Смекни!
smekni.com

Кафедра художественно-эстетического воспитания (стр. 13 из 18)

Философская сказка С. Козлова «Правда, мы будем всегда?» Вопрос о быстротечно­сти жизни, неминуемой смерти и вечности обычно не волнует семилетнего ребёнка. Однако он проявляет интерес к самому понятию «смерть», переживает её безысходность. Наблюдая природу, дети постепенно осознают, что всё в природе умирает, чтобы возродиться вновь. Герой сказки Ослик пытается провести аналогию между сменой времён года (лето «умрёт совсем ненадолго, а потом снова родится»), смертью и рождением. Он успокаивает умираю­щего Медвежонка: «Ты весной вырастешь снова». Надежда на возрождение согревает душу героям сказки и помогает маленькому читателю по-другому взглянуть на безысходность смерти. Здесь также речь может идти не о внешних проявлениях красоты, а о внутренних. Поучительная сказка Б. Юнгера «Белая роза» содержит в себе много возможностей для использования в целях эстетического воспитания. Обратить внимание детей на красоту роз и цветов вообще, побеседовать до прочтения на тему: «Откуда у роз шипы?». При подго­товке к восприятию можно даже использовать музыкальный материал, к примеру «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Так же при отсутствии живых цветов, можно использовать ре­продукции картин или фотографии цветов. При работе над произведением нужно обратить внимание детей на то, какими словами описывает розы автор, какие чувства испытывают де­ти по отношению к розам, к ослу.

Сказка Г. Цыферова «Град» короткая, но эмоционально очень богатая. При работе над ней есть возможность не просто анализировать текст, но ещё и обращаться к чувствам детей, к их собственному опыту. Можно предложить детям нарисовать ослика таким, каким они его себе представляют.

Стихотворение Г. Горбовского «Розовый слон» в ученике проиллюстрировано очень хорошо, задания к тексту подразумевают творческую активность ученика - «Придумай про­должение этой сказки. Составь свой рассказ о слонике». В качестве дополнения можно ис­пользовать песню, написанную на данные стихи, а также предложить детям самим приду­мать мелодию к стихам.

Сказка Ф. Кривина «Родная коробка» не проиллюстрирована в учебниках, но дано за­дание нарисовать персонажей этой сказки.

Рассказ В. Чаплина «Мушка» требует смыслового анализа текста, но есть возмож­ность использовать его и для решения наших задач. При работе над произведением необхо­димо обратить внимание ребят на то, что красота может быть не только внешняя, но и внут­ренняя. Попросить их найти в тексте те слова или предложения, которые доказывают, что эта внутренняя красота и благородство есть у Люды и у собачки Мушки.

Сказка Л. Пантелеева «Две лягушки» очень поучительная, но и здесь автор учебника предусматривает и эстетический элемент в своих заданиях к тексту - «Какая лягушка тебе больше нравится? Чем?» При работе так же необходимо отметить, что в данном случае речь идёт не о внешнем, а о внутреннем, о поступках героинь. Когда дети отвечают на вопросы по тексту можно уточнить, что же понравилось в лягушке. Можно предложить детям нарисо­вать портреты двух лягушек, стараясь показать на рисунках характеры.

Сказка Е. Пермяка «Волшебные сказки» написана очень красивым языком. При пер­вом чтении сказки учитель может предложить детям послушать сказку с закрытыми глазами и постараться представить, что бы они сами нарисовали, если бы к ним в руки попали вол­шебные краски. После прочтения можно так же дать детям краски сказать: «Давайте пред­ставим, что эти краски - волшебные. И у нас есть возможность нарисовать, что-то одно, но очень важное. Важное для каждого из вас или ваших близких. Нарисуйте, пожалуйста». За­тем прокомментировать рисунки детей, отметив их доброту и внутреннюю красоту- красоту души.

Произведение С. Михалкова «Аисты и лягушки» содержит большие возможности для творчества детей - автор учебника предлагает подготовиться к чтению по ролям, отметив, где, чьи слова. При подготовке также необходимо представить себя на месте героев и ста­раться голосом передавать характеры героев и отношения.

Философская сказка С. Козлова «Правда, мы будем всегда?» Вопрос о быстротечно­сти жизни, неминуемой смерти и вечности обычно не волнует семилетнего ребёнка. Однако он проявляет интерес к самому понятию «смерть», переживает её безысходность. Наблюдая природу, дети постепенно осознают, что всё в природе умирает, чтобы возродиться вновь. Герой сказки Ослик пытается провести аналогию между сменой времён года (лето «умрёт совсем ненадолго, а потом снова родится»), смертью и рождением. Он успокаивает умираю­щего Медвежонка: «Ты весной вырастешь снова». Надежда на возрождение согревает душу героям сказки и помогает маленькому читателю по-другому взглянуть на безысходность смерти. Здесь также речь может идти не о внешних проявлениях красоты, а о внутренних. Автор учебника при анализе произведения опирается на чувства детей, на их собственный опыт и наблюдения.

Следующая сказка того же автора «Вольный осенний ветер». Сказка «Вольный ветер» имеет иную эмоциональную окраску. Автор сумел передать душевное состояние Зайца, во­образившего себя вольным ветром, изобразил реакцию других обитателей леса на его не­обычное поведение. Понять Зайца сумел только Медвежонок, который вспомнил слова дру­га: «Представляешь, Медвежонок, если я стану ветром?» Читатель, прежде всего, должен ощутить то состояние духа, которое заставляет Зайца «птицей лететь по лесу», «вопить ис­тошным голосом». Ребёнок при этом пытается осознать, почему Заяц «почувствовал себя вольным ветром, летящим по лесам и полям». Задания к тексту содержат в себе элементы эстетики - предлагается рассказать, каким представляет ученик Зайца. Затем прочитать слова Зайца, стараясь передать его состояние.

Несколько иного характера следующее произведение Л.Толстого «Зайцы». Это рас­сказ о зайцах, об их повадках и поведении - произведение познавательного характера.

Стихотворение Н. Рубцова «Про зайца» продолжает эту тему. При анализе произве­дения читатель должен попытаться понять, что хотел передать читателям автор стихотворе­ния. В учебнике стихотворение проиллюстрировано, можно предложить детям вопрос: По­хож ли заяц на рисунке на того, какого хотел нам показать автор?

Ещё одно произведение по теме - русская народная сказка «Заяц-хваста». Объёмные задания к тексту содержат в себе и задания, решающие задачи эстетического воспитания. Кроме анализа сказки, детям необходимо подготовиться к чтению по ролям предложенного отрывка. Возможно так же поставить радиоспектакль. Данным произведение заканчивается раздел «Автор и его герои».

Следующий раздел «Слова, слова, слова...» начинается красивой сказкой Г. Цыферова. Основная нагрузка при работе с данным произведением лежит на воображении детей. Ав­тор учебника в заданиях к тексту предлагает нарисовать каждый домик, а так же прочитать выразительно слова за каждый домик. Так же автор обращается с просьбой рассказать сказ­ки, которые дети придумали сами. А если раньше сказки не сочиняли, то попытаться это сделать.

Шотландская песенка так же интересна с точки зрения решаемых нами задач. Автор учебника предлагает сочинить музыку для этой песенки. Но прежде обращает внимание де­тей на настроение, которое создают повторяющиеся слова.

Юмористическая сказка Б. Шергина «Рифмы» знакомит детей с игрой в рифмы. Кро­ме этого, при работе над сказкой было бы интересно предложить детям почитать произведе­ние по ролям. А после такой предварительной работы поиграть в рифмы. Автор учебника предлагает несколько слов (дочка, книжка, кошка, вода, каша, лист, воробей, ящик) для под­бора к ним рифм. Причём игра строится как соревнование: «Соревнуйся с друзьями, кто больше придумает рифм».

А следующее произведение В. Даля «Кузовок» обозначено автором произведения как игра. По сути - это описание игры, своего рода инструкция. Эта игра так же связана с риф­мованием слов.

Продолжает тему стихотворение А. Барто «Игра в слова». Вторят ему стихотворения И. Токмаковой «Лягушки» и В. Берестова «Курица». Причём два последних стихотворения даны без названия и автор учебника предлагает детям самим придумать их. После прочтения данных стихотворений дети знакомятся со значением понятия «звукоподражание». И после этого читают стихотворение Б. Заходера «Дырки в сыре». Но кроме простого знакомства, ав­тор учебника предлагает прочитать стихотворение по ролям, подчеркнув особенности голоса героев. Как мы видим, на данном этапе идёт работа, направленная на эстетическое, творче­ское развитие детей.

Наблюдение за словами - так можно обозначить тему двух следующих стихотворений А. Шибаева «Переполох» и «Прислушайся к слову». При чтении стихотворений детям необходимо подчёркивать голосом то, что написано крупно. На лицо работа над выразительно­стью и артистизмом.

Продолжают тему «Игры со словами» стихотворения Р. Сефа «Кактус» и «На свете всё похоже...». Здесь несколько иная игра. Если в первых случаях обращалось внимание де­тей на звукоподражание, то сейчас акцент на окружающий мир. Дети должны, опираясь на свою наблюдательность определить: что на что похоже. То есть идёт работа по эстетическо­му воспитанию с помощью наблюдения за окружающей действительностью.

Тот же лейтмотив и у сказки Г. Цыферова «Что такое звёзды?». Сказка короткая, но наполнена глубоким эстетическим смыслом. Ведь речь идёт о красоте звёзд. Причём красота эта выражена по-разному. Автор учебника так же обращает внимание детей на это, предлагая ответить на вопрос: «Чем похожи звёзды на шляпки золотых гвоздиков, на снежинки, на цве­ты?» И включает воображение детей вопросом: «На что ещё похожи звёзды?» Ведь прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно внимательно посмотреть в вечернее небо на звёзды, а значит понаблюдать и пофантазировать.

Возникает тема весны в стихотворении А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает...». Автор учебника снова даёт задание на воображение: «Прочитай стихотворение мол­ча, стараясь увидеть описанные здесь картины природы». По нашему мнению, здесь необхо­димо использовать музыкальный материал (П. И Чайковский «Времена года», «Май») так же необходимо подключить и репродукции картин художников по теме. Если есть возможность, то будет не лишней экскурсия в весенний лес, либо парк, где дети могут сами понаблюдать «юный лес, в зелёный дым одетый».