В конце 14 века в Кентерберийских рассказах «Пролог приставов» был написан в жанре священной пародии, которая была освещена традицией. Яркий пример характерный для средневековой карнавальной культуры, которая развивает традиции священной пародии. В середине 15 века находится апология «Праздника глупцов» в послании богословского факультета, которое осуждает, хотя он и продолжает справляться: «человек может умереть от страха и благоговения божьего, если не дать ему в определённую отдушину, чтобы он с ещё большим рвением принялся за служение».
2. Эпическая поэзия. Кем бы и когда бы она не была записана, её происхождение связано с долгой устной народной традиции. Сочинение здесь анонимно. Этот пласт синкретично, очень трудно выделить какой именно пласт составлялся её созданием.
3. Литература феодального замка, куртуазная литература, придворная литература, которая существует с 12 века. Авторства, как правило, известно. Беллоторес.
4. Бюргерская, городская литература с 13 века, когда сформировались города: сатирические жанры, фаблио, фарсы, дидактические и назидательные сочинения. В основном анонимны (в основном лабораторас). В рамках городской культуры происходит становление театров, а зарождается он в средние века. Уже с 12 века он выходит из храма на городскую площадь. Истоки городского театра связаны с литургией, богослужением. В виде литургической драмы зарождается театр. Кроме этого, здесь сказываются традиции античного театра, обряды, придворные празднества (чуть позднее) и вся смеховая культура.
В средние века каждый жанр был привязан к своему пласту. Перенос в другой пласт был возможен как результат пародийного снижения.
Литература для человека средневекового человека была не столько беллетристикой, сколько источником знаний и уроком в вопросах этики, риторики и прочего. Отсюда её поучительность и назидательности.
Жанр исповеди дидактический по определению. Это определение задано Блаженным Августином (около 400 года он писал свою исповедь, он был не старым человеком). Когда он писал свою исповедь, он не был ещё отцом церкви и не предполагал, что его произведение создаст канон. Он поведал свою жизнь Богу, исповедовался в жизни, вере, делах своих. Его адресатом является творец. Но его исповедь стала уроком, обращённому ко всему миру. От себя лично означало ото всех сразу и всему миру стразу. Итог: личный жизненный путь Августина приобрёл значение общего пути восхождения к смыслу, он стал моделью такого пути восхождения человека такого пути. Формула Августина-ученика о предвечном учителе, в котором всё, от которого всё и через которого всё. И вотрая: Августина-учителя о человеке-ученике («не мечтайте о себе»). Так словами апостола Павла определено личное сознание Августина: сказано о слитности индивида со всеобщими и личными началами. Личное Августина не существует как личное, оно встроено в Путь. И в итоге оно преодолевается им как личное. «Индивид, брошенный античностью и ещё не подобранный Средневековьем, предоставленный вдруг самому себе». Августин не подозревает, что он – один из отцов церкви, искатель истины и спасения, один из создателей нормы. Августин, Боэций, Иероним, Кассиадор делали не только догматический выбор, но и биографический и создавали будущую норму, этим объясняется, почему в средневековом мире никто не решился подражать Августину в полном объёме. Его исповедь стала одной из канонических книг патристики. Подражать ему было бы немыслимой гордыней.
Вторая трагическая, проблемная исповедь была бы невозможно и излишня. Этот жанр оказался представлен одной полной парадигмой и несколькими боковыми примерами. А вот жажда поучительности переместилась из жанра исповеди в примеры того, что случилось с другими, в новый жанр, который займёт максимальное пространство в литературе Средневековья, в жития, рассмотренные не изнутри, а извне.
Принято различать 2 типа житий:
Написанная семь веков спустя после исповеди Августина «История моих бедствий» Пьера Абеляра ближе к жанру биографии, чем исповеди. Исповедь Августина – своего рода марелете о смысле пути земной жизни всякого человека: собственная биография у него – лишь повод для размышления, а у Абеляра – это пример жизни индивида со всей исключительностью. Вот почему жанр исповеди стоит особняком. В центре повествования не Я, автора нет в исповеди, а есть ОН, а всё значимое в этой исповеди именно от НЕГО.
Изобразительно-выразительные средства. Топосы.
От литературы нового времени её отличает то, что это литература традиционалистского типа. Средневековая литература функционировала, постоянно воспроизводя сравнительно ограниченный набор идеологических, жанровых и прочих структур. При чём эти структуры могли оставаться неизменными на протяжении очень долгого времени. Такие структуры называются топосом. Виды топосов:
- лексического или лексико-семантического характера (постоянные эпитеты, эпические формулы)цветовые решения героического эпоса очень сходны с работами средневековых художников-минитатюристов.
- изобразительные топосы (описания романтических свиданий).
- устойчивые мотивы и темы (гибель героя в результате предательства, суд над злодеем в форме поединка сторон, то есть божий суд, сатирические топосы, которые возникли на основе постоянных мотивов: коварство женщин, скупость ростовщиков).
- образные топосов – набор черт и деталей, которые способствуют возникновению устойчивого канона в изображении какого-нибудь сословия.
- жанровые топосы, которые формировались за счёт всех вышеперечисленных (жанр рыцарского романа и прочее).
Средневековые топосы часто восходят к священному писанию, но не всегда. Топосы обладали большой намекающей силой для слушателя: плавание – перемена судьбы, замок – средоточие злобных сил. Это был готовый культурный код. Тяготение к канону, индивидуальность мастерства.
Итог: многозначность слова и образа неизмеримо возрастает в эту эпоху. Одним из ведущих признаков становится аллегоричность, она вся исполнена иносказаниями и прочим.
Общая характеристика Возрождения.
Сложный для понимания этап, по отношению к которому до сих пор не выработана единая точка зрения. Деление на раннее, зрелое и позднее средневековье. Если 16 век является поздним средневековья, что такое Возрождение?
Эта полемика началась в конце 19 века. Теория Бурхорда.
В работах титанов Возрождения нет ничего нейтрального: антонимичность добра и зла. Свобода у Ренессансного человека допускается. В начале 16 века реформация подрывает авторитет католицизма и папства, но не авторитет христианства как такого: так или иначе, но Бог присутствует в философии самых радикально настроенных деятелей возрождения. От религиозной средневековой доктрины не отказался никто: они не отменяли понятии, они по-прежнему отличали.
Мир – как серия подобий. «Всё из частиц, а целого не стало» (с).
Возрождение от средних веков отрывать нельзя, так как иначе получается очень разорванная картина. Можно ли исчерпать 16 век Возрождения? Что возрождалось?
Название Возрожлдение условно, не точно, так как оно заслоняет другие важные течения мысли, эпохи.
Характерно: магия, натурфилософия, герметизм. Понятие реформация заслоняется понятием Возрождение. Поэтому он очень неоднородно, исчерпать решительно невозможно.
Реально возродили ренессансные мыслители и художники: античную культуру. «Возрождение античности – прямая цель и содержание Ренессанса» (с) Котиков. В итоге получился интересный синтез античности и христианства. Есть серьёзные основания считать, что Бурдхард тоже был прав, когда предполагал в качестве изначальной цели ранних гуманистов – возрождение подлинного первоначального христианства, то есть обновление религиозное.
Ренессансный гуманизм не претендовал на то, чтобы стать идеологией масс, он не пытался создать модель нового мирозданья. Он не привёл к образованию ренессансного государства. Создали теоретические модели идеального государства и государя, которые органично вписывали в августианскую модель. На практике реализованы не были. История показала, что уступать своё место Богу земнее кесари не пожелали, за одним исключением – отречение Карла 5го. Есть веские основания полагать, что одной из основных целей 16 века было именно создание в Средневековой Европе обновлённого христианского государства, то есть воплощение модели града Божьего в реальной жизни. Новое же время пошло в философии и политике по альтернативному пути с установкой на собственное вале человека: «На всякой службе я служу себе».
Лекция №4 (04.03.10)
К архаическому эпосу принято относить мифологические эпосы варвар. Ирландский, скандинавский и проч.
Формировались в рамках длительной устной традиции. До нас дошли записи 11 – 13 веков. Для всех архаических эпосов характерна такая примета как развитая формульная техника. Эпические формулы свидетельствуют о долгой традиции. Сохраняется связь с фольклором. Сказочный и мифологический элемент доминирует над историческим или нам так кажется, так как мы плохо знаем историю этих стран. Главный смысловой центр – не столько подвиги, сколько распад и крушение родовых отношений, родовая распря, которое трактуется как причина крушения мира и как само это крушение. На данном этапе эпос состоит из кратких песен или прозаических сказаний, саг, которые слагались исполнялись и сохранялись профессиональными сказителями (фелиды) и полупрофессиональными дружинными певцами. Курс обучения фелида длился 12 лет. На раннем формировании эти песни и былины подвергались циклизации. В одном древнеирландском памятнике: тот не филид, кто не согласовывает и не связывает между собой саги. Древнейший из средневековых эпосов: кельтский эпос. Феодальные наслоения на нём незаметны и несущественны. Принято относить бриттов, галлов и проч. Кельтская экспансия в Европе охватывает с 6 по 2 век до нашей эры. Затем в материковой Европе их потеснили римляне и местные племена варваров. Культура кельтов, высокоразвитая культура, лучше всего сохранилась на островах: Ирландии, Британии, горной Шотландии. Ирландия в средние века стала главным очагом кельтской культуры. Эту культуру не уничтожили ни нашествия викингов и норманнов ни довольно ранняя христианизация. По легенде сам Святой Патрик пожелал кельтам не забывать свои приданные, чтобы они могли и впредь поучать людей. Ирландские монахи сохранили их творчество.