Смекни!
smekni.com

План введение Основные формы познания. Особенности и разновидности познания. Философия в познании: средства, уровни, специфика. Заключение (стр. 3 из 4)

Таким образом, важно то, что герменевтико-интерпретаторский подход выходит за рамки формально-логического познания действительности. В его
контексте понимание осуществляется с помощью всей совокупности
духовных сил человека. Интуиция также является средством философского познания. Это наиболее важный подход для достижения новых, ранее отсутствовавших в познавательном опыте результатов.

К средствам философского познания относится и трансцендирующий
способ, включающий в себя медитацию, элементы мистики и особой
философской веры. Вспомним Б.Рассела: философ должен верить в
познавательную силу собственных установок безотносительно к их
рациональной состоятельности[8]. Наряду с рассмотренными средствами, важную роль в качестве средства философского познания играет и сомнение. Это особое средство, которое сказывается в качестве рефлексии как имманентный элемент философского познания, влияние которого распространяется, к примеру, и на сам выбор средств философского познания.

Выбор средств познания в философии определяется, прежде всего, самой
проблемой. Единственный критерий - успешное решение задач познания.
Так, проблемы экзистенциального плана решаются гораздо эффективнее
средствами герменевтического подхода, проблемы и задачи, требующие
философского исследования материальных систем, эффективнее решаются
формально- и диалектико-логическими средствами (индукция, обобщение
естественнонаучного материала).

Кроме собственных, философия использует и общенаучные средства
познания. Тем самым, проблематичной является борьба за чистоту
философских средств исследования. Будущее, скорее всего, за комплексным
использованием средств в контексте познания, за возможностью
использовать не-философские методы, логику и методологию научного
исследования в контексте философского подхода[9].

Однако, собственно философские средства, к примеру, такие как
экзистенциальная герменевтика должны доминировать в контексте
философского познания, иначе, оно утратит свой неповторимый характер.
В качестве доминанты должно преобладать умозрение как специфический
философский подход, полностью соответствующий требованиям логики как
условия достижения общезначимости и конвертируемости выводов.
Философское умозрение отличается от умозрения науки своей
всеобщностью, нацеленностью на открытие оснований бытия.

С одной стороны, философское мышление более спекулятивно, оперирует более абстрактными категориями, чем естественнонаучное, но, с другой стороны, оно более конструктивно, поскольку объединяет в русле
философского исследования материалистическую и духовную детерминацию
исследовательского поиска.

Таким образом, философское умозрение позволяет преодолеть противопоставление абстрактного и экспериментального мышления, что в свою очередь позитивно сказывается на диалектическом единстве научно-философской методологии познания.

Решение вопроса о средствах познания в философии находится в тесной связи с решением проблемы типологии уровней освоения действительности в контексте философского познания. Необходимо иметь ввиду, что эту своеобразную типологию освоения действительности можно отстроить в пределах научного рационалистического понимания предмета философии, то есть, не вовлекая в круг типологии ненаучные, иррациональные прото- и парафилософские формы познания.

Вопрос об уровнях освоения действительности с необходимостью оказывается в горизонте вопроса об отношении эмпирического и теоретического познания внутри философии. При этом, точка зрения, утверждающая строгую теоретичность философии, не может считаться единственно возможной. Философия познает действительность по-разному: опосредованно, анализируя достижения частных наук, и непосредственно, анализируя явления и процессы реальности собственными средствами, которые рассмотрены нами ранее.

Создавая мировоззрение, философия с необходимостью взаимодействует с естественными науками, взаимодействуют и частные науки с философией, создавая современную картину мира. Таким образом, мы можем прийти к признанию взаимообусловленности философского и естественнонаучного знания. Здесь важно, чтобы философское мировоззрение соответствовало современному характеру развития естествознания. В истории же философии, философия порой дистанциировалась от науки, к примеру, натурфилософия, равно как и наука, зачастую дистанциировалась от философии, к примеру, доктрина позитивизма отделяла философию от науки.

Путь к знанию лежит через диалектическое единство средств и
методов научного и философского познания. Тем самым, споры о
преобладании того или иного подхода в русле познавательной
деятельности - это не более, чем корпоративные претензии на получение
сомнительных девидентов со стороны общества - по сути, это забота не
об истине, а о прерогативах той или иной парадигмы в контексте
социально-познавательных процессов.

Таким образом, философское и научное, всеобщее и частное, познавательное и реальное должны быть тесно взаимосвязаны, хотя бы в силу реальной взаимообусловленности этих компонентов в контексте познания. В философии, в актах собственно философского освоения действительности, доминирующим являются не средства индукции экспериментальных и естественнонаучных теоретических данных, а диалектический принцип всеобщности.

Однако, по аналогии с естественнонаучным знанием, мы можем признать за философией наличие двух уровней освоения действительности: эмпирического и теоретического. При этом, эмпирическое знание отражает отдельные фрагменты и явления изучаемых процессов, а теоретическое знание отражает взаимосвязь всех проявлений и фрагментов сущности этих
процессов.
Методы изучения реальности в контексте эмпирического и
теоретического уровней философского познания различны. Необходимо
отметить, что философское мировоззрение не является по преимуществу
экспериментальным как естественнонаучное, скорее наоборот. Однако,
отсюда, вытекает факт несводимости экспериментального и теоретического
знания друг к другу. Как и в науке, наблюдение в философии является ядром
экспериментального познания. При этом, наблюдение сочетается с индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, описанием, объяснением.

Философский эксперимент прибегает к инструментальной помощи умозрения и интуиции. Как и во всякой экспериментальной деятельности, основной формой познания является «философский факт», который в силу своей метафизической природы содержит не только обобщенный эмпирический материал, но и имманентный элемент всеобщего как
философско-мировоззренческое обобщение.

Чтобы стать философским фактом, явление действительности должно
быть подвергнуто интерпретации. И лишь затем философский факт
становится элементом философской теории. Итак, на уровне
экспериментального уровня освоения действительности «философский факт
- это такое знание, которое выражает какой-либо момент, фрагмент
всеобщего как предмета философии и вносит новое в обоснование и
развитие философского мировоззрения и философской методологии»[10].

При этом, особенностью философских фактов является их
репрезентативность, то есть, описывая отдельный фрагмент сущности,
философский факт должен представлять всеобщее как таковое.

Другой особенностью философских фактов является гетерогенность реальности как источника фактов - реальность как целое в качестве предмета философского познания состоит из явлений принципиально разнородной
сущности.

Теоретический уровень философского знания, который в отличие от
экспериментального представляется очевидным, состоит уже не из фактов,
а из теорий разной степени общности. В этом, философская теория и
философский факт похожи. Факты, как и теории, бывают и общими
(фундаментальными), и частными. При этом, «факты констатируют
объективное существование, а теория объясняет причины существующего»
(Л.Мерзон)[11].

Философское познание имеет следующие теоретические уровни:

1) категориальные теории, которые посвящены отдельным предельно общим философским понятиям-категориям (теория причинности);

2)теории, разрабатывающие общетеоретические принципы философских исследований (учение о развитии);

3) отраслевые философские теории (онтология);

4) теории философского знания как такового (логика философского познания)[12].

Итак, философское познание в своем развитии опирается на основания двоякого рода: внефилософские (к примеру, частнонаучные) и собственно философские, эксплицированные в историко-философской традиции. Отсюда, неоднородность оснований сообщает двойственный экспериментально-теоретический характер философскому познанию, определяя его уровни.


Заключение

Средства познания философии - это разные, но взаимосвязанные моменты и звенья конструктивной духовной деятельности философов, направляемые всеобщим мировоззрением и нацеленные на совершенствование природной, социальной и духовной действительности.

И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта...»[13]. Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большинство философов придерживается именно такой точки зрения. Человек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вкусом, обонянием. Благодаря им, человек обретает чувства. Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение - это наиболее элементарная форма чувств. Восприятие - это целостное чувство, содержащее в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, желтое, кисло-сладкое, тяжелое»; яблоко дано как восприятие). Представление - это чувство, которое вспоминается или воображается (например, я представляю себе моего друга, въезжающего в аудиторию на голубом коне).