Третья история – из сраженного нищетой района в Центральной Азии, где трудится С. Он пришел к Иисусу в тюрьме через служение членов очень традиционной деноминации. Это было единственным выражением церкви, которое знал С., и искренне их любил. После освобождения С. начал работать и также ездить по стране, насаждая церкви. У него был еще один друг со времен заключения, также пришедший к Иисусу. После освобождения друг, С2, направился в район страны, где практически не было верующих, на миссионерское служение. Вскоре местные власти попросили его уехать, чтобы «не было проблем», и попросили уехать также исламские лидеры, «иначе будут проблемы». С2 остался несмотря ни на что, и однажды, когда он прославлял Бога на гитаре вместе с супругой и другими, из окон был расстрелян неизвестными.
Когда С1 рассказывал мне эту историю, делился, что смерть его друга привела его ко многим вопросам и даже депрессии. Я спросил, - это из-за страха? Этот вопрос практически его оскорбил. Он не боялся за свою жизнь, но задавался вопросами, стоит ли вообще идти на жертвы и опасности. Теперь уже я был удивлен. Почему? С1 сказал, что зачем рисковать своей жизнью и жизнями своих друзей, образуя группы учеников в новых территориях, когда после этого приезжают представители деноминации, строят здания, набивают их лавочками и привозят пастора, после чего новые ученики массово уходят. Новообращенные были азиатами. Они обычно сидят на полу, пьют чай и говорят об Иисусе часами. Тем не менее, когда группа возрастала до пятнадцати и более человек, деноминация строила или покупала здание и ставила пастора извне, получившего «правильное» библейское образование. Азиаты начинали уходить, а на скамейках оставались лишь несколько пожилых бабушек-славянок. С1 задавался вопросом, зачем деноминационные лидера это делали, - ведь ученики собирались по домам. У них не было необходимости в еще одном здании в селе.
Им более нужнее хлеб и обувь для детей. Они предпочитали сидеть в кругу и пить чай, говоря об Иисусе с друзьями. Они не хотели слушать проповеди «инородного» новоявленного пастора.
Лидерам не понравились его вопросы и со временем С1 был выброшен из деноминации, названным еретиком!
С тех пор С1 обнаружил, что в мире есть множество людей, думающих также, и что это не ересь. Со временем деноминационные лидеры все же отпустили его с миром, нежели отлучением.
Пустую затратность и высокомерие в построении памятников архитектуры, мемориалам нашим традициям и религиозной гордыне невозможно преувеличить. Каждая такая структура есть свидетельство нашему колоссальному непослушанию и полному бунту против слов и примера Иисуса.
Тем не менее, так нужно иметь больше живых общин, дающих кров над головой, гостеприимство и исцеление бездомным, зависимым и брошенным. Не большие институты, но малые общины, становящиеся семьей для тех, кто никогда не переживал на деле любовь Бога. Не реабилитационный центр, где вы проходите программу и уходите, а небольшие живые общины, похожие на семью, где есть свидетельство об Иисусе и исцеление, где индивиды могут, если хотят, оставаться надолго, работая и внося в общину свой вклад. Эта модель реабилитации могла бы быть преумножена в культуре без дополнительных внешних участий. Такие общины не управляются экспертами, но больше простыми людьми, выходцами из того же прошлого, и нашедших для себя исцеление через общины, поклонение Богу и работу.
В мире появляются новые общины в контексте больших городов, где члены вместе живут, служат и предоставляют гостеприимство и атмосферу исцеления и восстановления для бездомных, зависимых и умственно нездоровых.
В одном из городов Центральной Азии команда образовала небольшую общину. Как-то они заметили на рынке мусульманина, и предложили ему кров. Он действительно имел в этом нужду и отправился с ними. Спустя некоторое время, живя с ними, этот человек услышал голос: «эти люди, служащие тебе, - Мои; слушай их. Они говорят Истину». Он слушал и стал последователем Иисуса и вскоре получил водное крещение.
2. Что в отношении проповеди?
Разве нам не нужно собираться, чтобы слушать хорошие проповеди? Интересный вопрос! В группах верующих, чья жизнь сконцентрирована на здании, есть большой фокус на проповеди. Чем лучше проповедник, тем больше людей можно собрать и тем больше ресурсов можно контролировать. Проповедь становится средством большего влияния и признания.
Мы уже посмотрели на отношение Павла к старейшинам, которые собирали людей около себя. Он назвал это «превратным». Его видение соответствовало видению Господа в Луки 10, - видению малых органичных групп, преумножающихся через взаимоотношения повсеместно. Увлекающие за собой были превратными потому, что останавливали эту динамику преумножения и ученичества, основанного на взаимоотношениях.
Каково было отношение Павла к проповеди? Он ясно говорит об этом в 1 Коринфянам 2:1 – 5: «и когда я приходил к вам, братья, приходил возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова и мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и причем распятого. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но на силе Божьей».
Мы не понимаем культурного контекста тех дней, и поэтому упускаем происходящее здесь. Одним из основных и самых почетных искусств было ораторство и красноречие. Великие ораторы были супер звездами римского мира, способные повергнуть своих слушателей как в слезы, так в раскаты смеха. Они двигали людьми через свои слова.
Павел об этом знал и, будучи в ряду наиболее образованных людей тех дней, бесспорно был обучен искусству ораторства и публичного выступления. Коринфянам было привычно слушать философские выступления, - это было в категории развлечений. Они и от Павла ждали, чтобы он выражал свои послания по канонам этого искусства.
Павел же осознанно отказался это делать. Он предпочел бы произвести впечатление слабого и трепещущего. Такого, кто вряд ли собрал бы аудитории слушателей в той культуре. Но в том то и дело, -Павел не хотел увлекать людей за собой.
Он хотел, чтобы их вера зиждилась на силе Божьей и труде Святого Духа. Он отказался действовать через человеческий дар, используя человеческую мудрость и силу личности.
Опасность в том, что если позволить кому-то проповедовать вам час за часом, неделю за неделей, конференцию за конференцией, диск за диском, то они в конце концов смогут вас убедить, что черное – это белое!
Ересь проповедуется с такими же убежденностью и «помазанием», что и истина. Невозможно, скажете вы? Абсолютно возможно. Это происходит повсеместно. Как получилось, что «евангелие процветания» взяли за чистую монету в стольких многих кругах по всему миру? Как могло нечто, не имеющее и доли основания в Новом Завете, возыметь такое влияние на сердца и умы верующих? Час за часом проповедей и учений, использования мест Писания, вырванных из контекста и кормящих человеческую алчность и нужду.
Незадолго до смерти Кеннет Хейгин Старший, которого часто называют отцом учения о вере, которое переросло в «евангелие процветания», написал книгу «The Midas Touch», где обличал своих последователей в их материализме и манипуляционных тактиках сбора средств и призыва к пожертвованию. Но почему-то она не стала одной из тех книг, которые вам пошлют сегодняшние проповедники процветания взамен на очередное пожертвования.
Мое личное убеждение – учение о процветании, угрозы проклятиями и обещания благословлений, привязанные к десятине и пожертвованиям, актуальные сегодня – то же самое, что и вопрос с обрезанием, актуальный в дни Павла. Это иное евангелие, заслуживающее осуждение Павла, как в Галатам 1:8: «но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».
Павел дает Тимофею наставление, как разбираться со лжеучителями в 1 Тимофея 6:3-6 и в завершает его словами: «пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». Это очень радикальное, но очень необходимое наставление!
В контексте обсуждений вопроса о проповеди с кафедры 1 Коринфянам 14:26 очень сильно: «Итак что же, братья? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию».
Если мы послушаемся этому наставлению, никто не может доминировать, манипулировать или каким-либо образом управлять потоком учения и наставления в каком-то одном направлении. Стих говорит создавать атмосферу вопросов и ответов, вызова и реакции, диалога, а не монолога, - как и в служении самого Иисуса. Это уже поток Святого Духа, который может направляться через каждого члена Тела. Это – структура, в которой Иисус может быть истинной главой Тела, а не просто номинальной, пока кто-то делает свое дело, как он хочет. Это атмосфера взаимообмена, когда каждое место Писания может быть сбалансировано другим, и когда Иисус может говорить через каждого члена Своего Тела.
Когда мы создаем иной контекст – атмосферу интенсивного проповедования одним или несколькими лицами, лидера нередко готовят основание открытому заявлению или негласному подразумеванию, что проповедующий есть «мужчина или женщина Божьи» (этот термин – из реалий Ветхого Завета, и всякий, его использующий, демонстрируют свое малое понимание Нового Завета – завета священства всех верующих), которого нужно слушать без вопросов. С таким подходом человеческая духовность судится по тому, насколько человек беспрекословно принимает и подчиняется этому «человеку Божьему» и этому его учению. Это – основа всякой секты. Задавливается совершенно нормальное желание задавать вопросы, анализировать, также взаимная подотчетность и прозрачность; выстраивается культ лидерства. Это не есть церковь Иисуса Христа. Задавайте вопросы обо всем! Святой Дух не может вести вас во всякую истину, если вы не задаете Ему вопросов. Как Иоанн говорил в 1 Иоанна 2:24 — 27 – «итак, что вы слышали от начала, то да и пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вас об обольщающих вас. Впрочем помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том прибывайте».