Смекни!
smekni.com

на тему (стр. 3 из 4)

Сентиментализм отразился в парковой архитектуре («гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы»).

Наконец, в стиле барокко работал знаменитый В. Растрелли (зимний дворец, собор Смольного монастыря, многие другие сооружения в разных городах). Сын скульптора К.-Б. Растрелли, он родился в 1700 г. Учился около пяти лет за границей. По возвращении в Петербург по заказу Анны Ивановны строил Зимний дворец (1735—1739 гг.), потом —дворец Бирона в Мятаве (Курляндия). По его проектам возвели много сооружений в Москве (Анненгофскнй, Лефортовский дома), Петербурге и его окрестностях (дворец в Царском Селе, дворцы Бобринских. Воронцова» Строганова в столице и др ). Киеве (Андреевский собор) и другие. Венцом его деятельности стала постройка комплекса зданий Смольного монастыря (40—50-е гг., достро­ен В. П. Стасовым в начале XIX в.). Скончался Растрелли в 1771 г.

Живопись. Светская живопись при Петре I выразила себя главным образом в портрете. Братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников—Петра II, Анну Ивановну. Портреты сделаны в реалистическом духе, проникнуты психологизмом.

В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену и сестру И. Адольский, Г Мусикийский.

На гравюрах их авторы прославляли воинские победы русской армии и флота, строительство городов, кораблей.

В середине и второй половине столетия получили известность живописцы-классицисты: А. П. Лосенке («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»)» Г. И.Угрюмов («Испы­тание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского во Псков») и другие. Подражание античным образцам, отвлеченность и идеальность образов, характерные для них, снижают их воздействие на широкого зрителя.

«Чувствительные» сюжеты» пасторальность присущи картинам мастеров сентиментального направления (М. М. Иванов — «Дое­ние коровы»; пейзажи С. Ф. Щедрина, портреты В. Л. Боровиков­ского).

Выдающееся место в истории русской живописи занял Василий Лукич Боровиковский. Родившийся в 1758 г. в Миргороде, сын дворянина, он некоторое время служил в армии, вышел в отставку будучи поручиком. Вернувшись к родным пенатам, занимался любимым делом — живописью. Екатерина II во время своего путешествия в Крым (1787 г.), проезжая через Миргород, обратила внимание на его картины, аллегорически изображавшие ее и Петра I, беседовала с ним, и по ее совету он поехал в Петербург. Здесь он учился в Академии художеств, у Левицкого. Работая в портретном жанре, он, став академиком (1795 г.), быстро приоб­рел большую известность— портретами императрицы, Держави­на, многих вельмож. Писал и картины на религиозные сюжеты («Благовещение» и другие). Картинам художника присуща уди­вительная свежесть красок, которая сохранилась до наших дней, в отличие от многих картин его современников. К сожалению, Боровиковский не оставил описания технических приемов своей живописи. Интересно, что он работал левой рукой.

Дмитрий Григорьевич Левицкий, один из его наставников, работал в реалистической манере. Родился он в 1735 или 1736 г., вероятно, в Киеве, в семье священника. Рисованию учился у отца, потом, в Петербурге, у Антропова, Валериани и Лагрене. Известность приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Прославился портретами императрицы, членов ее семьи, архитектора А. Ф. Кокоринова, воспитанниц Смольного института и многих других. Его кисти свойственны нежность и сочность красок, красочность и тщательность письма.

Федор Степанович Рокотов (родился в 1730-е гг.) проис­ходил из крепостных крестьян Московской губернии. Точных сведений о его ранней жизни в обучении не существует. Воз­можно, что молодой художник работал вместе с Ломоносовым. Его мастерство обращает на себя внимание. Рокотову заказы­вают портреты Петра III, затем он пишет коронационный портрет Екатерины II, который очень понравился правительнице. Импе­ратрица изображена на нем во весь рост в профиль и на фоне красивой обстановки. Рисовал Рокотов портреты Павла Петро­вича. И.И.Шувалова, Г. Г. Орлова. В 1765 г. он становится академиком и уезжает в Москву. Здесь он создает небольшие интимные портреты. В них с наибольшей полнотой проявляется глубоко оригинальный талант живописца. Картины отличаются проникновенностью, задушевностью и поэтичностью, особым жи­вописным почерком, необычайной живостью и легкостью маз­иков, прозрачностью красочного слоя. Большой выразительности достигает Рокотов в передаче лица, тканей, кружев и т. д. Особым лиризмом проникнуты портреты молодых женщин: А. П. Струйской, Обресковой, неизвестной в розовом платье и др.

Мало мы знаем о жизни художника И. А. Ерменева, который обучался в Академии художеств, затем был послан в Париж, где стал свидетелем, а возможно, и участником событий 1769 г. Дальнейшая его судьба неизвестна. В цикле акварелей Ерме­нев правдиво показал жизнь простого народа, крестьян («Пою­щие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищие»). Художник создает суровые и величественные образы крестьян, показывает ему и достоинство простых людей.

Зачинателем крестьянского бытового жанра стал Михаил Шибанов. Он был крепостным Г. А. Потемкина, который его за­тем освободил. Перу Шибанова принадлежат многие портреты, в том числе относящийся к лучшим образцам живописи XVIII в. портрет Екатерины II. Однако Шибанов известен прежде всего благодаря своим бытовым картинам («Крестьянские обед», «Празднество свадебного договора» и др.). На этих полотнах правдиво и любовно переданы сцены крестьянской жизни, ли­ца крестьян, их одежда и жилища.

Скульптура. В петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер. Но тогда же работал крупный скульптор К.-Б. Растрелли (бронзовый бюст Петра I и др.).

Позднее скульптурное творчество испытало влияние класси­цизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразитель­ностью (памятник Петру I или «Медный всадник» работы Э. М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н. М. Го­лицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева).

Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии (родился в 1716 г.), начинавший как скульптор-самоучка, учился затем в Париже, получил здесь признание—стал членом Академии художеств, создал работы на античные и библейские темы. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) — он должен был соорудить памятник Петру Великому. Закончил работу скульптор в 1775 г. и три года спустя вернулся в Париж.

Скульптор-реалист Федор Иванович Шубин, земляк Ломоно­сова (родился в 1740 г.), тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также во Франции и Италии. По возвращении в Петербург он приобрел славу лучшего русского скульптора (бюсты Екатерины II, Павла 1. Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потемкина и др.). Ему покровительствовал всесильный Потемкин, но завидовали и преследовали собратья по мастерству. Умер Шубин в 1805 г.

Приобрел известность М. И. Козловский — автор замечатель­ного «Самсона» в Петергофе» памятника Суворову в Петербурге.

Театр. В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца сына купца Ф. Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотическая тематика, просветительство, классицистический репертуар (трагедии А. О Сумарокова и др.). В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма И. А. Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М Троепольская, сам Ф.Г Волков. Возвышенность в обрисовке героических образов русской и мировой истории сочеталась у них с тонкостью в раскрытии их мыслей, страстей, выразительностью декламации.

К концу века получают распространение сентиментальные постановки — пасторальные комедии, оперы Майкова и других авторов, «слезные драмы» Хераскова. Основоположником этого направления среди актеров стал В. П. Померанцев.

Быт. Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоев общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжелые, длинные и неудобные, на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы. Сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов, других слоев городского населения.

Власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустрой­ством, тишиной в городах. Строить новые здания, улицы и площади старались по плану, «регулярно», особенно в Петербурге. В обеих столицах заводили аптеки, пожарные команды. Следили за санитарным состоянием, мостили улицы.

С целью повышения культуры общения завели ассамблеи; на них присутствовали и женщины, что вызвало недовольство приверженцев старины. Для обучения хорошим манерам издали «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхожде­нию». А петровские указы повелевали быть вежливыми друг с другом.

По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья — с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусни­ков и акробатов.

Сокращение для дворян срока службы до 25 лет (1736 г.), затем отмену обязательной службы (1762 г.) дворяне встретили с одобрением. Многие уходили в отставку, чтобы полностью переключиться на домашнее хозяйство, предпринимательство. Они строят дома, разбивают парки, сады. Все большее место в их жиз­ни занимают праздники и охота, балы и семейные торжества. Дворянам подражали богатые промышленники, купцы. Тоже заводили дома и дворцы, оркестры и псарни.

Из дворянской среды вышло немало писателей и поэтов, художников и зодчих. Но основная их масса вела жизнь праздную, ленивую, которая их развращала. Особой роскошью отличалась повседневная жизнь императорского дворца, вельмож. Императри­ца Елизавета, например, имела гардероб со многими тысячами платьев. Сановники тратили огромные деньги на пиры, увеселения, фавориток.