Смекни!
smekni.com

1. Русская лексика и культура речи (стр. 21 из 24)

Он был как всегда в сюртуке, держался отменно прямо, выпятив грудь, одну руку засунув за борт, а другую заложив за спину. Идеальный парик, черный как смоль, с восковым пробором, гладко облегал череп. Его без любви выбранное лицо, с жирными желтыми щеками и несколько устарелой системой морщин, было условно оживлено двумя, и только двумя, выкаченными глазами. Ровно передвигая ноги в столбчатых панталонах, он прошагал между стеной и столом, почти дошел до койки, – но, несмотря на свою сановную плотность, преспокойно исчез, как будто растворившись в воздухе. Через минуту, однако, дверь отворилась снова, со знакомым на этот раз скрежетанием, и, как всегда в сюртуке, выпятив грудь, вошел он же. ( Вл. Набоков. Приглашение на казнь)

Тема 8. Знаки препинания в сложном предложении.

ПОВТОРЕНИЕ: Все правила правописания. Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях.

Упражнение 79. Объясните постановку знаков препинания. Там, где необходимо, поставьте знаки в соответствии с современными пунктуационными нормами. Мотивируйте ваш выбор.

Несмотря на однообразие проповеди своей, – безгранично разнообразен этот сказочный человек.

Сегодня, в парке, беседуя с муллой Гаспры, он держал себя, как доверчивый простец-мужичок, для которого пришел час подумать о конце дней. Маленький человек и как будто еще более съежившийся, он, рядом с крепким, солидным татарином, казался старичком, душа которого впервые задумалась над смыслом бытия и – боится поэтому ее вопросов, возникших в ней. Удивленно поднимал мохнатые брови и, пугливо мигая остренькими глазками, погасил сам их нестерпимый, проницательный огонек. Его читающий взгляд недвижно впился в широкое лицо муллы и зрачки лишились остроты, смущающей людей. Он ставил мулле "детские" вопросы о смысле жизни, душе и боге, с необыкновенной ловкостью подменяя стихи Корана стихами Евангелия и пророков. В сущности – он играл, делая это с изумительным искусством, доступным только великому артисту и мудрецу.

А несколько дней тому назад, говоря с Танеевым и Сулером о музыке, он восхищался ее красотой и было видно, что ему нравится свое восхищение, – точнее: своя способность восхищаться. Говорил, что о музыке всех лучше и глубже писал Шопенгауэр, рассказал, попутно, смешной анекдот о Фете и назвал музыку "немой молитвой души".

– Как же – немая? – спросил Сулер.

– Потому что – без слов. В звуке больше души, чем в мысли. Мысль – это кошелек, в нем пятаки, а звук ничем не загажен и поэтому внутренно чист.

С явным наслаждением он говорил милыми, ребячьими словами, вдруг вспомнив лучшие, нежнейшие из них. И, неожиданно, усмехаясь в бороду, сказал мягко, как ласку:

– Все музыканты – глупые люди, а чем талантливее музыкант, тем ограниченнее. Странно, что почти все они религиозны.

(По М. Горькому)

- Дайте толкование подчеркнутых слов.

- Назовите имена известных вам пророков.

- Кто такие Танеев, Сулер, Шопенгауэр, Фет? Назовите их имена. Что принесло им мировую известность?

Упражнение 80. Расставьте недостающие знаки препинания. Ваш выбор мотивируйте правилом. Раскройте скобки, объясните правописание.

"Записная книжка" Блока дарит мелкие подарки извлекая из бездны забвен(и/ь)я и возвращая даты (полу)забытым событиям и снова деревя(н/нн)ый Ис(а/аа)киевский мост пылая плывет к уст(и/ь)ю Невы а я с моим спутникам с ужасом гля(жу/дим) на это (не)вида(н/нн)ое зрелище и у этого дня есть дата 11 июля 1916 года отмеченная Блоком.

И снова уже после (Р/р)еволюции 21 января 1919 г. встр(е/и)чая в театральной столовой исхудавшего Блока с сума(с)шедшими глазами и он говорит мне Здесь все встречаются как на том свете.

А вот мы втроем Блок Гумилев и я обедаем 5 августа 1914 г. на (Ц/ц)арскосельском вокзале в первые дни войны Гумилев уже в форме. Блок в это время ходит по семьям мобилизова(н/нн)ых для оказания им помощи. Когда мы остались вдвоем Коля сказал Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это то(же) самое что жарить соловьев.

А через четверть века все в том(же) (Д/д)ра(м/мм)атическом театре вечер памяти Блока 1946 г. и я читаю только что написа(н/нн) мною стихи

Он прав опять ф(а/о)нарь аптека

Нева безмолвие гранит…

Как памятник началу века

Там этот человек стоит

Когда он (п/П)ушкинскому (Д/д)ому

Прощаясь помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой.

(А. Ахматова. Воспоминания об Александре Блоке)

- Укажите предложение, в котором имеются отступления от грамматической и речевой нормы.

- Как вы понимаете подчеркнутое сочетание слов?

- Где находился (Ц/ц)арскосельский вокзал и как он сейчас называется?

- О каком (Д/д)ра(м/мм)атическом театре идет речь в данном фрагменте?

- Какой художественный прием использует А. Ахматова в заключительном стихотворении?

Упражнение 81. Расставьте знаки препинания в соответствии с современными нормами. Попытайтесь объяснить особенности авторской пунктуации.

Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлечь себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать. Выдумывал целиком смешные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смешные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому от этого выйдет какая польза. Молодость, во время которой не приходят на ум никакие вопросы, подталкивала. Вот происхождение тех первых моих произведений, которые одних заставляли смеяться так же беззаботно и безотчетно, как и меня самого, а других приводили в недоумение решить, как могли человеку умному приходить в голову такие глупости. Может быть с летами и с потребностью развлекать себя, веселость эта исчезнула бы, а с нею вместе и мое писательство. Но Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьезно. Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: "Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!" Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано; привел мне в пример Сервантеса, который, хотя и написал несколько очень замечательных и хороших повестей, но если бы не принялся за "Донкишота", никогда бы не занял того места, которое занимает теперь между писателями, и, в заключение всего, отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то в роде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет "Мертвых Душ". (Мысль "Ревизора" принадлежит также ему). На этот раз и я сам уже задумался серьезно, – тем более, что стали приближаться такие годы, когда сам собой приходит запрос всякому поступку: зачем и для чего его делаешь? Я увидел, что в сочинениях моих смеюсь даром, напрасно, сам не зная зачем. Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего. (Н. В. Гоголь. Авторская исповедь)

- Найдите предложения, в которых использованы архаичные грамматические формы и конструкции?

- Найдите в тексте инверсию и плеоназм.

- Выпишите архаичную лексику и замените современными синонимами.

- Объясните правописание подчеркнутого слова.

Упражнение 82. Объясните знаки препинания. Сравните с современными нормативными требованиями. Предложите варианты и мотивируйте ваши предложения.

4 ноября 1830 г. Из Болдина в Петербург.

Посылаю тебе, барон, вассальскую мою подать, именуемую цветочною, по причине, что платится она в ноябре, в самую пору цветов. Доношу тебе, моему владельцу, что нынешняя осень была детородна, и что коли твой смиренный вассал не околел от сарацинского падежа, холерой именуемого и занесенного нам крестовыми воинами, т. е. бурлаками, то в замке твоем, "Литературной газете", песни трубадуров не умолкнут круглый год. Я, душа моя, написал пропасть полемических статей, но, не получая журналов, отстал от века и не знаю, в чем дело – и кого надлежит душить, Полевого или Булгарина. Отец мой ничего про тебя не пишет. А это беспокоит меня, ибо я все-таки его сын – т. е. мнителен и хандрлив (каково словечко!). Прощай, душа моя, на другой почте я, может быть, еще что-нибудь тебе пришлю.

4 ноября.

Я живу в деревне как в острове, окруженный карантинами. Жду погоды, чтоб жениться и добраться до Петербурга – но я об этом не смею еще и думать.

(Письмо А.С. Пушкина А.А. Дельвигу)

- Найдите предложения, в которых использованы архаичные грамматические формы и конструкции?

- Какую стилистическую характеристику имеет слово «хандрлив»?

- Дайте толкование подчеркнутых слов.

- Выпишите из текста просторечные слова.

- Найдите слова, которые имеют омонимы?

Упражнение 83. Расставьте недостающие знаки препинания и уберите лишние. Отметьте предложения, в которых возможны варианты знаков препинания. Предложенную вами правку объясните. Раскройте скобки. Объясните выбор правилом.

На стенах, около картин, лепилась, (в) виде фестонов, паутина напита(н/нн) пылью; зеркала вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить, скорее, скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла, не убра(н/нн) от вечернего ужина тарелка, с солонкой и с обглода(н/нн)ой косточкой, да не валялись хлебные крошки.