Уже настолько многократно подтверждалось историей, что внешняя конформность законническим кодексам и нормам поведения, высокие требования и ожидания, ориентированные на безукоризненное поведение, и напряженный график религиозных мероприятий становятся покрытием для тайных грехов и аморальности. Мы все можем жить либо по благодати, либо по зависимости!
Динамика развития событий может быть следующей. Человек в миру был зависим от наркотических веществ и\или опасно-экстремального образа жизни. Они начинали этот путь с того, что готовы были идти на что угодно, лишь бы к ним стали относиться с восхищением определенный контингент людей, чтобы их ровесники обратили на них внимание; и чем более опасное и ближе к граням поведение, тем больше принятия и признания они получают. Через какое-то время находящиеся в такой зависимости устают от такого образа жизни и пытаются измениться. Приходя к Богу, они, возможно, переживают искренние опыт обращения и спасения, полностью меняя свой образ жизни. Но если такая жажда и потребность во внимании и признании не удовлетворяется через пребывание в сердце Отца Небесного, то люди легко попадают под манипуляции и оказываются на беговой дорожке безукоризненной гиперактивности в церкви и обретают форму и сущности в угоду нормам. Они меняют внешний вид. Они отдают деньги. Они посещают каждое собрание. Они обожают купание в признании и восхищении в свой адрес, полученные за свое преданное, посвященное поведение в общине. Тем не менее, спустя какое-то время они начинают чувствовать себя использованными. Они обижаются, глубоко ранятся, ожесточаются и иногда возвращаются к прежним зависимостям. Что произошло?.. При обращении они сменили одну зависимость на другую.
Они сменили бандитские мероприятия на религиозные мероприятия. Им так и не были созданы условия для научения, как жить по благодати и любви Божьей, которая льется даром и которую не нужно заслуживать.
Глубокое желание иметь признание и восхищение от лиц, которые считаются авторитетными, духовными, имеющими положение, и сильное желание иметь образ духовного человека в глазах других в этой общине могут стать поразительным топливом и приводить к переменам поведения и внешнему конформизму. Это, по сути, и есть создание из людей прозелитов, которые принимают и меняются внешне в соответствии с мешком – багажом норм, переданному им, но их сердца никогда не были поглощены и наполнены Иисусом.
Вопрос в преобразовании сердца. Опять же, цитирую Юджина Петерсона, но в этот раз его введение к книге послания к Галатам: «Через Иисуса Павел пережил и понял, что Бог не являлся безличностной силой, которую нужно использовать, чтобы заставить людей вести себя в соответствии с определенными предписаниями, но это личный Спаситель, который освободил нас, чтобы нам жить свободными жизнями. Бог не принуждал нас извне, он освободил нас изнутри».
Все повеления Иисуса, сконцентрированные в Нагорной Проповеди, связаны и направлены на отношение сердца, на состояние сердца, например прощение к согрешившим против нас; покаяние и примирение, с теми, против кого согрешали мы. Искать Бога втайне, наедине, а не организовывать публичную демонстрацию нашей религиозной деятельности. Бог есть союз любви трех личностей во взаимном доверии и уважении. Суть Вселенной построена вокруг отношений, нежели рационализма или закона. Ученичество прежде всего заключается не в детальности и щепетильности доктрины, так как Бог не есть теологическая вычислительная машина. Он есть любовь. Его вселенная построена на взаимоотношениях. Ученичество прежде всего заключается во взаимоотношениях, которые строятся с искренним свободным сердцем.
Нам не следует идти в дом к человеку мира со своим мешком личной культуры и ценностей, но с сердцем любви, уважения и свободы. Царство Божье – внутри. Это все, что нам разрешено взять с собой на миссию, на служение! Это все, что нам разрешено доносить до других и делиться. Цель в том, чтобы становиться друзьями, а не создавать прозелитов.
3. САНДАЛИИ, МЕТОДЫ И БРУЧКО
Так что же Иисус имеет против обуви? Он, скорее всего, сам носил на ногах пару сандалий. Я думаю, что в контексте 10 главы Луки обувь – это прообраз, символизирующий тип жизни в Боге, - как мы реализуем предназначение, которое Бог имеет для нас, и как мы практически живем взаимоотношениями с Иисусом.
История Брюса Олсена, миссионера – первопроходца среди метилонских индейцев (прозвавших его Бручко), племени в Центральной Америке с уровнем жизни каменного века, очень вдохновляет. Он буквально без ничего вошел в их поселение. Определенно не имея кошелька, мешков. Он жил среди них, как один из них, и научился их языку без каких-либо контактов, поддержки, лекарств или чего-либо вообще из родины в Америке. Несколько раз он почти умер от лихорадки, и не прекращая страдал от паразитов. После первых нескольких лет он наконец-то привел одного молодого человека к вере во Христа и верил, что вскоре и другие последуют примеру и уверуют. Однако он заходил все более и более в тупик - его первый обращенный избегал разговоров о том, чтобы рассказать о своей вере другим в племени, постоянно утверждая, что его время еще не пришло. Олсен не мог понять, почему этот новый ученик отказывался делиться с другими.
Так как культура этого племени была построена на устной традиции и устных преданиях, их история сохранялась путем запоминания каждым членом легенд и событий и далее пересказывания их на специальных праздничных вечерах по очереди. Олсен за время проживания с ними побывал на многих таких вечерах, но не осознавал до конца их значимости, пока однажды его обращенный ему не сообщил, что пришла его очередь пересказывать какие-то их истории. Его рассказ в ту ночь включал в себя сон, который один из старейшин видел долгое время назад о том, как светлокожий человек придет к ним и расскажет о Божьем Сыне. Обращенный пересказал сон, дал свое истолкование и рассказал, что он сбылся в лице Олсена; затем рассказав о Сыне Божьем из Библии. А ту ночь большинство людей из того поселения стали последователями Иисуса.
Олсен оставил позади себя свои кошелек и мешок, но все еще носил свои американские сандалии. Он ожидал, что обращенный будет говорить с другими по отдельности, индивидуально, наедине. Его же обращенный не мог понять такой образ действий. Его мир был построен на устном общении и коллективном взаимодействии, нежели на индивидуалистичных, печатных письменных материалах. В мире устной культуры новое проистекает из правды преданий старины и включает в себя все, что было ранее. Его понимание времени не было западным. Он не ощущал такого понятия, как сжатые временные рамки и давление времени. Он знал, что его время высказаться еще придет.
Мы все имеем склонность к этноцентричности, то есть уверенности, что наш образ мышления и образ действий «правильный» или «наиболее адекватный», а инакомыслие и инакодействие кажутся «противоестественными» или «неверными». Конечно, мы здесь не говорим о вопросах нравственности и таких моральных абсолютах, как любовь, правдивость, прощение, сексуальная чистота, смирение. Новый Завет ясно и однозначно утверждает абсолюты во взаимоотношениях, которые заданы Богом и являются стандартами, обязательными к соблюдению для сохранения сердца в свободе и чистоте; однако уже как мы выражаем и воплощаем эти реалии сердца, как мы следуем этим стандартам, могут иметь большие вариации в различных культурах, которые были созданы Богом, - самым главным художником из великой радости и любви к творчеству.