Смекни!
smekni.com

«Приобщение старших дошкольников к якутской национальной культуре в различных видах деятельности» (стр. 1 из 5)

Гусевская Ирина Алексеевна,

воспитатель спец. группы,

первая категория

МДОУ «Улыбка», г. Нерюнгри,

Ул. Сосновая 6/1, т. 6-95-07

Реферат на тему: «Приобщение старших дошкольников

к якутской национальной культуре в различных видах деятельности»

Содержание

1. Введение

1.1.Актуальность темы.

1.2.Цель, задачи работы по приобщению детей к якутской культуре.

2. Основная часть

2.1. Методы и этапы построения работы.

2.2. Беседы.

2.3. Дидактические игры.

2.4.Народные игры.

Заключение

Библиография

Приложения

1. Введение

1.1. Актуальность темы

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Древние Саха имели свои понятия и представления о тайнах мироздания и происхождения Земли, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Народы Якутии, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались скотоводством, земледелием, охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из железа, золота, серебра, меди, глины, кости, дерева, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов.

Еще в далекие от нас времена они имели представления по географии и биологии, астрономии и медицине. Национальная культура – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

1.2. Цель, задачи работы по приобщению детей к якутской культуре

В старшей группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем северном крае, о коренных жителях Якутии, их традициях, обычаях. Поэтому я поставила перед собой цели:

  • приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
  • формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
  • воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.

На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов России является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

У якутов есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Для реализации поставленных целей мне необходимо было решить следующие задачи:

· изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;

· собрать и систематизировать дидактический материал в мини-музее «Белый олень»;

· составить план, разработать занятия;

· систематизировать сведения о труде коренных жителей Севера;

· формировать уважение к традициям и обычаям;

· знакомить с устным народным творчеством;

· воспитывать любовь к родному северному краю;

· прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи.

2. Основная часть

2.1. Использование разнообразных методов работы

Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю кружковую деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

На протяжении многих лет в нашем детском саду открыт и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции Мини-музей Саха (Якутии) « Мин Дойдум – мини Буга». Цель создания музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках кружковой деятельности, мои воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Саха.

Название клуба – «Белый олень», я выбрала не случайно. Белый олень – символ счастья и любви, знак памяти и верности традициям наших предков. По древнему эвенкийскому преданию, белый олень считается священным животным, приносящим людям счастье.

Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?»

Использование наглядного материала о жизни и труде северян помогает мне развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

2.2. Беседы

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своей республике и о народностях Севера, на занятия приходит кукла Нюргуяна в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде: «Я девочка-якутяночка - Нюргуяна». Я живу в Якутии. На мне якутский костюм: платье – халадай с оборками и жилет с орнаментом. На голове у меня украшение – бастынга, а на ногах - торбаса. Я буду знакомить вас с родным краем и коренными жителями республики; их трудом, обычаями, традициями».

Знакомство детей с народной культурой я начинаю со старшей группы. В начале года знакомлю детей с коренными жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные народы Республики Саха (Якутия)», «Якутия – Мой край родной», «Жители тундры», «О природе и жизни людей на Севере».

Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых я знакомлю их с коренными жителями, я обязательно включаю игровой момент – приход куклы Нюргуяны с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.

Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Беседуя с детьми о коренных жителях Севера, вношу конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии коренных народов Якутии. Предлагаю отобрать только те фотографии, на которых изображены северяне. Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это коренные жители Якутии?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д.

В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северянах. Вот пример рассказа Лизы Д.: «Основные занятия коренных жителей Якутии – это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Украшают одежду очень красивым орнаментом».

Целью бесед по ознакомлению детей с народами Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов Якутии, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры.