Смекни!
smekni.com

1. Русская лексика и культура речи (стр. 6 из 24)

- В третьем предложении конструкцию, данную в скобках, преобразуйте из неполной в полную. Что изменилось с точки зрения стилистики ?

- Можно ли считать оправданным прием нанизывания падежей в четвертом предложении? В каких случаях нанизывание падежей уместно?

- Какого эффекта достигает автор, нарушая нормы лексической сочетаемости и грамматики (в пятом предложении)?

- Найдите в тексте предложения, в которых порядок слов затрудняет быстрое и верное понимание.

- Дайте толкование выделенных слов.

- Найдите и дайте толкование индивидуально-авторских слов.

Тема 2. Авторские знаки препинания

Упражнение 13. Расставьте недостающие, с точки зрения современной нормы, знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Не мешают ли знаки препинания пониманию текста? Как бы Вы расставили знаки препинания в этом фрагменте?

Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил ее – она упала – стала на к…лени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся – во,с/сс)ияло солнце, и Лиза, оставле(н/нн)ая, бедная, лишилась чувств и памяти. <…> Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слезы катятся по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль. ( Н. Карамзин. Бедная Лиза )

- Определите значение выделенных слов. Каковы их стилистические характеристики?

- Найдите в тексте фразеологизм и замените его синонимом.

- Найдите в тексте синонимы. Каковы их стилистические характеристики?

- На примере этого текста проведите стилистический эксперимент: напишите то же самое, не искажая содержания, только в ином стиле. Сравните получившийся текст с оригиналом. Сделайте выводы о взаимодействии всех элементов текста.

Упражнение 14. Расставьте недостающие, с точки зрения современной нормы, знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Проанализируйте функции тире в данных текстах, укажите, возможны ли варианты знаков препинания. Сопоставьте особенности пунктуации, если таковые имеются, с современными нормативными требованиями.

Не мешают ли знаки препинания пониманию текста? Как бы Вы расставили знаки препинания в этом фрагменте?

Я понял: если даже все погибнет, мой долг (перед вами, мои неведомые, любимые) – оставить свои записки в законченном виде.

Я попросил бумагу – и здесь я написал эти последние строки…

Я хотел уже поставить точку – так, как древние ставили крест над ямами, куда они сваливали мертвых, но карандаш затрясся и выпал у меня из пальцев…

Слушайте,– дергал я соседа.– Да слушайте же, говорю вам! Вы должны – должны мне ответить: а там, где кончается ваша конечная Вселенная? Что там – дальше?

Ответить он не успел; сверху – по ступеням – топот—

День. Ясно. Барометр 760.

Неужели я, Д-503, написал эти двести двадцать страниц? Неужели я когда-нибудь чувствовал – или воображал, что чувствую это?

Почерк – мой. И дальше – тот же самый почерк, но – к счастью, только почерк. Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно здоров, абсолютно здоров. Я улыбаюсь – я не могу не улыбаться, из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто. Точнее: не пусто, но нет ничего постороннего, мешающего улыбаться (улыбка – есть нормальное состояние человека).

Факты – таковы. ( Е. Замятин. Мы )

- Какой синтаксический прием характерен для этого текста? - Определите эмоционально-экспрессивную окраску текста. Аргументируйте постановку знаков препинания. - Сравните функции знаков препинания в упражнении 13 и 14. В каких случаях использует тире Карамзин? Чем отличается функция тире в этих текстах?

Упражнение 15. Расставьте недостающие знаки препинания и уберите лишние. Правку мотивируйте. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните выбор.

Особое место в концепц…и т…т…литарного языка Замятина занимает язык поэзии. Обращают на себя внимание слова с семами "писать", "поэзия", "литературный жанр": запись, письмо, контекст, страница, поэзия, поэма, литургия, ямб, хорей, авторский и др. Этот ряд обнаруживает намерение Замятина осмыслить назначение языка поэзии в государстве т…т…литарного типа.

Поэт становится частью единой государственной машины.<…> Достижение государства – в полном подчинении поэзии законам системы: "Теперь поэзияуже не беспардонный соловьиный свист; поэзия государственная служба; поэзия полезность". Пр…гм…тический подход к поэзии объясняется технократической сущностью государственной системы. Последнее в значительной степени определяет и …рн…ментальную функцию поэзии.<…>Поэзия призвана "светить всегда и везде", поддерживать эйф…рическое состояние общества. В рассуждениях Замятина о прируче(н/нн)ой поэзии выделяется с…мантическая перекличка света и золота. Поэзия это солнце это розовое прозрачное, теплое золото, прекрасный …рнамент незыбл…мой твердыни счастья.

Ораторские, паф…сные жанры культивируются особо. Устное поэтическое слово, броше(н/нн)ое в массы сплачивает, объединяет …моции в единый порыв. Звучащая поэзия, легко возбуждает… (Не)маловажную роль выполняет здесь громкоголосность. "Громкое выражение повседневных мыслей и чу…ств народа" о котором говорил К. Маркс вот паф…с т…т…литарной поэзии. Мета(л/лл) в голосе соединяется с мета(л/лл)ом жеста. Это создает впечатление м…нументальности отражает, свойстве(н/нн)ую т…т…литарной поэзии т…нд…нц…ю к "большому стилю", к гигантизму (Голомшток, 1994).

"И вдруг, одна из этих гр…мадных рук медле(н/нн)о поднялась – медле(н/нн)ый, чугу(н/нн)ый жест.<…> Это был один из Государственных поэтов на долю которого выпал счастливый жребий ув…нчать праз…ник своими стихами. И загремели над трибунами божестве(н/нн)ые ямбы…"

(Н. Купина. Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры)

Упражнение 16. Исправьте пунктуационные и орфографические ошибки. Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания и уберите лишние. Все исправления мотивируйте.

Позицию автора, занимает творчески-одаре(н/нн)ая личность уме…щая "видеть и слыш…ть язык" (М. Горький), выступающая, как часть Государственного Института Поэзии, – выразителя воли Благодетеля и Единого Государства. (В) отличии от газет поэзия имеет право на авторство.<…>

Поэзия обращает фундам…нтальные ценности Единого Государства в объекты молитвенного покл…нения, Это ее особая привелегия – особая, потому, что только языковая одаренность может возвысить слово: не "каждый чесный нумер" спасобен авладеть поэтическим языком. В этой обьективной канстотации скрывается мысль – о невозможности всеобщего равенства: воспеть и освятить может лишь тот, у кого есть дар слова, – Поэт.<…>

Дар слова способность "о каждой данной материи говорить красно"(Ломоносов, 1958, с. 28) обращен на утверждение идиологических ценностей Единого Государства. <…>

Само понятие о прекрасном вульгаризируется: банальность воспринимается, как поэтическое открытие, лесть – как благодарность за подвиги, кровавое насилие – как свещенная кара, случайная …плошность – как (не)поправимая беда, бытовое действие – как поступок государственной важности, и т.д.

Язык поэзии основанной на фундаминтальном ликсеконе развивает опорные идеологеммы общей идиологии, отшлифовывает универсальную для т…т…литаризма речевую тактику "черного" и "белого", упроща…щую механизм монипуляции общественным сознанием. Так поэзия и вырабатывает псевдо-язык успешно реализу…щий тоталитарные посегательства на мир человека, на самоценность личности (Маркштайн, 1995, с. 99).<…>

Поэзия привращается в учебник жизни.<…> Дедактичность одна из особенностей т…т…литарной поэтики.<…>

Привращая низме(н/нн)ое в возвыше(н/нн)ое поэзия, тем самым, укрепляет принцыпы государственной нравственной демогогии, служит действенной формой апалогии насилия. Эстетика насилия, яркая черта т…т…литарной паэтики.<…>

Замятин показывает что<…> язык поэзии перерождается. Поэзия становится средством массовой информации частью массовой культуры.<…>

В романе "Мы" содержится прогноз развития прируче(н/нн)ой государственной поэзии. Он (не)утишителен. <…>Операция по удалению фантазии знаминует безвозвратную гибель поэзии и исскуства, (в)целом.

(Н. Купина. Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры)

- Какая лексика доминирует в упражнениях 15 и 16?

- Выпишите из текста все причастия, укажите, от каких глаголов они образованы.

- Дайте толкование следующим словам: сема, ямб, хорей, орнаментальная функция, семантический, идеологема, поэтика. Что объединяет эти слова и словосочетания?