Муханова О., студентка 2 курса ИФ ПетрГУ
Реферат на тему:
Армяне на страницах периодической печати РК
По действующей Конституции России Карелия является одной из национальных республик Российской Федерации. В Карелии живут представители более 150 национальностей. По мнению главы Республики Карелия Сергея Леонидовича Катанандова: «В условиях реформирования экономики и социальной сферы государство не только является гарантом реализации конституционных прав граждан на свободное национальное развитие, но и несёт ответственность перед мировым сообществом за сохранение самих народов, проживающих на его территории».[1]
Для решения этой проблемы в республике разработана государственная национальная политика, где одной из стратегических целей является создание условий для удовлетворения этнокультурных потребностей проживающих в республике народов и этнических групп при сохранении и укреплении сложившейся социально-экономической и культурно-исторической их интеграции в обществе.
26 октября 2007 года в Карелии состоялся учредительный съезд Ассоциации народов Карелии. Представители различных национальных общественных объединений, молодёжных, женских, благотворительных организаций собрались, чтобы заявить о своём желании участвовать объединиться и совместными усилиями участвовать в построении в республике общества мира и согласия. Особое внимание предполагается уделить сохранению и развитию национальных, этнокультурных традиций народов и национальных меньшинств, проживающих в Карелии.[2]
Большую роль в освещении национальных, культурных традиций играет республиканская пресса. На её страницах регулярно появляются статьи, заметки, объявления, привлекающие внимание к тому или иному народу, проживающему на территории нашей республики.
Из всех национальностей, населяющих Республику Карелия, меня заинтересовали армяне, и я решила проследить, как представлен образ армянского народа на страницах республиканской прессы. Эта национальность обращает на себя внимание тем, что она прочно основалась в республике, нашла здесь вторую родину и вносит свой вклад в национальную культуру Карелии.
Среди многих моих знакомых есть и люди армянской национальности. Часто посещая рынок в городе Кондопога, я вижу армян. Они торгуют обувью, всегда готовы предложить свои услуги в выборе, стараются доставить комфорт и удобства покупателю. От них никогда не услышишь грубого оскорбительного слова. Их дети учатся в тех же школах, в которых учились и мы. Армяне открыты для общения, они живут общей хозяйственно-экономической и культурной жизнью республики, радуясь вместе со всеми её успехами и огорчаясь неудачам. Жителям Карелии интересно узнать об образе жизни, традициях, обычаях и истории этого народа.
Виктор Бирин, начальник отдела национальной и языковой политики Государственного Комитета Республики Карелия по делам национальной политики, даёт историческую справку об армянах в Карелии. Его статья «Дым твоего очага» [3] знакомит читателя с традициями, культурой этой нации. Армянская диаспора в Карелии сформировалась из двух основных потоков: тех, кто осел в Карелии в 40-80-е годы, и приехавших в республику в течение последнего десятилетия. Они хорошо помнят и гордятся своей историей: существование древнего государства Урарту на территории Армении, принятие христианства в 301 году, изобретение алфавита М. Маштоцем в 405-406 годах, присоединение Армении к России в 1828 году, армяно-турецкие войны, геноцид, которому в 1915 году подверглось армянское население Турции, установление Советской власти в Армении, участие армян в Великой отечественной войне, землетрясение 1988 года. Они чтят известных всему миру армянского композитора А. Хачатуряна, академика В. Амбарцумяна.
Этот народ познал горечь боли трагических событий. Два раза в год, в апреле и декабре, в дни траура по погибшим во время геноцида 1915 года и землетрясения 1988 года, они отмечают скорбные даты своей истории. В эти дни армянская диаспора посещает церковь. «После службы мы, мужчины, собираемся вокруг стола и поминаем пятью тостами убиенных и усопших детей и взрослых. Истерзанные души попадают только в рай. Эти дни для всех армян мира священны», - подчёркивает председатель Национально-культурной автономии Эдуард Бабаян.[4]
Армянская национально-культурная автономия создана в 1997 году и в настоящее время считается одной из самых активных. Основная цель НКА армян Карелии - сохранение национальной самобытности, родного языка, традиций и обычаев армянского народа. Из исторической справки, которую даёт Наталья Захарчук[5] мы узнаём, что председателем региональной НКА армян Карелии является Эдуард Бабаян, ему 40 лет. Родился он в Баку. В Карелию переехал ещё в юности. Он хорошо известен в республике. В 2006 году Э. Бабаян стал объектом покушения неизвестного преступника. Некоторые журналисты («Курьер Карелии») связали это покушение с результатом каких-то национальных разборок. В своём интервью, данном газете «Карельская губерния» Э. Бабаян сказал: «Поверьте, мне стыдно, что о национальной автономии армян в Карелии по телевидению говорят не в связи с проведением какой-то доброй акции, а в связи с этим покушением».[6]
И действительно, НКА армян, как и другие представители более чем 100 национальностей, живущих в республике, активно участвуют в крупных международных и республиканских мероприятиях. Особой популярностью в национальной среде, как сообщает Владимир Бойко в своей статье «Живи, Карелия, и здравствуй»[7] пользуются фестиваль национальных культур «Национальная палитра Карелии» и Кубок содружества наций по мини-футболу. Из новостей «Курьера Карелии» мы узнаём, что в Петрозаводске стартовал традиционный, уже пятый по счёту, турнир по мини-футболу среди национальных диаспор Карелии «Кубок содружества наций 2005», который неофициально именуют чемпионатом мира. В нём приняло участие 13 команд, в том числе и армяне. Не раз они были сильнейшими на этом турнире.[8] По мнению Е. Шохина, председателя комитета по национальной политике в 2003 году: Значение таких соревнований, как чемпионат среди национальных диаспор, живущих в Карелии, очень велико. Они показывают, что несмотря на постоянно меняющуюся обстановку в мире, народы живут будущим, они находят общие интересы.. .Футбол - удивительная игра, её язык понятен всем, потому и интернационален, доступен для каждого человека, независимо от того, где он родился».[9]
НКА армян Республики Карелия не только принимает активное участие в спортивных соревнованиях, но и приглашает известных всему миру спортсменов в Карелию. Так, по инициативе Араика Егизаряна, который давно живёт в Карелии, Жоры Шукуряна, председателя регионального отделения Союза армян России в 2005 году, был приглашён Николай Казарян, мастер спорта, футболист основного состава команды «Арарат» из Армении - легенда футбола Армении.[10]
В дни празднования 300-летия Петрозаводска представители НКА армян Карелии изготовили и установили «Хачкар» (памятный знак, посвященный 1700-летию принятия христианства) в столице Республики в знак тёплых дружественных отношений и близости веры между русскими и армянами, живущими в Петрозаводске. А газета «Невское время»[11] (Санкт-Петербург) в новостях дополняет, что «Хачкар» представляет собой камень высотой 3,5 метра, внутри которого вырезан крест. В Армении знак изготавливается из туфа, но в данном случае, материалом для «Крест-камня» послужил карельский габродиабаз. В этом случае мы можем увидеть пример адаптации армян в Карелии. Он участвуют в праздниках своей второй родины, в то же время вносят свой национальный колорит в культуру Карелии, используют местный материал для изготовления «Хачкара». Не забывают армяне и о своих культурных корнях, традициях и обычаях армянского народа. Интересно проходят праздники. Вот как описывает В. Бирин в своей статье[12]: «Накануне женщины всю ночь пекут различные восточные сладости. Достают заготовленные осенью запасы. Мужчины готовят шашлыки, жарят мясо на костре. Затем все дружно садятся за стол. Весь вечер звучат песни, прибаутки, стихи армянских поэтов на армянском и русском языках, исполняются национальные и русские танцы. Специфический аромат кавказской кухни дополняет картину, создает незабываемое приподнятое настроение».
Большое значение НКА армян Карелии уделяет сохранению своих корней. При общественной организации работает своя воскресная школа, где преподаётся национальный язык, издаётся ежемесячная газета «СИС». Газета рассказывает о повседневной жизни общины, о людях и событиях, о важных исторических событиях, о политической и экономической ситуации в Армении; открыто кафе армянской кухни «Урарту».
Находясь вдали от исторической родины, армяне Карелии не пропускают ни одного важного события из жизни армянского народа и его государства. НКА Республики Карелия совершило поездку в Армению для участия в мероприятиях, посвященных Дню Независимости. В составе делегации были и дети-сироты из Петрозаводска. Карельским ребятам посчастливилось познакомиться с армянской культурой, традициями, обычаями, кухней. В рамках запланированных мероприятий делегация провела работу по приданию Эчмиадзину и Петрозаводску статуса городов-побратимов.[13] Одна из улиц в Эчмиадзине будет называться Петрозаводской. Эти мероприятия позволяют сделать вывод, что армяне Карелии любят свою историческую родину, и Карелию - свою вторую родину.
Очень много они делают для оказания помощи сиротским домам Петрозаводска. Для этих целей они разработали программу «Подарим улыбку детям» и проводят благотворительные акции. На вопрос, почему они помогают карельским детям, а не отправляют деньги в детские дома Армении, председатель правления НКА армян Эдуард Бабаян ответил: «У детей нет национальности, и мы по мере сил будем оказывать посильную помощь карельским детям, поскольку мы не считаем себя здесь чужаками».[14]