Смекни!
smekni.com

Темы для ов в Интернете. Зачёт в устной форме (теоретический материал + произведения) (стр. 9 из 13)

Мотив убийства Зигфрида в песне о нибелунгах снижен. В Старшей Эдде это обусловлено гораздо глубже. Происходит перенос в сословное оскорбление: почему моего мужа вышла замуж за вассала, унизила мою честь и честь бургундов.

Гибель Зигфрида – не главное содержание, а главная перипетия на пути к главной трагедии, гибели народов. Верный вассал Хаген берется убить Зигфрида.

Раны убитого Зигфрида будут кровоточить при приближении убийц. Нарушение клятв бургундами, убийство в спину.

Сказочный мотив: неуязвимость героя (между лопатками), в Старшой Эдде нет такого мотива.

Первая часть строилась как рыцарский роман: там Хаген – вассал + верность, Кремхильда – заботливая супруга, совершившая фатальную ошибку. Персонажи двоятся: в основе лежат две песни, возникшие в разное время.

Лекция №10 (15.04.10)

В жанровом отношении комедия Данте – вершина зрелого средневековья, поскольку она синтезирует все известные жанры средневековой словесности.

Жанры:

- комедия – путешествие в потусторонний мир, данное через видении (традиция визионерского жанра очень существенна). Трагизм сочетался с комедией, религиозный экстаз – Путешествие Витина. Его ангел-хранитель пускается с ним в путешествие с назидательной целью. Та же цель у Вергилия: узнать зло в лицо, увидеть наказание в лицо, чтобы вернее избежать зла.

- комедия Данте – энциклопедия, сумма всевозможных знаний в разных областях. Данте опирался на отдельный произведения: Фома Аквинский «Сумма теологии».

- житие кризисного типа, его центральный эпизод, в котором запечатлен кризис, испытание, откровение и очищение крестьянского героя.

Все три жанра – традиционные жанры средневековой латинской литературы средневекового монастыря. Есть черты: исповеди, литургической драмы и проповеди, которые носят подчиненный характер. Не в последнюю очередь комедия – гимн Любви (Бог = Любовь). Конфликт комедии произрастает из сюжета куртуазной концовке – песнь о дальней любви. Путь к возлюбленной, Беатриче, сливается для поэта с восхождением к истинной Любви, Богу.

А была ли Беатриче?

Предполагают, что она – божественное откровение, небесная мудрость, теология. Конечно, она была. Без земной женщины не было бы божественной комедии. Данте полюбил Беатриче, когда ему было 9 лет. Эту по-детки робкую любовь он пронес через всю жизнь. Беатриче умерла, когда ей было 25 лет. Ее памяти он посвятил свою первую книгу: Вита Нола.

В Царстве вечности он находит свою Беатриче и говорит с ней. Как итог – огромная психологическая правда.

Данте назвал своё произведение «комедией». Надо полагать, что причиной тому стала смиренная точность – сам дух смирения. В письме к Ангранду де Ласкалы, сеньору Вероны, он пояснял средневековое понятие комедии: так называется всякое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке. Современников название «комедия» нисколько не смутило, они лишь добавили «божественная». Первым это сделал Джованни Боккаччо в своей биографии, но закрепилось это название только в 16 веке.

Язык. За него его критиковали: почему не латынь, коей достоин предмет? Так как задачи автора были иные: он писал на народном языке, так как он писал для всех, массовой аудитории. По словам Данте язык комедии сдержан и смиренен, ибо это вульгарное наречие, на котором говорят произведение. Язык комедии скоро стал общенациональным языком Италии (тосканский диалект). Расширение аудитории было достигнуто с помощью языка. Объем возрастает существенно за счёт «многосмыслия». Это значит. Текс Библии предполагает толкование на 4 уровнях (буквальном и три аллегорических: собственно аллегорический, нравственный и анногогический (духовные, возводящий к идеалу)). Высшим и максимальным полным является постижение анногогического смысла слова. Коротко значение 4 уровней осмысления объясняет стишок:

О бывшем учит буква, о вере – аллегория, о действии – мораль, о цели – анногогия.

Данте создает символическое произведение: образы следует понимать при помощи этих всех смыслах. 7 столетий трудятся над растолковании его аллегорий.

Цель поэмы по Данте: «вывести живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести к состоянию блаженства, к спасению». Терапевтическая цель. Она огромна и немного утопична, но она была продиктована не дерзостью и не гордыней, так как она нормативная для всякого средневекового проповедника. Кроме того, его цель – пройти личный путь покаяния, запечатлеть откровения, подвести некий итог.

Выбор времени путешествия: весна 1300 года.

Он не случаен. Мало того, что время в поэме соотносится с днями страстной и пасхальной недели и с днями творения, так ещё 1300 год понимался Данте, как особая точка в истории мира. Итальянский учены Бернини, специалист по Данте, доказывает, что Данте делил историю на две части: 6500 лет от Адама до 1300 года и 6500 лет после 1300 года до страшного суда. Это памятник истории центрального события мира. Изучение Данте священного писания, а также диалогов Платона, его идей, учение Иоахима Флорского, известного средневекового богослова. Иоахим делил историю на три эпохи, рассматривая ее, как «восхождение от состояния рабства до состояния свободы»: эпоха ветхого завета, эпоха Нового Завета, эпоха Святого Духа (Милосердия), которая должна была наступить после 1260 года.

Данте тревожит и заботит судьба человека, Италии и всего человечества. Это свойство крупных средневековых мыслителей: не о себе, а о мире, о всех. В комедии не могла не отразиться эта философско-политическая программа, которая изложена в латинском трактате о Монархии (1311 – 1313 года). Голенищев Кутузов называет эту программу Данте «этической утопией». В основе - идея единства человечества и единства цели, этого единого человечества. Суть его программы: не национальное государство, а вселенская монархия. Посокльку перед человечеством стоит двуединая цель, то и руководство людьми должно быть двояким и двуединым: верховные Первосвященник ведет людей к спасению, а вселенский император (миротворец) – к земному царству. Данте отсматривает автономию светской власти, бережёт чистоту церкви. Чёткое разграничение духовной и политической власти позволит «уберечься от злоупотреблений».

Константинов дар (документ о передачи византийского императора Константина о передаче светской власти Рима), по мысли Данте, - огромное зло. Именно из-за этого церковь погрязла в сребролюбии и властолюбии. Данте не знал, что эта грамота была составлена не в 4 веке, а только в 8 веке папской конференцией. Целый ряд пап и кардиналов попадут у него в ад. Папы повинны в грехе симонии (продаже церковных должностей), они будут казниться в восьмом круге Ада.

Образ мирового монарха не похож на реальных европейских правителей его времени, ещё менее он похож на того императора, который потом будет сконструирован в произведении Макиовелли. Данте жаждал при жизни увидеть такого монарха. Идеал монарха: его идеальный государь – воплощение Евангелиевских заповедей блаженства (бескорыстен, миротворец, чист сердцем, узрит Бога). Тогда враждовали гвельфы (сторонники папы) и гибеллины (сторонники монарха), магнаты и пополаны (горожане).

Данте, принадлежащий по рождению белыми гвельфами, изгнан в 1302 году. В итоге в ад он помещает всех (и своих противников), выработал свою политическую программу, предпочёл одиночество и независимость поэта-творца.

Философия композиции комедии опирается на два принципа соразмерность и вертикальность. Основа гармонии – соразмерность (числовая, геометрическая и этическая). Наказания соразмерны греху, скорбь и радость – делам человека.

Кристалл – форма поэмы, по Мандельштаму: «вся поэма есть единая и не дробимая строфа, точнее кристаллографическое тело», «чудовищный по своей правильности 13 тысячный гранник». Числовая структура поэма основана на цифрах 3 и 9.

Божественная комедия – это триптих (три кантики, три этапа пути Данте). По 33 песни в каждой граннике + 1 вступительная (пролог к Аду – так как ад – неправильный элемент целого). Итого: 100 песен. Стих – самый длинный и самый просторный стих в Итальянской поэзии силлабический одиннадцати строчник.

Помимо числового каркаса в поэме есть образный каркас, идейный, символический, теологический. В странствии Данте отображается путь человечества в прошлом настоящем и будущем: речь идёт об индивидуальной жизни, об общественной жизни и об строении природы. Натурфилософские знания распределены очень чётко: Ад – рассказ о мертвой, неорганической материи, Чистилище – образы живой природы, Рай – небесная природа. Геологический Ад, биологическое Чистилище, астрономический Рай.

Хронотоп.

В целом, он мистериальный. Три уровня, выстроенные в пространстве по вертикале, и символическое время, которое стремится к антерпроральности, вечности, вне временности, вечно повторяющееся. Вертикаль с вырывающимися из нее горизонталями, отдельными историями. Вертикаль – мистерия. Ее сюжет – восхождение к истине. Горизонталь – экземплур, назидательный пример, часто публицистический.

Герой комедии, он же рассказчик, - поэт (его даже по имени называют - Данте), паломник, всякий человек. Он же и вестник и свидетель и проповедник, то есть необходимое звено в картине мира.

Персонажи: мифологические, легендарные, исторические, литературные, недавние предшественников и современников Данте.

Богословская основа:

- Библия: книга Бытия, книги пророков Ветхого Завета, Песня Песни царя Соломона, Евангелие, откровение Иоанна Богослова, сочинения ранних отцов церкви (Августин, Боэций), схаластика (Фома Аквинский) и Аристотель, на которого ориентировался Фома, Иохим Флорский, св. Франциск. Оба последних а также святой Доминик выступали за обновление духовной жизни перед лицом перемен, которое несла новая экономика.