Тема родной природы возникает в стихотворении А. К. Толстого «Колокольчики мои...». Как видно из заданий, автор учебника ведёт работу по анализу стихотворения, по творческой работе над произведением. Предлагается не просто выразительно прочитать стихотворение, а так, чтобы это могло понравиться поэту, написавшему его. Кроме того, необходимо проиллюстрировать стихотворение.
Ещё один благоприятный материал для решения задач по эстетическому воспитания -стихотворение С. Есенина «Черёмуха». Все задания к тексту направлены на эстетическое восприятие. Наблюдение за словами: «А как всё-таки лучше: душистая или пахучая, с приятным запахом? Какое слово помогает тебе острее ощутить запах черёмухи?» Анализируя слова, которые применяет автор стихотворения, дети могут понять, что можно передать с помощью сравнений, эпитетов. Здесь так же, если изучение пришлось на период цветения черёмухи, нужно вывести детей на экскурсию и понаблюдать за цветущей черёмухой.
Продолжается работа по наблюдению за словами при чтении стихотворения М. Исаковского «Ветер». Автор учебника предлагает сравнить, как лучше сказать: поругал или пожурил. Почему удачнее слово «пожурил», выбранное автором? Как мы видим, идёт работа по наблюдению за красотой слов, за тем, какие слова помогают передать красоту окружающей действительности.
То же направление и в работе со стихотворением В. Рахманова «Одуванчики»: «Зачем автору понадобилось дважды повторять слово «летят»? С чем сравнивает писатель одуванчики? Чем похожи цветы на солнечных зайчиков? Что называет автор белыми шарами? На что ещё похожи одуванчики?»
Этим стихотворением заканчивается раздел «Слова, слова, слова...». Как мы смогли убедиться, вся работа в разделе построена, как наблюдение за словами и их возможностями. Эта работа очень тесно связана с эстетическим воспитанием, так как при наблюдении за словами дети отмечают их красоту, возможность выразить словом красоту окружающей действительности. Передать собственные ощущения от увиденного. Данный раздел, по нашему мнению, наиболее полно помогает решать задачи по эстетическому воспитанию на уроках чтения.
Следующий раздел - «План и пересказ» - направлен, прежде всего, на формирование навыка пересказа текста т использованием плана. Но и здесь, как показал анализ, присутствуют задания, направленные на решение задач по эстетическому воспитанию.
Открывает раздел сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце». Интересен данный текст тем, что автор учебника выделяет слова, которые эмоционально окрашены - заругался, взревел, рявкнул- и задание, которое дано учащимся, направлено на эмоциональный анализ текста. И здесь, как мы видим, присутствует наблюдение за словами и их применением. Так же следует отметить работу над интонацией прочтения: «Прочитай слова Воды тихо, испуганно, «журчащим» голосом».
А вот следующая сказка В.Осеевой «Добрая хозяюшка» направлена на чувственное восприятие. Анализ произведения автор учебника основывает на том, какие чувства вызывает у детей прочтение сказки. Кроме этого, мы видим возможным прочтение сказки по ролям.
Сказка Б.Житкова «Храбрый утёнок» даётся при изучении без названия (данный приём уже неоднократно применялся автором учебника). Детям необходимо после прочтения выбрать одно из предложенных заглавий. Кроме этой работы, так же необходимо определить, к какому эпизоду сказки в учебнике дана иллюстрация. Ещё здесь нужно провести работу над анализом содержания, а так же нам представляется интересным понаблюдать за поведением утят в подсобных хозяйствах, если есть такие условия.
.Тот же приём (произведение без заглавия) применяется при знакомстве со стихотворением Э.Мошковской «Жадина». Очень интересная работа на внимание предложена - необходимо около каждой картинки с изображением животных поставить цифру, которая соответствует отрывку из текста. Так же уместна здесь работа над нравственным содержанием.
Продолжает тему русская народная сказка «Мена». Так как в тексте содержаться диалоги, автор учебника предполагает постановку радиоспектакля по сказке. Работа должна вестись по уже известной схеме.
Другая тема, которая прослеживается в рассказе В.Сухомлинского «Вьюга» - это тема дружбы и взаимоподдержки. При работе над этим произведением основной акцент сделан на формирование навыка пересказа. Но и здесь можно отметить, что существует красота человеческих взаимоотношений (каждый из мальчиков почувствовал поддержку друга и перестал бояться вьюги).
Та же тема звучит и в рассказе Н.Носова «На горке». Но в этом случае несколько другой акцент - красота человеческих поступков. Ну и, конечно, произведение можно почитать по ролям и даже поставить сценку по той части, где ребята разговаривают с Котькой.
Рассказ В.Осеевой «Хорошее» так же о красоте человеческих поступков. Но автор учебника ещё и предлагает сыграть спектакль по произведению.
Тот же мотив и у сказки Д. Биссета «Про поросёнка, который учился летать». При работе над произведением обращается внимание детей на то, что необходимо передать голосом чувства, которые испытывал поросёнок Икар, когда летел. Так же ребятам необходимо ответить на вопрос: «Чем тебе нравится Икар?» Как видим, автор обращается к внутреннему восприятию детей.
Сказка В.Гаршина «Лягушка-путешественница» даёт большие возможности для анализа произведения с точки зрения красоты поступков героини (лягушка была наказана за своё хвастовство). Следовательно - хвастать некрасиво. Задание к тексту даёт возможность детям проявить свои творческие способности: «Подготовься и выразительно расскажи от лица лягушки «чудную историю о том, как она думала всю жизнь и, наконец, изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках...»
В двух следующих произведениях (С.Михалков «Бараны» и К.Ушинский «Два козлика») речь идёт о таком человеческом качестве, как упрямство. Есть и задания, направленные на творческую активность детей - прочитать сказку по ролям, переделать сказку таким образом, чтобы козлики оказались не упрямыми, а сговорчивыми, вежливыми.
Следующее произведение - сказка С.Козлова «Чёрный омут».
Сказка «Чёрный Омут» удивительно мудрая и многогранная. В ней рассказывается и о страхе, и о путях его преодоления, и о его причинах. Сказочный сюжет позволяет автору раскрыть несколько житейских мудростей: отчаявшись, можно переступить ту черту, которая оставляет за собой страх; зная причину страха, легче его преодолеть; не стоит бояться и «шуршания времени», так как ничто не проходит бесследно, жизнь не кончается.
Много заданий к этому тексту направлено на творчество детей. Инсценировать встречи Зайца с Лисой и с Филином, нарисовать словами осенний лес.
Сказка М.Пляцковского «Как утёнок свою тень потерял» анализируется автором учебника с помощью работы над интонацией голосов героев, иллюстрирования и чтения по ролям. Как видим, активно используется творческое начало.
Элементы звукоподражания присутствуют в сказке Е.Каргановой «Как цыплёнок голос искал». Задание к тексту очень оригинально - необходимо из предложенных картинок составить комикс и озвучить его.
Немецкая сказка «Русалочка» - очень красивая, она затрагивает такое чувство, как любовь к родным. При работе над произведением автор учебника предлагает прочитать разговор русалочки и Лизочки по ролям. А так же дать название каждому рисунку картинного плана.
Этим произведением заканчивается раздел и вторая часть учебника. Как показал сделанный нами анализ, данная часть отвечает требованиям по эстетическому воспитанию детей на уроках чтения в полно мере. Задания к произведениям построены таким образом, что работа с текстом перемежается с творческими заданиями. Это даёт возможность решать поставленные нами задачи.
Проведём анализ последней, третье части учебника, которая носит название «В мире книг». Если во первых двух частях дети знакомились с некоторыми произведениями различных авторов, то в данной части речь пойдёт о детских книгах и произведениях, включённых в них. Необходимо отметить, что при работе над данной частью необходимо всё-таки представлять детям нужные книги, по-возможности, наглядно.
Открывает часть произведение К.Ушинского «Два плуга». Оно включено в сборник произведений К.Д.Ушинского «Два плуга», о чём и сообщается детям перед прочтением произведения. Далее работа строится по уже знакомому нам принципу - дети отвечают на вопросы, подбирают пословицы, наиболее подходящие к произведению.
Далее дети знакомятся с книгой Л.Н.Толстого «Филиппок» и с одноимённым рассказом из этой книги. И снова мы видим, что автор учебника обращается к чувствам маленьких читателей: «Какие чувства вызывает у тебя этот мальчик?»
Следующая книга, с которой знакомятся юные читатели, «Спокойной ночи, тётеньки и дяденьки! Ой!» В.Авдеенко. В учебнике представлена одна из сказок из этой книги - «Маленькая Баба-Яга». При работе над этой сказкой автор учебника включает творческие задания, причём задания разделены на две части, первая часть даётся в середине сказки, после их выполнения дети приступают к дальнейшему прочтению. Так же восприятие сказки ведётся через эмоции и воображение детей.
Ещё одна сказка «Лисичка со скалочкой» из одноимённой книги представлена далее. Эту сказку предложено читать по ролям, а также разыграть сценку.
Произведение Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца» не анализируется в учебнике. Но при работе с данной сказкой можно предложить детям проиллюстрировать понравившийся отрывок.