с туризмом.

С середины 1920-х гг. на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, настойчиво призывающие молодежь за­няться туризмом. В декабре 1926 г. Московским комитетом комсо­мола совместно с «Комсомольской правдой» и МГСПС была орга­низована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие около 300 человек. Это было рекламно-пропагандистское мероприятие в рамках ГОЭЛРО.

В 1930-е гг. стало очевидно, что мир стоит на пороге новой вой­ны. Туризм стал внедряться и в армию. «Путешествие группы ко­мандиров 51-й дивизии на дунайских каяках из Смоленска в Одес­су, по Днепру и Черному морю; шлюпочный поход командиров смоленского гарнизона от Смоленска до Киева; велосипедный про­бег начсостава киевского гарнизона по маршруту Киев - Жито­мир; пробег командиров Приволжского военного округа по маршруту Казань - Свияжск - Чебоксары; 700-километровый поход на лодках начсостава Северокавказского военного округа по Дону и т.д.» Эти факты свидетельствуют о понимании значения туриз­ма армейским командованием в деле воспитания и развития та­ких качеств, необходимых бойцу, как умение ориентироваться на местности, закалка характера, смелость, выносливость, взаимо­выручка.

В 1939 г. была создана добровольная альпинистская организа­ция военно-спортивной направленности. Из членов этой органи­зации в годы Великой Отечественной войны формировались спе­циальные отряды. Туризм приносил ощутимую помощь стране[6].

«Советским туристом» было разработано около 30 маршру­тов, которые охватывали фактически всю территорию Советско­го Союза. Были даже разработаны маршруты по Памиру. Учиты­вая, что средняя продолжительность отпуска у большинства рабочих и служащих составляла порядка двух недель, соответ­ственно и подавляющее большинство туров было такой же про­должительности.