Смекни!
smekni.com

Методика обучения изобразительной деятельности в разных классах Глава Развитие эстетических потребностей школьников с нарушением слуха средствами изобразительного искусства (стр. 3 из 5)

Серьезная и последовательная научная разработка вопросов методики преподавания рисования в школах начала осуществляться уже в советское время.

Разработка методики преподавания рисования в школах шла в 20-е годы по самым различным направлениям, но из них широкое распространение получили два: методика развития «свободного воспитания» и «комплексный» метод обучения.

О методике «свободного воспитания» было сказано выше, а «комплексный» метод обучения заключался в том, что знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование. Его сторонники утверждали, что природе детей не свойственно расчленять жизненные явления на особые системы, представленные в учебных предметах., что проще, доступнее и естественнее брать целые куски жизни, как они даны в действительности, и их изучать. По темам организовывались наблюдения детей, велись беседы, выполнялись иллюстративные работы, те или иные виды общественно-полезной работы, читались статьи в учебных книгах.

Программа, выпущенная в 1931 году, по новому определила содержание учебного материала и методы обучения рисованию. В ее основу было положено рисование с натуры. Наряду с ним, программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию. Важное значение придавалось беседам об искусстве. Беседы должны были знакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, способствовать идейному и политическому воспитанию.

Среди широко известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисованию в школах, особого внимания заслуживает Д.Н. Кардовский. Именно ему мы обязаны появлением высших учебных заведений, готовящих учителей рисования для средних школ. Он отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. Стремился повысить художественную культуру учащегося, давал правильное понимание реалистического рисунка, внушал любовь к природе и искусству, уважение к научным знаниям. Он не только понимал, строил и видел объемную форму в рисунке, но и глубоко ее анализировал.

В основу своего метода Кардовский положил «обруб», то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм. Он считал, что начинающему трудно сразу понять и изобразить сложную форму предмета, поэтому ее необходимо изначально упростить. Когда ученик понимал основу, ему можно разрешать переходить к утончению. А сложную форму предмета ученик должен вначале как бы обрубить.

Основные положения методики обучения рисунку, выдвинутые Д.Н. Кардовским, были в дальнейшем развиты его последователями, преподававшими рисование в различных художественных, педагогических и общеобразовательных учебных заведениях. При подготовке учителей рисования они исходили из положений системы Кардовского.

К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются правильные принципы и методы обучения рисованию. Назревает необходимость более глубокого научного решения проблем учебного рисования.

В Академии педагогических наук создается специальный кабинет эстетического воспитания при Институте теории и истории педагогики (1944г.)

В 1951 году выпущена книга Е.С. Кондахчана «Методика преподавания рисунка в средней школе». В ней ориентация учителя рисования на реалистическое искусство, на изучение наследия прошлого. Обучение рисунку должно строиться на основе рисования с натуры, на наблюдении и изучении реальной действительности. В процессе познания окружающей действительности у учащихся формируется материалистическое мировоззрение, что имеет огромное значение в коммунистическом воспитании и всестороннем развитии детей.

С начала 60-х годов экспериментальные учебники по рисованию начинают выходить систематически, их авторами являлись: В.В. Колокольников, Е.Е. Рожкова, С.А. Федоров, Н.Н. Ростовцев.

Таких богатых возможностей для развития и научной разработки методов преподавания рисования история еще не знала. Советская методика в своем развитии имеет поступательный характер: она из года в год совершенствуется, получает научно-теоретическое обоснование.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания ИЗО, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся советских художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет – «изобразительное искусство».

Проблемами обучения изобразительного искусства людей с особыми образовательными потребностями общество художников и педагогов интересовалось в то время мало. Собственно, каких-то особых методик не существовало.

1.2. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие школьника.

Развитие изобразительной деятельности школьников с нарушением слуха в се­мье связано с продолжением обучения рисованию, лепке, аппли­кации, которое было начато на предыдущих этапах развития ре­бенка. Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свой­ства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию является формиро­вание замысла рисунка, развитие сюжетного рисования,лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Важное значение придается развитию творчества в процессе рисования, аппликации, конструирования. Развитие изобра­зительной деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием фразеологии — этот вид деятельности может быть связан с обучением рассказыванию. Все виды деятельности глухого или слабослышащего ребенка носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самосто­ятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предме­тами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться пережить его снова, в своих рисунках, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность школьников с нарушением слуха, как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных, особенно для детей младшего школьного возраста.

«Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей» *.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить

какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться,

_________________________________________________________________

* Цитата по З. М. Бугуславской, Е.О. Смирновой.

запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.