В то же время по состоянию на 1 сентября 2007 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике составляет 1168 человек, из них нуждается в получении жилья 372 человека. Принимая в расчет, что минимальная площадь однокомнатной квартиры в среднем имеет около 30 м2, а стоимость 1 м2 по Карачаево-Черкесской Республике – 12,5 тыс. руб., то в целом потребность в средствах на эти цели составляет примерно 140,0 млн. руб. Учитывая, что бюджет Карачаево-Черкесской Республики дотационный, то в городских и районных бюджетах средства на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вообще не предусматриваются.
Многочисленные попытки Уполномоченного привлечь к этой острейшей проблеме внимание руководства законодательных и исполнительных органов власти республики, прокуратуры, муниципальных образований пока успехом не увенчались. А ведь разрешение данного вопроса требует незамедлительного решения, так как налицо грубое нарушение конституционных прав граждан по обеспечению жильем.
Так, в адрес Уполномоченного обратился гражданин К. с заявлением о длительном нарушении его прав на жилище органами исполнительной власти г. Черкесска. В ходе проведенной проверки данный факт нашел свое подтверждение. Заявитель рос и воспитывался в Краснодарском крае в станице Спокойной в детском доме-интернате, в шестнадцатилетнем возрасте поступил в ГПТУ №34 города Черкесска как сирота и в соответствии с действующим законодательством был зарегистрирован в Черкесском горисполкоме в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени жилой площадью не обеспечен.
Уполномоченным было направлено письмо в мэрию муниципального образования, на которое получен ответ о том, что гражданин К. в настоящее время состоит в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья под номером 1, но поскольку строительство муниципального жилья в г. Черкесске не ведется, а бюджетные средства, предусматриваемые в консолидированном бюджете Карачаево-Черкесской Республики на капитальное строительство, аккумулируются в республиканском бюджете и местным бюджетам не передаются, предоставить жилье не представляется возможным.
Получается странная ситуация: вышестоящие органы не хотят рассматривать поставленный вопрос, а нижестоящие не могут его решить. При этом сирота по-прежнему остается без гарантированного законодательством жилья.
Более того, когда вопрос обеспечения ребенка жильем для органов опеки и попечительства не представляет трудностей, потому что на счету у ребенка имеются финансовые средства, находятся люди, способные «погреть руки» даже за счет обездоленного.
Примером этому может служить факт, произошедший в городе Черкесске. В адрес Уполномоченного обратилась с заявлением гражданка Г. о нарушении прав ее малолетнего сына работниками органа опеки и попечительства администрации г. Черкесска. В ходе изучения сути поднимаемых вопросов было установлено, что сын заявительницы Вадим был определен в детский дом п. Московский, так как мать была осуждена на два года лишения свободы. В ее отсутствие, некий гражданин П. перечислил на счет Вадима 80 тыс. рублей. Навещающая ребенка тетя заявительницы от работников детского дома узнала, что сотрудники отдела опеки и попечительства города Черкесска обязывают их подыскать и приобрести ребенку жилье на эти деньги. Тетя заявительницы предложила свои услуги по подысканию жилья и нашла подходящий дом в п. Ураковском Адыге-Хабльского района за 25 тыс. рублей, пригодный для проживания, с газовым отоплением, колодцем, хозпостройками, недалеко от школы. Предлагались и другие хорошие варианты в ст. Беломечетской, комнаты в общежитии в г. Черкесске. Но все эти варианты не были приняты работниками отдела опеки и попечительства г. Черкесска. Зато в 2007 году ребенку был приобретен дом в а. Старая Джегута Усть-Джегутинского района, причем именно за такую сумму, которая лежала на счете у Вадима.
Уполномоченный сам лично выехал по месту расположения этого дома и убедился, что он не пригоден для проживания, регистрационные и кадастровые документы не соответствуют фактическим данным, дом вообще не имеет отопления, отапливается только прихожая печным отоплением.
Учитывая, что при приобретении указанного дома были грубо нарушены права малолетнего Вадима, а работники отдела опеки и попечительства города, центра «Надежда» проявили халатность, было принято решение направить указанные материалы для соответствующей проверки заместителю министра внутренних дел по экономическим и налоговым преступлениям КЧР.
В этом случае работники соответствующих служб МВД проявили должную принципиальность и установили, что в действиях должностных лиц органа опеки и попечительства, центра «Надежда» усматривается состав преступления, предусмотренный ст. 159 (мошенничество) или ст. 174 УК РФ (легализация денежных средств или иного имущества добытого преступным путем). В настоящее время готовятся документы о возбуждении уголовного дела.
Немаловажной проблемой, волнующей Уполномоченного, является и сохраняющаяся криминогенная обстановка среди несовершеннолетних в Карачаево-Черкесской Республике: количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием составило 160 случаев.
В структуре преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием в основном преобладают имущественные преступления. Количество совершенных подростками грабежей – 24, разбоев – 9, изнасилований – 2.
Особое беспокойство вызывает то, что из всех участников преступлений 57 являются школьниками, совершившими 52 преступления.
И, как результат, на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних ОВД республики состоит 595 несовершеннолетних, из них, учащихся общеобразовательных школ – 352, учащихся других учебных заведений – 103, не работающих и не учащихся – 115, работающих – 25.
И это при том, что цифры официальной статистики не отражают реального положения дел, поскольку большая часть правонарушений, совершённых подростками в школах и на пришкольной территории остается вне поля зрения органов внутренних дел и, соответственно, без правового реагирования.
Сделав несколько выездов вместе с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, Уполномоченный пришел к выводу, что данная проблема имеет глубинные корни: низкий материальный уровень значительной части населения, огромное количество неблагополучных семей, отсутствие достаточного количества детских и юношеских учреждений, призванных содействовать культурному, спортивному, образовательному воспитанию подрастающего поколения. Сказывается и невыполнение мероприятий республиканских целевых программ «Профилактика правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Анализ причин и условий совершения противоправных деяний несовершеннолетних учащихся школ указывает на необходимость принятия серьёзных мер со стороны педагогических коллективов, направленных на повышение уровня правовой грамотности.
В школах республики низок уровень правовых знаний, в большинстве случаев подростки не владеют информацией об ответственности за совершенное правонарушение.
В течение последних лет в подразделения по делам несовершеннолетних не поступают сообщения из учебных заведений о выявленных фактах противоправного поведения школьников. Не на должном уровне осуществляется взаимодействие всех заинтересованных ведомств в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Назрела также необходимость качественно нового подхода органов образования к совместной работе с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних, пересмотра негативного отношения педагогов к профилактической работе с несовершеннолетними школьниками.
Завершая ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного в 2007 году, необходимо отметить, что по некоторым направлениям соблюдения прав граждан органами власти наметились положительные сдвиги. Так, в результате опубликования в сентябре 2006 года специального доклада «О нарушениях конституционных и гражданских прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, режиме и условиях содержания в изоляторах временного содержания», исключительно благодаря отправке его для ознакомления и принятия мер реагирования министру внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиеву, Председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности В.А. Васильеву, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукину в республику начали поступать финансовые средства из федерального бюджета для проведения реконструкций изоляторов временного содержания.
В 2007 году за счет этих средств отремонтированы и реконструированы ИВС в городе Черкесске, ауле Хабез, а на 2008 год запланированы реконструкции еще четырех изоляторов. Как отметила федеральная комиссия, приехавшая в октябре 2007 года специально для проверки работы МВД КЧР, факты, изложенные в специальном докладе, подтвердились, а денежные средства стали поступать в КЧР только благодаря его публикации. И руководству МВД КЧР совершенно нецелесообразно обижаться на критику, так как главное в работе – это достижение положительных результатов, а они, как показывает последняя проверка, налицо. Много еще вопросов у Уполномоченного остается по организации нормальных условий содержания граждан в ИВС, но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону.
Администрацией Президента Карачаево-Черкесской Республики в 2007 году для целевого обучения в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации направлено 348 выпускников школ республики, из них 6,2% абитуриентов составили дети-сироты и дети, находящиеся на попечении, 8,3% - дети-инвалиды. При этом предпочтение отдавалось одаренным детям из малообеспеченных семей (91,6%). Такой подход к решению проблемы образования подрастающего поколения не может не радовать.