Смекни!
smekni.com

Политика идентичности местных элит: международное измерение (стр. 4 из 11)

Географические особенности важны прежде для экономики города с точки зрения привлечения иностранных инвестиций. Эти особенности определяются как геополитические преимущества, а Выборг определяется как “геополитический феномен”. Это город, где есть важнейшие для России транспортные узлы. Выборг, по аналогии с тем, что Санкт-Петербург определяется как “окно в Европу”, характеризуется как “выход в Европу”, “единственная дорога в Европу”, “мост”.

По словам специалиста по инвестициям и международному сотрудничеству в городе около 20 совместных предприятий промышленности (всего в городе по разным данным чуть более 40). Есть несколько крупных предприятий, которые функционируют только за счёт иностранного капитала. Совместные предприятия находятся в основном в таких сферах как сырьё, переработка и приборостроение.

Исторические особенности города представляются своего рода базой, той характеристикой, которая, в сущности, легитимирует необходимость тесного приграничного взаимодействия. Исторические традиции Выборга конструируются на основе таких черт города, как историческая многонациональность, мультикультурность.

В истории города присутствует несколько “государственных” периодов . XII-XIII вв. земли Карельского перешейка находились в составе Новгородской феодальной республики. Далее, на протяжении более чем 400 лет город находился в составе Швеции. !403 году Выборгу была вручена грамота Шведским королём, к которой даровались права города. В ходе Северной войны Выборг был включён Петром I в состав Российской империи. В результате русско-шведской войны Финляндия вошла в состав России в качестве автономного княжества и в составе Финляндского княжества Выборг находился до 1917 года, когда он стал полностью финским городом. К Советскому Союзу Выборг окончательно отошёл летом 1944 года.

К началу Зимней кампании Выборг был действительно многонациональным городом. Из 86 тысяч человек по-русски говорили только 4,5 тысячи. Чуть меньше говорили по-шведски[30]. В финский период город являлся административным центром обширного округа и губернии, а также городом культуры, школ и торговли всей восточной Финляндии[31]. В городе было большое сосредоточение музыкальных и ремесленных училищ. Это был важный, а по некоторым оценкам, второй по значению после Хельсинки, культурный центр.

В развитии города важное значение выборгский порт имел долгое время. И был краеугольным камнем в развитии города. Как отмечают выборгские историки, Викинги заметили защищённую бухту в Выборгском заливе, которая представляла удобное место для торговли уже в Х - XIII столетиях. По объему товарооборота порта Выборг являлся вторым большим экспортным портом Финляндии и третьим большим портом по импорту.

Выборг не являлся собственно промышленным городом, хотя прилегающая к нему территория, район Вуокси, считалась в 30-х годах центром промышленности Финляндии[32].

В Советское время Выборг в отношении культуры и политической жизни становится небольшим городом российской периферии. Единственное, что не давало сбросить со счетов город, это наличие порта, железнодорожного узла и судостроительного завода, что делало город важным “перевалочным” пунктом, но противоречило сути предыдущего этапа развития города, когда он был фактически вторым по значению городом Финляндии. В советское время в различных источниках Выборг назывался “промышленным центром”, но это совершенно не соответствовало городским амбициям[33].

Именно по этой причине постсоветский период в городе начался с символического переименования улиц, возвращения старых названий. Таким образом, город имеющий в своём багаже звание “второго по величине ”, пусть и в рамках Финляндии, принялся за восстановление прерванных традиций торгового города, имеющего важное культурное значение.

Нормативные представления, то есть представления о тех нормах, которыми руководствуются иностранные партнёры, является третьим источником для конструирования политики идентичности. Безусловно, существует некий “ментальный образ” западной политической жизни, как совокупности тех норм, которыми руководствуются политики и которые импортируются с Запада. В эту совокупность можно включить такие нормы как прозрачность, открытость процесса принятия политических решений, конкурентности политической среды, участие женщин в политике и др..

К. Дойч утверждал, что способность понимания между собеседниками зависит в первую очередь не от знания языка, а от наличия /отсутствия общего жизненного контекста[34]. Аналогичным образом можно говорить о том, что принятие западных норм российской стороной будет являться, по сути, формированием своего рода консенсуса относительно общих правил игры и способствовать предсказуемости процесса взаимодействия. И политика идентичности может играть здесь значимую роль.

Думается, что политика идентичности, сконструированная на основе западных норм политического процесса, может иметь в итоге большее значение, чем политика идентичности, сконструированная на основе исторических или географических особенностей. Исторические и географические особенности, как некая объективная данность, может служить скорее удобным источником легитимации, подобно тому как местоположение Выборга на “перекрёстке дорог” и его историческая мультикультурность используется для обоснования необходимости проведения международных мероприятий. Тогда как конструирование политики идентичности на основе т.н. нормативного источника, может играть действительно важную роль в формировании благоприятного имиджа в глазах иностранных партнёров, тем самым, внося свой вклад в укрепление сотрудничества.

Смысл принятия западных норм в процессе приграничного взаимодействия сходен со смыслом установления общих координирующих работу институтов. Так, например, в рамках трёхстороннего сотрудничества городов Выборг, Лахти и Лапеенранты планируется создание совместного консультационного органа для дальнейшего развития, общей координации и взаимовыгодного взаимодействия органов управления приграничных городов[35]. Сходные цели может преследовать политика идентичности, проводимая элитами города.

Глава 2. Политика идентичности, адресованная иностранным партнёрам.

2.1 Цели.

Основная цель международного измерения политики идентичности, имеющего в качестве конечного адресата иностранных партнёров, является формирование благоприятного имиджа города. Это делается, во-первых, для привлечения ресурсов из-за рубежа и сохранения собственных позиций, завоёванных в ходе сотрудничества, а во-вторых, может использоваться в качестве вспомогательного инструмента в укреплении связей.

“Мы всегда должны формулировать наши преимущества. И доносить их. Размещение производств на территории Выборга (имеются в виду иностранные или совместные предприятия) – это задача сейчас, после реформирования системы местного самоуправления прежде всего городской администрации”[36]. Так фактически была сформулирована задача политики идентичности одним из представителей местных элит.

В Выборге проводится ряд фестивалей, которые имеют статус международных. Это музыкальные фестивали в Замке, джазовые фестивали, фестивали камерной музыки в Парке Монрепо. Безусловно, эти фестивали важны с точки зрения поддержания престижа города и привлечения дополнительного внимания, что важно для небольшого города. Однако, представили элит неоднократно отмечали невозможность собственного финансирования. И здесь обоснование собственных преимуществ является важным для привлечения иностранных спонсоров.

2.2.Стратегии политики идентичности в отношении западных партнёров.

На основе своих географических преимуществ Выборг для привлечения западных инвесторов город формирует стратегию т.н. “уникального геополитического феномена”[37]. При обращении к партнёрам из Европы актуальным становится презентация города как “ворот” из Европы в Россию и наоборот, что, безусловно, позволяет подчеркнуть собственную значимость для Северо-Западной Европы в целом.

Через воссоздание прошлого, конструируется представление о городе как о “европейском”, поскольку большая часть истории связана, так или иначе, с европейскими странами. Расширение хронологических рамок города укрепляет его естественную связь с Европой, с соседями по Балтике[38]. Историческими традициями города “оправдывается” необходимость проведения фестивалей и иных событий, которые имеют международный статус, хотя финансовое обеспечение происходит нередко за счёт иностранных партнёров.

Способствовать восстановлению прерванных традиций призвано, например, специальное бюро, которое занимается воссозданием геральдической истории. На сайте этой организации, в качестве цели заявлено “популяризация культурно-исторической отрасли, восстановление лучших культурных традиций, отражающих специфическое положение региона как перекрестка различных национальностей Северо-западной России и Скандинавии”[39].

Для Выборга характерен акцент на единстве своей истории с историей Финляндии. Не редки, например, газетные заголовки, вроде “земля у нас общая и история одна”[40]. “Если карельский перешеек обозначить как Карельский мост, то Выборг – его надёжная опора. Выборгу суждено быть площадкой международных контактов, городом добрососедства и сотрудничества, гордостью России”[41].