Смекни!
smekni.com

1. Русская лексика и культура речи (стр. 15 из 24)

1. Временная конюшня балаган из досок была построена подле самого гипподрома и туда вчера должна была быть приведена его лошадь. 2. В эти последние дни он сам не ездил на проездку а поручил тренеру и теперь решительно не знал в каком состоянии пришла и была его лошадь. 3. Едва он вышел из каляски как конюх его (грум) так называемый мальчик узнав еще издалёка его каляску вызвал трейнера. 4. Сухой англичанин в высоких сапогах и в короткой жокетке с клоком волос оставленом только под подбородком не умелою походкой жакея растапыривая локти вышел на встречу.5. Они вошли во дворик перед бораком. 6. Дежурный в чистой куртке нарядный молодцоватый мальчик с метлой в руке встретил входивших и пошел за ними. 7. В бораке стояли пятеро лошадей по денникам и Вронский знал что тут нынче должен быть был приведен и стоит его главный соперник рыжий пятивершковый Глодиатор Махотина. 8. Еще больше чем свою лошадь ему хотелось увидеть Глодиатора которого он не видал но Вронский знал что по законам приличия конской охоты не только нельзя видеть его но и не прилично и распрашивать про него. 9. В то время когда он шел по корридору мальчик отварил дверь во второй деник на лево и Вронский увидел рыжую крупную лошадь и белые ноги. 10. Он узнал что это был Гладиатор но с чувством человека отварачивающимся от чужого раскрытого письма он отвернулся и пошел к деннику Фру-Фру.

(по Л. Толстому. Анна Каренина)

- Найдите в тексте стилистически маркированную лексику. Замените нейтральными синонимами. - Дайте толкование выделенных слов. Придумайте предложения, в которых реализуются другие, если они есть, значения данных слов. - В словах, выделенных курсивом, поставьте ударение. - Найдите предложения с грамматическими ошибками, объясните их и исправьте. - Какого роста был конь Махотина (назовите в метрической системе)? - Найдите в тексте многозначные слова. Придумайте с различными значениями примеры.

Упражнение 55. Исправьте орфографические ошибки, расставьте недостающие знаки препинания, уберите лишние. Мотивируйте правилом.

Ночь темная. Иногда накрапывает дождь теплый и приятный. Я даже не накрываюсь плащ-палаткой. Взлетают ракеты одна за другой…

Я смотрю на противоположный берег: на группы склонившихся ив освещаемых, дрожащим светом ракет.

Вспоминается наша улица бульвар с могучими коштанами деревья разрослись и образовали свод… Осенью дворники жгут листья, а дети набивают полные карманы каштанами. Я то же когда то их собирал. Мы приносили их домой целыми сотнями. Акуратненькие, лакированые, они заграмаждали ящики, всем мешали, и долго еще выметали их из под шкафов и кроватей. Особенно много их всегда было под большим диваном. Хороший был диван: мягкий, просторный.

Бог ты мой, как все это давно было!.. А, может, никогда и не было, а только кажется…

Направо большой гардероб… За гардеробом комод с овальным зеркалом и бесчисленными вазочками и флакончиками… Дальше идет ночной столик… Нет глубокое кресло с подвязанной ножкой…

Милый, милый Киев!.. Как соскучился я по твоим широким улицам, по твоим коштанам, по желтому кирпичу твоих домов, темно красным коллонам университета… Как я люблю твои откосы днепровские. Зимой мы катались там на лыжах, летом лежали на траве, считали звезды и прислушивались к ленивым гудкам ночных пароходов… А потом возвращались по затихшему, с погасшими уже витринами Крещатику и пугали тихо дремлящих в подворотне сторожей, закутаных даже летом в мохнатые тулупы…

И все это сейчас там… у них…

Ночь темная, темная. Где-то далеко…что-то горит. Чернеют тонкие, точно тушью прорисованые, силуэты искаверканых ферм

По старой, с детства еще, привычке ищу в небе знакомые созвездия. Арион – четыре яркие звезды и поясок из трех поменьше. И еще одна – совсем маленькая, почти не заметная. Какая-то из них называется Бедельгейзе, не помню уж какая. Где-то должен быть Альдебаран, но я забыл, где он находится, яркий чуть зеленоватый… Мы стоим и смотрим, как мигают звезды. Выползают откуда-то затеряные обычно в подвалах сознания мысли о бесконечности, космосе, о каких-то мирах, существовавших и погибших и до сих пор подмигивающих нам из черного , беспредельного пространства. Звезды гаснут, зажигаются. А мы ничего не знаем. И никто никогда не узнает…

Подымается легкий ветерок… Голова слегка кружится и в теле какая-то странная легкость. Так бывает весной, ранней весной после первой прогулки за город. Пьянеешь от воздуха, ноги с непривычки болят, все тело слегка ломит и все-таки не можешь остановиться, и идешь, идешь, идешь, куда глаза глядят, растегнутый без шапки, вдыхая полной грудью теплый, до оболдения ароматный весенний воздух…

Вифлеемская звезда сейчас уже над самой головой. Зеленоватая, немигающая, как кошачий глаз. Привела и стала. Вот здесь и никуда больше.

Луна выползла, болтается над самым горизонтом желтая не светит еще. Кругом тихо как в поле. Неужели, правда, что здесь бой был?

(По В. Некрасову.)

- Дайте толкование выделенных слов. Составьте предложения, учитывая многозначность и омонимию. - Найдите стилистически маркированную лексику. Подберите синонимы. - Найдите в тексте устойчивые словосочетания. Подберите синонимы. - Какой частью речи являются подчеркнутые слова? Какие из них имеют омонимы? - Какая звезда называется Вифлеемской?

Упражнение 56. Расставьте недостающие и уберите лишние знаки препинания. Исправьте орфографические ошибки. Всю правку мотивируйте правилами. Если возможны варианты, то укажите их, все объясняя правилами.

Но давайте, говорить по - порядку. Когда я в первый раз записываю какой-нибудь рассказ, то рукопись у меня выглядит отвротительно, просто ужасно! Это – собрание нескольких, более или менее, удачных кусков, связанных между собой скучнейшеми служебными связями, так называемыми, "мостами", своего рода, грязными веревками это беспомощное и беззубое вяканье, неумелое нагромаждение слов.

Но тут то и начинается работа. Прежде всего, я выбрасываю из фразы все лишние слова – нужен острый глаз, потому, что язык ловко прячет свой мусор повторения, синонимы, просто бесмыслицы и все время как - будто старается нас перехитрить… Потом, я даю рукописи два три дня полежать, и снова проверяю фразу за фразой, слово за словом и обязательно нахожу еще какое-нибудь колличество пропущенной лебеды и крапивы… Я работаю до тех пор пока при самой зверской придирчивости не могу уже увидеть в рукописи не одной крупинки грязи…

Когда мусор выброшен я проверяю свежесть и точность всех образов, сравнений, метафор. Если нет точного сравнения лучше не брать ни какого пусть существительное живет само - по - себе в своей простоте. Сравнение, должно быть, точным, как логорифмическая линейка и естественным как запах укропа. Да, я забыл, что прежде чем выбрасывать словестный мусор, я разбиваю текст на легкие фразы. Побольше точек!.. Каждая фраза одна мысль, не больше. Я пишу, может быть слишком короткой фразой, потому, что у меня застарелая асма. Я не могу говорить длинно. У меня не хватает дыхания. Чем больше длинных фраз, тем тяжелее одышка

Я стараюсь изгнать из рукописи почти все причастия и деепричастия и оставляю только самые необходимые. Причастия делают речь угловатой громоздкой и разрушают мелодию языка. Они скрежещат как - будто танки переваливают на своих гусенницах через каменный завал. Три причастия в одной фразе – это убиение языка. Все эти "преподносящий", "добывающий", "сосредоточивающийся" и так далее и тому подобное. Деепричастие все - же легче чем причастие. Иногда, оно сообщает языку даже некоторую крылатость, но злоупотребление им делает язык бескосным, мяукающим. Я считаю, что существительное требует только одного прилагательного самого отобранного. Два прилагательных к одному существительному – может позволить себе только гений.

Все абзацы и вся пунктуация должна быть сделанна правильно, но, с точки зрения воздействия на читателя, а не по мертвому катехизису… А главное заключается в том чтобы, во - время этой каторжной работы, не умертвить текст. Иначе вся работа пойдет насмарку, превратится черт знает во что! Тут нужно ходить, как по канату. Следовало бы, со всех нас писателей взять клятву. В том, что никто и никогда не замарает свое дело.

(По К. Паустовскому. "Тот" мальчик. Из книги "Воспоминания об И. Бабеле")

- Найдите стилистически маркированную лексику. Проанализируйте, какую стилистическую функцию она выполняет.

- Отметьте случаи парцелляции. Какова ее роль в данном тексте?

- Дайте толкование выделенного слова. Как оно произносится?

- Какова стилистическая доминанта данного текста?

Упражнение 57. Объясните пунктуацию данного текста. Найдите предложения, в которых знаки препинания поставлены не по правилам. Какую цель преследовал автор при расстановке знаков препинания?

Всякий деятель культуры – демон, проклинающий землю, измышляющий крылья, чтобы улететь от нее. Сердце сторонника прогресса дышит черною местью на землю, на стихию, все еще не покрытую достаточно черствой корой; местью за все ее трудные времена и бесконечные пространства, за ржавую, тягостную цепь причин и следствий, за несправедливую жизнь, за несправедливую смерть. Люди культуры, сторонники прогресса, отборные интеллигенты – с пеной у рта строят машины, двигают вперед науку, в тайной злобе, стараясь забыть и не слушать гул стихий земных и подземных, пробуждающийся то там, то здесь. И только иногда, просыпаясь, озираясь кругом себя, – они видят ту же землю, – проклятую, до времени спокойную,– и смотрят на нее как на какое-то театральное представление, как на нелепую, но увлекательную сказку.

Есть другие люди, для которых земля не сказка, но чудесная быль, которые знают стихию и сами вышли из нее, – "стихийные люди". Они спокойны, как она, до времени, и деятельность их до времени подобна легким, предупреждающим земным толчкам. Они знают, что "всему свое время и время всякой вещи под небом; время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать насаженное; время убивать и время врачевать, время разрушать и время строить" (Экклезиаст).