4. ИСТОРИЯ О СЛЕДАХ ВЕРБЛЮДА
В одной восточной стране на протяжении более ста последних лет наблюдалась традиционная миссионерская деятельность с запада; различные деноминации приезжали в страну, строили свои базы, больницы, школы и библейские колледжи. Они активно учили, что крещаемые должны менять свои имена с арабских на христианские. Они активно учили, что новообращенным нужно было сменить стиль одежды, чтобы более не быть похожим и не отождествляться с окружающей мусульманской средой. В результате этого вновь уверовавшие имели минимум влияния на свою культуру, живя в почти изолированном западном христианском сообществе, где они и работали, и женились, и выращивали своих детей. Их духовные жизни были привязаны к зданиям и полновременным служителям. Насажденные церкви в стране имели между собой разделения, скопированные с разделений между спонсирующими миссионерскими организациями от деноминаций из запада… для многих это кажется типичной ситуацией!
Спустя сто лет труда ряда миссионерских организаций в той стране с населением в 160 миллионов число крещенных верующих было приближено к 100 000 и рост, по большему счету, остановился.
Около пятнадцати лет назад два молодых человека из местного населения пришли к Иисусу и приняли для себя несколько простых решений. Они не стали менять свои имена и вид одежды. Они не стали сливаться с существующими христианскими общинами, функционирующими по образу и подобию запада. Они стремились оказывать почитание своей культуре и использовать те элементы в этой культуре, которые уже несли в себе библейскую истину, чтобы строить мосты от этих понятий, родных для их сограждан, к Иисусу.
Они обнаружили, что в Коране есть места, говорящие об Иисусе. Сура «Женщина» говорит об Иисусе, о его рождении от девы, о его чудотворении, о праведности, о том, что Он нисшел от Бога и возвратился к Богу. Другое место в Коране призывает верующих читать Ветхий и Новый Заветы еще до того, как читать какую-либо другую книгу. Их мусульманская традиция упоминала четыре книги, которые были обязательны для веры, - Коран, Хадисы, Ветхий Завет (части) и Новый Завет. Они увидели на своей практике, предлагая людям вместе прочесть Коран и задавая вопросы из этих отрывков, как множество людей мира выступали и задавали больше вопросов, просили Новый Завет, пригашали к себе в дома, и позже просили крещения, чтобы стать последователями Иисуса.
Когда их спрашивали, что они думают о Мухаммеде, они цитировали Коран, где Мухаммед пишет, что он лишь искатель истины и призван указывать на истину. Когда их спрашивали об Иисусе, они цитировали место, где говорится о том, что Иисус возвращается к Богу. Коран указывает, что Иисус не умер, в противоположность Мухаммеду, который умер. Больше комментариев уже не нужно! Они избегали противоречий и провокаций в отношении своих верований и использовали уважение в их культуре к Корану и давали Корану говорить, что и указывало на Иисуса.
Общины учеников образовывались по домам, чайханам, сосредоточениям деловой и общественной жизни. А метод евангелизации на основе Корана получил название «по следам верблюда»: есть легенда в Исламе, что людям известны 99 имен Всевышнего, а 100-тое известно только верблюду.
Когда традиционным верующим говорили об этом движении, они говорили, что это невозможно.
Они говорили, что эти новообращенные не устоят в вере, что для них будет слишком сложно выжить вне защищенности христианских общин. Да, кто-то из этих новообрашенных погиб мученической смертью за Христа, но движение достигло охвата свыше миллионов людей, получивших водное крещение, и продолжает расти. Когда проводится сравнения с традиционной миссионерской деятельностью, то математическое соотношение выглядит как в десять раз больше новых учеников за срок в одну десятую часть времени служения!
Это очень необычный образ служения по сравнению с миссионерством, которое проявило столько жертвенности прежде в первопроходческом труде распространения Царства в этом народе. Да, миссионеры от деноминаций были посвященными, жертвенными и много трудящимися делателями, но они приносили с собой свои кошельки («сумы»), свой багаж («мешки») и имели пару обуви. Некоторым из них по-прежнему трудно вместить или поверить, что Иисус мог двигаться как-то иначе в той культуре без их непосредственного руководства.
5. ПРИВЕТСТВИЯ И ЦЕЛИ
Почему нам не приветствовать «никого на пути»? Кажется, что это так невежливо и недружелюбно. Кажется, что такое поведение будет антирезультативно, ведь цель наша – знакомство с людьми и поиски людей мира.
«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два перед лицом своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Луки 10:1
Этим семидесяти не следовало идти «на авось», куда приведет дорога, в любое село; но только туда, куда собирался идти Сам Иисус! Он имел стратегический план и их задача была его реализовать. Иисус очень ясно давал понять, что Он делал только то, что Он видел делает и Отец Небесный (Иоанна 5:19) и говорил только то, что Он слышал говорит Отец (Иоанна 6:26). Он служил на основе и из источника Своих отношений с Отцом Небесным. Он не велся простым устремлением удовлетворить любые нужды людей. Да, это истина, что все нами делаемое для наименьших в нашем окружении, делается для Иисуса самого. Да, Матфея 25 глава и Исайи 58 глава – это наши якоря и требования во все времена, но много было в Израиле тех, кого Иисус не исцелил. Много было умерших, кого Иисус не воскресил. Много было голодающих, кого Иисус не кормил.
Иисус шел на встречу реальности человеческой нужды, шаг в шаг со Своим Отцом. Было много сел в Самарии, в которые он не вошел, но Он вошел именно в ту, которая была указана волей Отца, которую Иисус вкушал и которой жил (Иоанна 4:34).
Человеческая нужда вокруг может втянуть с головой, и нет ей конца и края. Если наши действия основываются только лишь на реакциях на эти нужды, то вскоре мы истощимся, почувствуем безнадежность и гнев, также разочарование в тех, кто не замечает наших стараний и в Боге, что не дает больше ресурсов. Это не наш путь – идти «на авось» по дороге, отвечая на всякую замеченную нужду. Мы не являемся Яхве Ире. Нам необходимо знать, что именно говорит Бог, видеть, что Он делает и идти с Ним шаг в шаг в этом направлении. Это не наш мир и это не наша Церковь! Это мир Отца и это Церковь Иисуса Христа.
«Ибо мы соработники у Бога, в вы – Божья нива, Божье строение. Я, по данной мне благодати, как мудрый домостроитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит», 1 Коринфянам 3:9, 10.
Павел знал, что он был делателем, соработником вместе с Богом и, как мудрый домостроитель, понимал границы и объемы, которые ему необходимо было покрыть. Он закладывал основания и позволял другим на них строить! Это Божья нива и Божье строение. Мы не можем совершить всю работу. Нам нужно сохранять концентрацию на том, на что была дана благодать и призвание, и выполнять что-то одно на должном уровне.
Центр притяжения – это не человеческие нужды и не обустроенность и благосостояние человеческой жизни. Иначе это уже гуманизм, человекоцентричная философия. Центр – это Бог и Его Слава. В этом и есть суть следования за Иисусом.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
1. Когда верующие живут в культуре так, как вы описываете, разве нет опасности синкретизма, то есть смешения элементов той культуры и системы верований с учениями Нового Завета?
Да, это всегда присутствующая опасность. Тем не менее, нам очень хорошо удается видеть вещи в другой культуре, которые могут быть неправильными и смешиваются с Евангелием Царства, но как-то трудно различить свой собственный синкретизм.
Некоторые люди на Западе могут лишиться покоя от того, что верующий, обращенный из Ислама, совершает молитву пять раз в день или постится по календарной традиции Ислама, даже если этот верующий однозначно молится Христу, взирая на Него в каждом шаге и рискуя своей жизнью за веру. Тем не мене, лично я больше обеспокоен проникновением западного материализма, эгоцентризма и алчности в сердца людей и превращением многих церквей в культ процветания. Я намного больше обеспокоен тем, как многие переняли от нашей культуры беззаветное восхищение и ставку на одаренность личности, харизматичность, звездность, известность и привелегированность, таким образом обратив целые группы церквей в культы личности. Мы окрестили откровенную алчность желаниями от Бога, а эгоцентричные жизни по статусу кво благословениями свыше.
2. Если вы не берете денег, как же возможно практически помогать нуждающимся? Разве это не наша задача?
Да, мы ищем средства для двух основных целей, кои есть поездки апостольских команд на новые территории и помощь нуждающимся. Это действительно наша задача.
Тем не менее, вопрос в том, как выполнять эту задачу? Какой способ самый оптимальный в помощи сиротам в обществе сельчан? Строить ли учреждения по западным стандартам, которые в последствие будут требовать постоянную финансовую поддержку с запада и административные навыки с запада, или же помогать местным семьям и обучать их, чтобы они сами стремились брать к себе сирот и заботится о них? В западном приюте для детей создают условия в виде ванн с горячей водой и туалетами внутри помещений, в местных же домах сельчан нет удобств внутри дома. Что же предпочтительней?