Смекни!
smekni.com

1. Русская лексика и культура речи (стр. 22 из 24)

Если (б) н(е/и) эта тарелка, да н(е/и) прислоне(н/нн)ая к постели только что выкуре(н/нн)ая трубка, или н(е/и) сам хозяин лежащий на ней, то можно было бы подумать что тут никто не живет так все запылилось полиняло и, вообще, лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерке правда лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями но страницы на которых развернуты были книжки покрылись пылью и пожелтели видно что их бросили давно нумер газеты был прошлогодний а из чернильницы если обм(о/а)кнуть в нее перо вырвалась бы, разве только, с жужжаньем одна испуга(н/нн)ая муха. (И.А. Гончаров. Обломов)

- Дайте толкование выделенных слов.

- Поставьте ударение в подчеркнутом слове.

- Укажите предложение, в котором имеются отступления от современной речевой нормы.

Упражнение 84. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание. Проанализируйте авторскую пунктуацию. Какова функция знаков препинания в этом тексте?

О, я хочу безумно жить!

Все сущее – увековечить,

Безликое – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Пусть дышит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша веселый

В гр…дущем скажет обо мне.

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество.

(А. Блок)

- Какие стилистические средства участвуют в создании эмоциональной тональности данного текста?

- Проанализируйте характер использованной автором лексики, а также особенность синтаксических конструкций. Как служит это выражению авторской мысли?

- На примере одной из строф проведите стилистический эксперимент: подберите синонимы, измените порядок слов, синтаксические конструкции. Сопоставьте полученный текст с оригиналом и сделайте выводы о взаимодействии всех элементов текста.

Упражнение 85. Объясните знаки препинания и расставьте их в соответствии с правилами.

1. Тот свет буржуям отдых сладкий. 2. Небось работать – кишка тонка.

3. Рубить дуб – работать дабы. 4. Вижу – оттуда, где режется небо дворцов иззубре(н/нн)ой линией, взлетел, простерся орел самодержца, черней, чем раньше, злей, орли(н/нн)ее. 5. Я спокоен, вежлив, сдержан тоже, характер – как из кости слоновой точен, а этому взял бы и дал по роже: не нравится он мне очень. 6. Народонаселение всей (И/и)мперии – люди, птицы, сороконожки, ощетинив щетину, выперев перья, с отчаянным любопытством висят на окошке. 7. Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы также – только если это отстоялось словом.

8. Мы

не вопль гениальнич(а/е)нья –

"все дозволено",

мы

не призыв к нож(о/е)вой расправе, мы

просто

не ждем фельдфебельского

"вольно!",

чтоб спину искусства размять,

расправить. (Владимир Маяковский)

- Отметьте слова, уместные только в разговорной речи, и замените их нейтральными синонимами.

- Назовите слова и словоформы, которые можно считать окказиональными. Какова их стилистическая функция?

- Укажите плеоназмы и исправьте их.

- К просторечным словам и выражениям подберите максимально возможное количество синонимов из других стилистических пластов.

- Отметьте случаи смещения синтаксической конструкции. Восстановите правильную грамматическую форму.

- Отметьте случаи инверсии. Объясните ее стилистическую функцию.

Упражнение 86. Данный текст напишите под диктовку. Сравните свою пунктуацию с авторской. Проанализируйте расхождения и сделайте выводы.

От речи мы требуем логики, от песни – полета. Речь есть разумное строительство, песня есть срыв и безумие. Неуместны в речи вскрики, в песне хороши все вопли, когда они музыкальны. Взгляните на Испанца, как на песню, – вам все будет понятно в его нраве и в его фантастической истории. У Испанца одна только логика – логика чувства, у него одно лишь построение – план войны, которая все разрушает, он весь в порыве, в безумьи хотенья. Взглянуть, пожелать, побежать, схватить. Отметить чужое как свое. Завладеть, разметать, и остаться, как прежде, вольным и нищим. Один лирический взмах.

Испанский язык – самый певучий и красочный из всех европейских языков. Змеино-вкрадчив и внезапно-мужествен. Женски лукав и рыцарски прям. Сладок, как скрипка и флейта, вдруг в нем бой барабанов. Влюбит – и стрелы пускает отравленные. Поцелует – и острым взмахнет лезвием. Такие есть в Мексике цветы,– к ним нельзя прикоснуться, не обрезавшись и не исколовшись.

В испанском языке есть вся напевность нежной итальянской речи, но еще в нем чувствуется жгучий ветер, прилетевший из Африки, дикий порыв арабской стремительности, мешающий ему стать изнеженным и вечно напоминающий о битвах. В нем есть также дуновения древнейших иберийских влияний, уводящие нас вовсе от наших дней – к алым зорям и расцветам Атлантиды…

Испанцы все свои ощущения связывают с песней, как радостные, так и темноцветные. Любят – поют, тоскуют – напевом, целуют – созвучьем. Как говорится в одной испанской песне:

У меня покорно сердце,

Исполняет все веленья:

"Плачь" скажу – и сердце плачет,

"Пой" скажу – оно поет.

(К. Бальмонт Испанец и песня. Из цикла "Любовь и ненависть" – испанские народные песни)

- Найдите слова, относящиеся к разговорному стилю, и замените их нейтральными синонимами.

- Сколько окказионализмов в данном тексте? Назовите их.

- В этом тексте есть одна орфографическая ошибка. Найдите ее, исправьте, мотивируя современным правилом.

- Найдите случаи парцелляции и объясните, какую стилистическую функцию выполняет она в тексте.

- Назовите предложения, в которых нетрадиционный порядок слов. Что это за явление? Какова его роль в определении стилистической характеристики данного текста?

- Найдите в тексте примеры предложений, в которых порядок слов не идеален. Дайте более удачный, с вашей точки зрения, вариант, проанализируйте стилистические изменения, связанные с этим исправлением.

Упражнение 87. Расставьте знаки препинания в предложенном тексте. Объясните выбор знака и отметьте предложения, в которых возможны варианты пунктуации. Данный текст можно использовать как диктант.

Обломовка и обломовцы

В Обломовке нет моря нет высоких гор скал и пропастей ни дремучих лесов ничего грандиозного дикого и угрюмого.

Дождь ли пойдет какой благ…творны летний дождь! А только перестанет солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля и пригорки.

От дома от деревьев и от голубятни и от гал…ереи от всего побежали далеко длинные тени.

В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги на сеновале кто-то чихнул.

Начали собираться к чаю у кого лицо измято и глаза заплыли слезами тот належал себе красное пятно на щеке и на висках третий говорит со сна не своим голосом.

После чая все займутся чем-нибудь кто пойдет к речке и тихо бродит по берегу толкая ногой камешки в воду другой сядет к окну и ловит глазами каждое мимолетное явление пробежит ли кошка по двору пролетит ли галка наблюдатель и ту и другую преследует взглядом поворачивая голову то направо то налево.

Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание все видятся ежедневно друг с другом умственные сокровища взаимно исчерпаны и изведаны а новостей извне получается мало.

Добрые люди понимают жизнь не иначе как идеалом покоя и бездействия нарушаемого по временам разными неприятными случайностями как-то болезнями убытками ссорами и между прочим трудом.

Не с чем даже было сличить им своего житья-бытья хорошо ли они живут нет ли богаты ли они бедны ли можно ли было еще чего пожелать что есть у других.

(И. Гончаров. Обломов)

- Найдите неполные предложения.

- Сколько в тексте предложений с однородными членами?

- Найдите стилистически маркированные слова и подберите к ним нейтральные синонимы.

- Укажите предложения, в которых есть случаи несоответствия современной грамматической норме.

- Какова стилистическая доминанта данного текста?

Упражнение 88. Раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.

…Его глаза

Сияют. Лик его ужасен

Движен(и/ь)я быстры. Он пр…красен,

Он весь, как Божия гроза.

Какое (не)обычное, (не)понятное уму соч…тание: ужасен пр…красен! И как догадался Пушкин, что это так и есть, что пр…красное ужасает, что смешение в…сторга и ужаса возбуждает Дельфийский владыка, в чьем облике нам мелькает нечая(н/нн)о что(то) африканское, дикое и в то(же) время высокое – разящее, громоносное, ослепляющее солнцем лицо?! В полном объеме сам Царь – А(п/пп)о(л/лл)он – Га(н/нн)ибал – Поэт.

Среди мраморов в Царском (С/с)еле, поразивших воображение мальчика, выделялись два истукана; им-то Пушкин о(т/д)давал заглавную роль в своем духовном развитии.

То были двух бесов изображен(ь/и)я.

Один (Дельфийский идол) лик младой –

Был гневен, полон гордости ужасной,

И весь дышал он силой (не)земной.

Другой женоподобный, сладострас…ный,

Сомнительный и лживый идеал –

Волшебный демон – лживый, но пр…красный.

Пред ними сам себя я забывал;

В груди младое сердце билось – холод

Бежал по мне и кудри поднимал.

Евгений у поднож(ь/и)я Памятника (кое)что перенял от смутного ужаса мальчика-Пушкина перед статуями в (Ц/ц)арско(сельском) саду. И тот и другие идолы приковывают, ок…лдовывают, вла…ствуют над душой человека. Но, перенеся в ситуацию "Медного всадника" отроческие переживания и хождение вокруг А(п/пп)о(л/лл)она, Пушкин рассек и развел себя в лице Петра и Евгения. Пиитический ужас, св…ще(н/нн)ое безумие, оторва(н/нн)ые от Поэзии, в человеческом исполнении сделались смертным страхом и темным помешательством. (Не)просветленный гением, хаос погл…тил несчас…ного. А Пушкин, переступив через свою низме(н/нн)ую природу, через собственное раздвоение между человеком и гением (составившее тему "Медного всадника"), возликовал и возвысился вместе с Памятником. Последнему найдена ун…кальная в своем совершенстве позиция: