Смекни!
smekni.com

Темы для ов в Интернете. Зачёт в устной форме (теоретический материал + произведения) (стр. 10 из 13)

Единственным правильным источником дохода Данте считал награду за труд, в трактате Пир он создаёт идеальный образ мировой системы распределения наград, прекрасную утопию, так как уже во времена Данте она не находит поддержки.

АД. (ИНФЕРНО).

Наиболее скульптурная часть комедии и наиболее собственно комедийная, не только в смысле изображения человеческих пороков и недостатков и не только по причине создания карикатуры, непристойно исковерканные тела, но и в смысле последовательного приближения к абсолютному комизму, исключающему всякий юмор: движение человека прочь от человеческого облика, растворения в животной стихии, неорганике.

Ад, с точки зрения Данте, - царство торжества справедливости. В нем царствует равномерное воздаяние. Ад создан Троицей (надпись при входе в ад). Ад – совершенное создание, это механизм соразмерного наказания преступления: «скорбь да соразмерится делам».

Строгая архитектоника ада исполнена глубокого смысла, этот смысл герой воздает в процессе своего пути, а также благодаря рассказу проводника.

Лекция №12. (29.04.10)

Петрарка – человек странствующий, писатель путешествующий. Из Арецо под Флоренцией. Сын изгнанника-юриста. Данте переживал своё изгнание. Петрарка своим изгнанием сильно не переживает. Гражданин мира – его естественное самоощущение. Петрарка – Дантев улис, путешествующий по горизонтали, открывающий природу и человека.

География путешествий: Франция, Италия, Чехия, Испания. Он исполнял в поездках поручения своих покровителей (Коллонно, тиранов Висконтии). Вместе с этим он – человек уединенный, но это не монашеское уединение, его уединение не требует отречения от мира. Петрарка – созерцатель, убегающий из Авиньёна в Аклюз. Гражданином рощи он назвал себя: «города – враги моим мыслям, леса - друзья». Появляется недовольство собой, если это не происходит. Петрарка со своим живым интересом и к миром живого – человек раздвоенный, ему свойственна раздвоенность духа, сомнения в верности избранного пути, которое он пронесёт через всю жизнь.

Он советуется с Августином, любимым христианским автором: он открывает исповеди и воспринимает, как укор себе: «отправляются люди дивится и оставляют сами себя».

После увенчания в Риме Петрарку постигнет душевный кризис. После обнаружения писем Цицерона, Петрарка станет редактировать свои старые письма, предназначая их читателям. Ему будет свойственна ритуализация отдельных моментов своей жизни, придать своей жизни модельный характер. Делом своей жизни Петрарка избрал углубленное изучение античных авторов. Цель его жизни – создание собственного стиля. Петрарка – не только поэт, но и гуманист, хотя само это понятие ещё не употребляется (в начале 15 века его впервые употребил Леонардо Брум в значении «учёность + воспитанность + нравственное достоинство»). При этом друг Петрарки Колюче Солитате употреблял слово «гуманитос», как добродетель и учёность. Гуманитарные науки – познание тех вещей, которые совершенствуют и украшают человека. Всё, что составляет цельность человеческого духа. Слово ренессанс мы впервые встречаем в смысле «отлично от религиозного направления» в середине 16 века у Джорджа Вазари.

Таким образом, Петрарка – человек, чья основная сфера деятельность поэзия и гуманитарные студии (изучения гуманитарного тривиума: грамматика, риторика, диалектика). Многие люди средневековья знали античных авторов и совершенствовали на их сочинениях свою латынь. Только в том культурном движением, которое мы называем гуманизмом, знание и подражание античным авторам выступает как программа нового понимания и формирования жизни. Изучение античных авторов – источник духовного обогащения и совершенствования жизни. Гуманизм создает третью власти, которую в последствии назовут «аполоническая духовная империя». Своей целью эта империя провозглашает господство идеала образованности во всех областях. Из этого идеала возникнет идеал просвещённого монарха.

Между тем, пережив душевный кризис, начинает придавать всё большее значение священному писанию. «Моя тайна» - спустя 16 лет будет готова. Диалог поэта с Августином. Очень скоро это станет очень распространённой формой. Душевная чума – раздвоенность по мнению Августину. Причина – ложные цели (земная любовь и слава). Честолюбивый поэт знает за собой грех тщеславия, но не отказывается от этих целей. Его идеал: совершенное творчество и …

Вскоре после увенчания в Риме и восстания Колла Диривенсо пришла чума (1348-150 года) во всю Европу (более 1/3 населения выкосила чума). Между тем, чума наряду с ещё некоторыми значительными факторами сыграла важную роль. Ожидание скорого наступления Царства святого духа, эры милосердия. Наряду с авиньонским пленением пап (1305-1377 года), которых контролировали короли. Ещё один фактор, который был названо Петраркой «двойным вдовством Рима», нет папы и короля. Это сыграло основную рольв возникновении ренессанса. Чума уносит покровителя Петрарки и его любовь, донью Лауру, предмет его любви и песен. Но свои песни, посвященные ей, он будет редактировать до конца своих дней. Всё это время его будут преследовать сомнения в избранном пути, пути земной мудрости. Всё время своей жизни он не свернёт с этого пути.

Кансоньеры прославили Петрарку в веках. Она создавалась почти сорок лет с 1336 года: 366 песен. Из них 317 сонет, около 30 консон и немногочисленные произведения в других жанрах. Структура сонета Петрарки : 4, 4, 3, 3. Сонет существовал, но именно Петрарка сделал его популярным. Это сравнительно новый жанр, которому суждено было стать одним из основных лирических жанров возрождения. Сонет встречается у Данте, а каноническую форму обретает под пером Петрарки.

В 1327 году – встреча с доньей Лаурой. Существовала ли в реальности эта женщина?

Сомнения высказывали ещё при жизни Петрарки, что его очень разочаровывали: Лауру считали поэтической аллегорией. Поразительно удачное имя – в нём сосредоточие смыслов и источник метафор Петрарки (заря, время, час, золото и другие значения, которые в том или ином виде будут использованы). Консоньеры – поэтическая исповедь Петрарки, каждодневная исповедь, равно поэтическая и поэтическая исповедь смятённого духа.

В этом неустойчивом внутреннем и внешнем мире поэта есть одна постоянная – любовь. Она не разделёна, грустна, приносит боль и страдание, придаёт устойчивость этому шаткому миру. Любовь к земной женщины перерастает в принятие земного мира, смерть возлюбленной (книга распадается на две части) не изменяет статуса любви, как опоры для поэта в его земной жизни. Он не отправляется за ней на небеса, он утешается, размышляя здесь о её жизни там.

Противоречие – мучительное переживание им между вечным величием бога и сиюминутным, приходящим величием человека: жизнь человека и его счастье короче взмаха ресницы бога. Осознание и поэтизация земной жизни человека, осознание земной жизни – цель творчества Петрарки. Появление ренессанса говорит о сдвиге от бога к человеку: творцами раннего возрождения предполагался сдвиг от бога ветхого завета к богу нового завета и новому человеку, возрождённому и обновлённому словом Христа. Эта идея будет подхвачена и разви Эразмом Ротердамским в его «Религии Христа».

Джованни Боккаччо.

Много, сказанное о Петрарке применимо к Джованни Боккаччо (1313-1375), сына купца, финансистом, связанного с банкирским домом Барди. Он тоже профессиональный писатель: «занятием его жизни была благая поэзия». Он также человек, мифологизирующий свою жизнь, учённый занимающийся античными авторами, комментатор, биограф своих старших современников: Данте, Петрарки. Он фиксирует уже созданное в духовной империи, нарождающейся третей власти. Вокруг стареющего Боккаччо возникает первое во Флоренции первое гуманистическое сообщество: Салютари, Мирсилье, Траверсали. Ему также знакома раздвоенность, сомнения, а его последнее произведение «Ворон» считается своеобразным покаянием человека, который осознал нравственною недопустимость своих прежних произведений. Если Данте создаёт величественную сумму всех средневековых знаний в форме не временной потусторонней вертикали придает ей вектор религиозного обновления, то Боккаччо в своих 100 новеллах снимает другой срез, живой, человеческий. Это первая человеческая комедия в истории европейской литературы.

«Декамерон» (1348-1351).

Это тоже сумма посюсторонняя, погруженная в свое историческое время и имеющая свою чёткую авторскую цель: «развлечь, поддержать, утешить читательниц и преподать полезный урок, они узнаю, чего им надлежит избегать, а к чему стремиться». Полу дидактическая цель, но дидактики в чистом виде Боккаччо избегает. Кроме того, цель автора – пробудить сочувствие, участие в людях: «соболезновать страждущим – черта чисто человеческая». Она пишется для человека, переживающего или пережившего чуму. Из вступлению к Декамерону следует, что «воцарился невиданный упадок нравов».Боккаччо с помощью 10 своих рассказчиков рисует объективную картину современных нравов. Примерно 1\3 новел из 100 посвящена предметам серьёзным и людям, каковы они должны быть. Остальное – каталог грехов и пороков.

Боккаччо в след народной молве называет свою книгу «Принцем Галиота».

«виновна не книга, она лишь точно и нелицемерно воспроизводит действительности. Всё на самом деле происходило так, как об этом повествуют». Его рассказчики знают, что в их городе «царит роман, а не любовь и верность».

В основе жанра новеллы лежит новость.

Декамерон – широчайшее критическое обозрение на злобу дня в средневековой литературе в форме сборника отдельных новелл, вести Средиземноморского мира. Викторио Бранно, наиболее известный исследователь Боккаччо, назвал эту книгу «купеческой эпопей». Всем в Декамероне правит пополанский (народный) дух. Критическое обозрение такой ширины встретится лишь 2 века спустя.

Источники сюжетов: городской анекдот, религиозно-дидактический пример, сюжеты куртуазной поэзии и рыцарского романа, сюжеты античной литературы, устные рассказы флорентийских сюжетов. Происходит из многих жанров повествовательной позиции.