Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кыргызско-Российский Славянский университет
Гуманитарный факультет
Антология религиоведения
Индоевропейская мифология
Христианство
Ислам
(реферат по дисциплине: «История и теория религии»)
Бишкек 2009
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
I Основные концепции религиоведения…………………………………….4
II Индоевропейская мифология……………………………………………..10
III Ислам………………………………………………………………………18
IV Христианство……………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………………34
Введение
Религия — очень сложное и многоплановое явление.
Знание истории религии в современных условиях необходимо, так как религия влияет на многие стороны общественной жизни, современной философии. В рамках религиозных течений был накоплен огромный эмпирический материал, сконцентрирована общечеловеческая мудрость.
Так как всем религиям свойственна сакральность, духовность, общечеловеческие ценности, совокупность взглядов на мир, то изучение религии становится актуальным.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно, но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.
Религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Религиоведение изучает историю возникновения и эволюцию религий в хронологической последовательности их возникновения. Кроме того, теоретическое направление религиоведения включает в себя синтез философии религии (она дает свое объяснение религии, которое основывается на исследовании функционирования религии), социологии религии (изучает социальную обусловленность религии и отмирания религии, ее функции, структуру) и психологии религии (изучает закономерности возникновения, развития и отмирания религии в общественной, групповой и индивидуальной психологии; влияние религии на социальные группы).
Концепции религиоведения
Мифологическая школа
Одним из основателей и наиболее выдающихся представителей мифологической или натуралистической школы был Макс Мюллер (1823-1900). Деятели этого направления утверждали, что образы древних мифов – лишь персонифицированные явления природы, часто катастрофические, такие как землетрясения, ураганы, извержения вулканов, потрясавшие первобытного человека, действовавшие на его воображение, а также небесные тела – солнце, луна и звезды, – свидетельства древнего астрально-мифологического мировоззрения. Главным содержанием мифологических систем являются солярные мифы либо мифы, связанные с грозой, молнией и громом, и т.д. Религия древних была по существу первобытной натурфилософией, а мифология – источником религии. Излюбленным способом интерпретации мифов стало истолкование имен богов и их отождествление – например, санскр. Варуна и греч. Уранос, санскр. Дьяус и греч. Зевс; на этой основе была выдвинута мысль о существовании единого, высшего небесного бога древних индоевропейцев. Происхождение мифологических образов М.Мюллер склонен был приписывать 'болезни языка", наполнению поэтических образов религиозным содержанием. Первобытные люди антропоморфизировали природу; например, чтобы сообщить о наступлении ночи, они говорили: "Солнце погрузилось в сон". Такие выражения были "мифо-поэтическими", но понимались буквально, и позднейшие поколения превратили солнце в живое существо, мифический образ. Богопочитание начиналось, по мнению Мюллера, не с монотеизма или политеизма, а с генотеизма или катенотеизма (оба термина были предложены Мюллером) – такой формы религии, когда люди, признавая и других богов, почитают преимущественно одного из них, часто рассматривая его как представителя всех других. Культ природы – самая ранняя ступень религии. По мере общественного развития возник культ предков и появилась "антропологическая религия", а на ее основе почитание бога-отца и творца. Но человек, с его чувством бесконечного и развитым самосознанием, создал и более высокую форму религии, которую Мюллер называл "психологической религией". Отдал Мюллер дань и теории анимизма, признавая значение веры в душу в генезисе религии. Первобытные люди отождествляли дыхание с жизнью. Позднее они персонифицировали дыхание, и оно стало означать душу, как показывает, например, греческое слово психе (дыхание, воздух).
В целом концепция Мюллера имеет довольно спекулятивный характер. Понятие генотеизма, правда, оказалось продуктивным и вошло в науку, но явление это свойственно лишь некоторым развитым религиям, таким как египетская или древнееврейская (в ее ранней фазе). Несмотря на спорность его теорий и методов, например, сведения мифологических образов к природным явлениям, отождествления мифологии и религии, современный историк видит в Мюллере "одного из отцов-основателей, которому современное сравнительное религиоведение обязано своим существованием".
Идеи мифологической школы, несмотря на крайности, близки к современным представлениям о первобытном мифологическом мировоззрении как мировоззрении синкретическом, нерасчлененном. И в наше время некоторые методы мифологической школы – например опыты реконструкции древних мифологических систем с помощью изучения их следов в языке и мифах, – сохраняют свое значение.
На рубеже XVIII — XIX вв. стали появляться обстоятельные исследования, ставившие своей целью комплексно изучить проблему сущности и происхождения религии. Так. Ш. Дюпюн стремился показать, что все древние боги и герои были олицетворением небесных явлений, причем к числу астрально-мифологических образов он отнес и Христа. Братья Я. и В. Гримм и М Мюллер связывали мифологию и религию различных народов, стремясь доказать, что религиозные верования суть отголоски древнего астрально-мифологического культа Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым дав толчок развитию ряда наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако, оказались не в состоянии дать убедительным анализ сложных и развитых религиозных систем, в чем и проявилась слабость их школы.
Антропологическая школа
Наиболее весомый вклад в религиоведение сделали в XIX - XX вв. представители антропологической школы, предтечей которых был Л. Фейербах. Л. Фейербах писал о том, что богов создает сила фантазии, воображения человека, что религия — это в конечном счете продукт деятельности, мышления и эмоций людей. Фейербах свел « религиозный мир к его земной основе», а «...религиозную сущность к человеческой сущности». Однако сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, как это фактически вытекает из построений Фейербаха, ибо на самом деле эта сущность «...есть совокупность всех общественных отношений».
Виднейшим ученым атропологической школы был английский этнограф Э. Тейлор; который утверждал, что религиозные представления создаются силой сознания и эмоций. Э. Тэйлор опирался на ту же основу, что и Фейербах, т. е. на мыслящего индивида, силой сознания и эмоций создающего религиозные представления. Первоначальная форма этих представлений — вера в духов, т. е. анимизм. Одухотворивший мир первобытный человек, дикарь-философ, создает этих духов силой своего воображения. Хотя опиравшаяся на капитальные этнографические исследования теория Тэйлора была существенным шагом вперед в науке о первобытном обществе, чисто религиоведческая слабость ее очевидна.
Антропологи-эволюционисты развивали теорию Тэйлора, уточняя отдельные ее положения, как это было сделано, в частности, в трудах Д. Фрэзера, Л. Леви-Брюля и некоторых других исследователей. В этнографических исследованиях Фрэзера акцент был сделан уже не столько на абстрактную рефлексию мыслящего дикаря-философа, сколько на ассоциативные представления первобытных людей, которые способствовали установлению искаженных связей между реальностью и ее восприятием и тем положили начало магии, одной из древнейших форм религии. Следующий шаг в этом же направлении сделал Леви-Брюль, пытавшийся объяснить такого рода ложные ассоциативные связи первобытного человека особенностями его «пралогического» мышления, основанного на аффектах и ощущении сопричастия («мистическая партиципация»).
Концепция прамонотеизма
В XX веке развиваются идеи прамонотеизма в трудах католического священника В. Шмидта. Новые, более обстоятельные концепции были выдвинуты в противовес антропологической школе с ее попытками видеть в религии результат ложных ассоциаций, нелогичности мышления, абстракции невежественного дикаря.
В. Шмидт в своей 12-томной работе «Происхождение идеи бога» стремился доказать существование своего рода первобытного «божественного откровения». В. Шмидт исследовал громадный фактический материал и проявил огромную эрудицию. Однако его априорно принятая идея доказать сущность божию и наличие в той или иной форме представлений о едином боге чуть ли не у всех народов мира практической пользы науке принести не могла.