И, обраще(н/нн) к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмуще(н/нн)ою Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне
Спиной к человеку, всем существом в стройной г…рмонии сфер, попирающий без…ны и самое безумие разъяре(н/нн)ых стихий подчинивший грозному размаху простертой в неколебимую высь, д(и/е)р(е/и)жирующей су(т/д)ьбою руки, – А(пп/п)о(л/лл)он, губитель и исцелитель, хозяин дружественных инструментов – лука и лиры, дальновержец исполненный (не)человеческой гордости и (не)земного величия. Те, кому посчас…ливилось увидеть А(п/пп)о(лл/л)она в лицо, находили его точно таким, каким он показан у Пушкина. (Абрам Терц. Прогулки с
Пушкиным)
- Дайте толкование выделенных слов и словосочетаний. - Найдите в тексте контекстные синонимы и антонимы. - Какие стилистические синтаксические приемы использованы автором этого текста? - Не ошибочно ли сочетание "мелькает нам"? - Что это за стилистический прием – "Среди мраморов…"? - Почему слова "Царь", "Поэт", "Памятник", "Поэзия" пишутся здесь с прописной буквы? - Найдите, квалифицируйте и исправьте 2 речевых ошибки.- Найдите, квалифицируйте и исправьте грамматические ошибки.
Упражнение 89. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Раскройте скобки. Объясните правилом выбор написания слова и постановку знаков препинания. Возможны ли пунктуационные варианты? Сравните вашу версию с авторской. Постарайтесь объяснить особенности авторской пунктуации.
Комедия "Горе от ума держится каким-то особняком в литературе и отличается м…ложавостью и более крепкой живуч…стью от других произведений слова. Она как столетний старик около которого все отжив (по)очереди свою пору умирают и вал…тся а он ходит бодрый и свежий между могилами старых и к…лыбелями новых людей.
"Горе от ума" есть и картина нравов и га(лл/л)ерея живых типов и вечно острая жгучая сатира и вместе с тем и комедия. Как картина она без сомнения громадна. В гру(п/пп)е двадцати лиц отр…зилась как луч света в капле воды вся преж…няя Москва. Главная роль конечно роль Чацкого без которой не было бы комедии а была бы п…жалуй картина нравов. Но Чацкий (ни/не) только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Речь его кипит умом остроумием. У него есть и сер…це и (при)том он безукоризне(н/нн)о честен. Словом это человек не только умный, но и развит…й с чу…ством или как рек…мендует его горничная Лиза он и чу…ствителен и весел и остер.
Между тем Чацкий как личность (не)сравне(н/нн)о выше и умнее Онегина и (Л/л)ермонтовского Печорина. Он искре(нн/н)ий и г…рячий деятель а те п…разиты изумительно начерта(н/нн)ые великими талантами как болезне(нн/н)ые пор…ждения отжившего века. Ими заканчива…тся их время а Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь "ум".
Чацкий как видно (на)против готовился серьезно к деятельности. Он славно пишет переводит говорит о нем Фамусов и все твердят о его высоком уме. Он конечно пут…шествовал (не)даром учился читал принимался как видно за труд был в сношениях с министрами и разошелся (не)трудно догадаться почему. Служить бы рад прислуживаться тошно нам…кает он сам. Образовались два лагеря или с одной стороны целый лагерь Фамусовых и всей братии "отцов и старших" с другой один пылкий и отважный боец враг исканий.
Чацкий сломлен количеством старой силы нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи запрятавшийся в пословицу один в поле не воин. Нет воин если он Чацкий и (при)том победитель но передовой воин застрельщик и всегда жертва.
(По И. А. Гончарову)
- Дайте толкование выделенных слов и подберите к ним синонимы.
- Найдите наречие, омонимичное существительному, и придумайте предложение с этим существительным.
- Найдите стилистически маркированные слова и подберите к ним синонимы и антонимы.
- Найдите фрагмент текста, где тавтология является стилеобразующим элементом.
- Укажите случаи полисиндетона (многосоюзия) и инверсии и прокомментируйте их функции в тексте.
Упражнение 90. Исправьте орфографические ошибки, расставьте недостающие знаки препинания, уберите лишние. Мотивируйте правилом.
Ночь темная. Иногда накрапывает дождь теплый и приятный. Я даже не накрываюсь плащ-палаткой. Взлетают ракеты одна за другой…
Я смотрю на противоположный берег: на группы склонившихся ив освещаемых, дрожащим светом ракет.
Вспоминается наша улица бульвар с могучими коштанами деревья разрослись и образовали свод… Осенью дворники жгут листья, а дети набивают полные карманы каштанами. Я то же когда то их собирал. Мы приносили их домой целыми сотнями. Акуратненькие, лакированые, они заграмаждали ящики, всем мешали, и долго еще выметали их из под шкафов и кроватей. Особенно много их всегда было под большим диваном. Хороший был диван: мягкий, просторный.
Бог ты мой, как все это давно было!.. А, может, никогда и не было, а только кажется…
Направо большой гардероб… За гардеробом комод с овальным зеркалом и бесчисленными вазочками и флакончиками… Дальше идет ночной столик… Нет глубокое кресло с подвязанной ножкой…
Милый, милый Киев!.. Как соскучился я по твоим широким улицам, по твоим коштанам, по желтому кирпичу твоих домов, темно красным коллонам университета… Как я люблю твои откосы днепровские. Зимой мы катались там на лыжах, летом лежали на траве, считали звезды и прислушивались к ленивым гудкам ночных пароходов… А потом возвращались по затихшему, с погасшими уже витринами Крещатику и пугали тихо дремлящих в подворотне сторожей, закутаных даже летом в мохнатые тулупы…
И все это сейчас там… у них…
Ночь темная, темная. Где-то далеко…что-то горит. Чернеют тонкие, точно тушью прорисованые, силуэты искаверканых ферм…
По старой, с детства еще, привычке ищу в небе знакомые созвездия. Арион – четыре яркие звезды и поясок из трех поменьше. И еще одна – совсем маленькая, почти не заметная. Какая-то из них называется Бедельгейзе, не помню уж какая. Где-то должен быть Альдебаран, но я забыл, где он находится, яркий чуть зеленоватый… Мы стоим и смотрим, как мигают звезды. Выползают откуда-то затеряные обычно в подвалах сознания мысли о бесконечности, космосе, о каких-то мирах, существовавших и погибших и до сих пор подмигивающих нам из черного , беспредельного пространства. Звезды гаснут, зажигаются. А мы ничего не знаем. И никто никогда не узнает…
Подымается легкий ветерок… Голова слегка кружится и в теле какая-то странная легкость. Так бывает весной, ранней весной после первой прогулки за город. Пьянеешь от воздуха, ноги с непривычки болят, все тело слегка ломит и все-таки не можешь остановиться, и идешь, идешь, идешь, куда глаза глядят, растегнутый без шапки, вдыхая полной грудью теплый, до оболдения ароматный весенний воздух…
Вифлеемская звезда сейчас уже над самой головой. Зеленоватая, немигающая, как кошачий глаз. Привела и стала. Вот здесь и никуда больше.
Луна выползла, болтается над самым горизонтом желтая не светит еще. Кругом тихо как в поле. Неужели, правда, что здесь бой был? (По В. Некрасову.)
- Дайте толкование выделенных слов. Составьте предложения, учитывая многозначность и омонимию. - Найдите стилистически маркированную лексику. Подберите синонимы. - Найдите в тексте устойчивые словосочетания. Подберите синонимы. - Какой частью речи являются подчеркнутые слова? Какие из них имеют омонимы? - Какая звезда называется Вифлеемской?
Упражнение 91. Расставьте недостающие и уберите лишние знаки препинания. Исправьте орфографические ошибки. Всю правку мотивируйте правилами. Если возможны варианты, то укажите их, все объясняя правилами.
Но давайте, говорить по - порядку. Когда я в первый раз записываю какой-нибудь рассказ, то рукопись у меня выглядит отвротительно, просто ужасно! Это – собрание нескольких, более или менее, удачных кусков, связанных между собой скучнейшеми служебными связями, так называемыми, "мостами", своего рода, грязными веревками это беспомощное и беззубое вяканье, неумелое нагромаждение слов.
Но тут то и начинается работа. Прежде всего, я выбрасываю из фразы все лишние слова – нужен острый глаз, потому, что язык ловко прячет свой мусор повторения, синонимы, просто бесмыслицы и все время как - будто старается нас перехитрить… Потом, я даю рукописи два три дня полежать, и снова проверяю фразу за фразой, слово за словом и обязательно нахожу еще какое-нибудь колличество пропущенной лебеды и крапивы… Я работаю до тех пор пока при самой зверской придирчивости не могу уже увидеть в рукописи не одной крупинки грязи…
Когда мусор выброшен я проверяю свежесть и точность всех образов, сравнений, метафор. Если нет точного сравнения лучше не брать ни какого пусть существительное живет само - по - себе в своей простоте. Сравнение, должно быть, точным, как логорифмическая линейка и естественным как запах укропа. Да, я забыл, что прежде чем выбрасывать словестный мусор, я разбиваю текст на легкие фразы. Побольше точек!.. Каждая фраза одна мысль, не больше. Я пишу, может быть слишком короткой фразой, потому, что у меня застарелая асма. Я не могу говорить длинно. У меня не хватает дыхания. Чем больше длинных фраз, тем тяжелее одышка
Я стараюсь изгнать из рукописи почти все причастия и деепричастия и оставляю только самые необходимые. Причастия делают речь угловатой громоздкой и разрушают мелодию языка. Они скрежещат как - будто танки переваливают на своих гусенницах через каменный завал. Три причастия в одной фразе – это убиение языка. Все эти "преподносящий", "добывающий", "сосредоточивающийся" и так далее и тому подобное. Деепричастие все - же легче чем причастие. Иногда, оно сообщает языку даже некоторую крылатость, но злоупотребление им делает язык бескосным, мяукающим. Я считаю, что существительное требует только одного прилагательного самого отобранного. Два прилагательных к одному существительному – может позволить себе только гений.