Следующий раздел - «Читаем правильно» - направлен, прежде всего, на отработку навыка правильного чтения, между текстами автор даёт упражнения, направленные на решение этой задачи.
Начинается раздел со стихотворения В. Бардыма «Мы читаем», которое не только раскрывает тему данного раздела, но и содержит материал для эстетического воспитания -почитать стихотворение по ролям, попробовать драматизировать его.
Следующие два произведения, стихотворение В. Гусева «Вот так кот» и маленький рассказ Н. Бурсова «Кот и крот», помогают обратить внимание детей на правильное прочтение слов, на отличия слов, близких по произношению (кот-крот).
Сказку Д. Биссета «Орёл и овечка» можно читать с детьми по ролям. Задания к тексту направлены на анализ содержания. Также можно предложить детям проиллюстрировать сказку.
Рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква» интересен тем, что речь в нём идёт о детях, ровесниках учащихся, это позволяет детям примерить ситуацию рассказа на себя. Задания к тексту также дают возможность детям творчески мыслить - предлагается нарисовать словесный портрет Дениски. Четвёртое задание предлагает детям подготовиться к чтению по ролям, отметив слова героев карандашом.
Рассказ того же автора «Когда я был маленьким» также можно читать с детьми по ролям. А вот рассказ «Не пиф, не паф» содержит большой материал для решения задач по эстетическому воспитанию. Автор учебника активно использует эту возможность, дав задания такого характера. Одно из заданий (кстати, задание этого типа встречается впервые в данном учебнике) предполагает творчество ребёнка по сочинению песенки о зайчике, для помощи в выполнении этого задания автор знакомит детей с понятием «рифма». Другое задание предлагает детям переделать сказку так, чтобы она перестала быть страшной. Как мы видим, уже на этом этапе обучения автор учебника даёт детям большие возможности творческой работы над произведениями.
Рассказ Н. Носова «Находчивость» и задания к нему также содержат материал по эстетическому воспитанию - уже знакомые детям задания по театрализации произведения или его отрывка с подготовительной работой: отметить слова героев, подумать, каким голосом нужно читать слова мальчиков.
Тот же материал можно найти и в сказке Д. Родари «Машинка для приготовления уроков».
Стихотворение Б. Заходера «Муравей» хорошо читать по ролям, предложив детям подумать, какими голосами могут говорить герои. А при прочтении постараться прочитать именно тем голосом, каким мог бы «говорить» герой.
Этим стихотворением заканчивается второй раздел учебника «Читаем правильно». Как мы видим, в этом разделе появляется возможность усложнить задания, связанные с эстетическим воспитанием. Если в первом разделе мы говорили только лишь о чтении по ролям и иллюстрировании произведений, и кое-где о наблюдении за словами, то уже во втором разделе автор подбирает произведения, которые дают возможность расширить задания - не просто чтение по ролям, а драматизация, причём с серьёзной подготовительной работой: представить себе героя, обстановку, в которой происходит действие, грим актёров, попытаться подобрать правильный тембр голоса героев и т.д. Не просто сочинить сказку по заглавию, а сочинить песенку, подобрав предварительно рифму к словам. Пересочинить сказку так, чтобы она перестала быть страшной.
Следовательно, можно уже сейчас сказать, что учебник предполагает целенаправленную работу по литературному, эстетическому, творческому воспитанию учащихся.
Далее открываем раздел «Читаем быстро», как видно из названия, весь раздел будет направлен на формирование навыка быстрого чтения. Что доказывает первое задание - скороговорки, направленные на формирование правильной и быстрой речи, на умение управлять своим дыханием. Данное упражнение напоминает упражнения, применяемые при обучении актёров. Что лишний раз доказывает направленность материала не просто на навык чтения, а на творческую активность детей. Следующие несколько произведений так же решают эти задачи (скороговорки И. Мазнина «Шла лисица», Е. Благининой, М. Бородицкой, стихотворение Р. Сефа «Бесконечные стихи»). Стихотворение Э. Мошковской «Болельщик» даёт возможность познакомить детей с понятием «лирический герой», а задания к произведению направлены на то, чтобы дети попытались проникнуться настроением стихотворения и высказать своё мнение о ситуации.
Юмористический рассказ Ю. Ермолаева «Угодили» можно прочитать с детьми по ролям, а также проиллюстрировать, задание 5 к тексту даёт возможность пофантазировать: «Прочитав начало рассказа (задание 4), подумай, что произойдёт дальше» Как правило, вариантов продолжения будет много, так как дети любят сочинять продолжения рассказов, опираясь на свой опыт и фантазию.
Рассказ В. Осеевой «Просто старушка», как всегда в этого автора глубоко нравственный и поучительный. Но задания к тексту предполагают и творчество детей: все задания направлены на подготовку и проведение драматизации или радиоспектакля.
Два следующих произведения В. Голявкина «Как я под партой сидел» и «Про то, для кого Вовка учится» также возможно читать по ролям, либо провести радиоспектакль (кстати, при наличии школьного радиоузла постоянные короткие выступления второклассников с такими постановками дают возможность детям почувствовать себя настоящими актёрами), так же можно предложить детям проиллюстрировать произведения.
Заключительное произведение раздела - дагестанская сказка «Храбрый мальчик»- так же интересна с точки зрения эстетического воспитания. Задания предполагают, что дети сами определят жанр произведения: «Это произведение- рассказ или сказка? Обоснуй своё мнение». Так же предлагается выбрать наиболее точное название для сказки из нескольких, причём выбор нужно объяснить.
Как видно из анализа третьего раздела учебника, к заданиям, связанным с эстетическим воспитанием, прибавилось задание по подготовке и проведению радиоспектакля, что предполагает более глубокую работу с голосом, характером героев, обстановкой и т.д.
Четвёртый раздел «Читаем выразительно» содержит произведения, при работе с которыми нужно обращать пристальное внимание именно на выразительность чтения. Первое же произведение (стихотворение А.Прокофьева «Как на горке, на горе») предполагает выразительное чтение, что видно из заданий к стихотворению. Автор учебника просит учащихся при чтении выразительно передать настроение. Далее, при изучении стихотворения А.Фета «Чудная картина...», просто необходимо использовать в качестве иллюстраций произведения художников на тему «Зима», музыкальные произведения на эту же тему (например, цикл П.И.Чайковского «Времена года»). При работе над этим стихотворением открываются большие возможности по решению задач эстетического воспитания. При подготовке к восприятию произведения можно использовать экскурсию-наблюдение за зимней природой, слушание произведений о зиме, демонстрацию репродукций картин художников. Можно также предложить детям несколько музыкальных отрывков, среди которых они могли бы выбрать наиболее подходящий к этому стихотворению, или подобрать среди представленных репродукций картин различных художников иллюстрацию к стихотворению.
Задания к сказке С. Воронина «Храбрый клоун» направлены на творческую активность детей. Им предложено придумать свою сказку об игрушках, подумать и прочитать, каким голосом мог бы говорить клоун. В дополнении к авторским заданиям можно предложить детям нарисовать портрет клоуна.
Следующие два стихотворения (С. Маршака «Жадина» и О. Григорьева «Яма») предложено читать по ролям с товарищем, они написаны в форме диалога. Можно также предложить читать стихотворения одному ученику, изменяя голос при чтении.
А вот стихотворение Э. Успенского «Всё в порядке» просто необходимо проиллюстрировать, что и содержится в заданиях. Все задания направлены на подготовку и проведение радиоспектакля. Подготовка строится по уже знакомой нам схеме: отметить слова героев карандашом, выбрать правильный тон разговора со стороны мамы, сына.
Рассказ В. Осеевой «Три товарища» с нравственным характером, как всегда у этого автора заставляет задуматься над поведением героев, что не исключает работу по эстетическому воспитанию детей - чтение по ролям, иллюстрация, поиск правильной интонации при чтении слов героев (Коли и Миши). Задания к тексту предполагают, что учащиеся, выполнив все из них, смогут разыграть маленький спектакль.
Стихотворение Н. Матвеевой «Девочка и пластилин» можно начать с творческого задания - слепить из пластилина героев стихотворения: куклы, клоуна. Затем предложить детям перечитать стихотворение, сравнив интонацию прочтения начала и конца стихотворения. В заключении нам представляется возможным использовать песню, написанную С. Никитиным на данный текст. Следует попросить учащихся ответить на вопрос, верно ли подобрал композитор интонацию исполнения песни.
Рассказ Ю. Ермолаева «Два пирожных» можно поставить с детьми как радиоспектакль, что и предполагают задания к тексту.
Следующее стихотворение Э. Мошковской «Обида» предлагается проанализировать с точки зрения настроения произведения, а также ведётся работа по выразительному чтению (обозначены паузы). Второе стихотворение этого же автора «Трудный путь» сразу же разделено на паузы и детей просят проанализировать, почему в нём так много длинных пауз. Так же задание творческого характера - прочитать стихотворение, стараясь передать состояние произведения. Затем, в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» паузы не расставляются, но задание довольно трудное и, без сомнения, творческое - прочитать стихотворение так, чтобы оно понравилось маме.