Смекни!
smekni.com

Кафедра художественно-эстетического воспитания (стр. 4 из 18)

Развиваясь через идеи словесного и изобразительного искусства в XV-XVII в.в. эстетиче­ская теория получила своё отражение в теориях эстетического воспитания Епифания Пре­мудрого, Феофана Грека, Ивана Фёдорова, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского и др. философов, педагогов, художников. Они предлагали включать в эстетическое воспитание детей театр, прибегать к театральным действиям в преподавании риторики, поэтики. В XVII веке в России появились первые эстетические тракты (Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков), в которых отмечается красота и жизненность произведений искусства, даётся классификация искусства. Они заложили основы теории эстетики и эстетического воспитания в отечествен­ной эстетической мысли.[4 с.45-50]

Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И. Бецкой, К. Исто­мин, М. Ломоносов, Н. Новиков, Ф. Салтыков, В. Татищев и др. В содержание эстетического воспитания они предполагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на музыкальных инструментах. В.Татищев считал, что сначала нужно давать общеобразовательную подготовку, а затем обучать «искус­ствам и ремёслам», а Новые формы организации учебного процесса, опиравшиеся на разви­тие способностей учащихся, предлагал М. Ломоносов. Он считал, что художники, актёры, музыканты должны быть высококультурными и образованными людьми.

Таким образом, заложились основы организации эстетического образования в учебных за­ведениях России, в которых обращалось внимание на общеобразовательную, художествен­ную, профессиональную подготовку, а также расширялась сфера внеучебной деятельности. При Московском университете появились классы художеств (рисование, музыка, театр), уст­раивались публичные музыкальные экзамены, театральные спектакли, концерты.

Большой вклад в развитие отечественной педагогики внёс И. Бецкой. Он составил Устав Смольного института, где определил предметы обучения: «обучать языкам, арифметике, геометрии, истории, стихотворению, отчасти архитектуре геральдике, а в художественных наставлять рисованию, миниатюре, танцеванию, музыке вокальной и инструментальной, ши­тью, вязанию, плетению». Так, И. Бецкой определил содержание обучения, включив в него, наряду с общеобразовательными и эстетические предметы, чем способствовал развитию эс­тетического воспитания и образования.

Н. И. Новиков в XVIII веке далее развил теорию и практику эстетического воспитания в России. Он считал эстетическое воспитание частью умственного воспитания. Под эстетиче­ским воспитанием он понимал приобщение детей и юношества к искусству во время обуче­ния, включил изучение эстетики, красноречия, поэзии. Кроме того, он утверждал, что заня­тия по изящным искусствам нужно проводить не только с теми, кто имеет

способности к ним, но и всеми воспитанниками, что в процессе обучения следует приобщать детей к искус­ствам, воспитывать у них художественный вкус, развивать способности к созданию посиль­ным им эстетических ценностей.

Почти через 100 лет, в условиях общественного подъёма 60-х годов, в период создания на­родной школы русская философская и педагогическая мысль продолжает поиск и в области эстетического воспитания, рассматривая его проблемы в том или ином аспекте, во взаимо­связи с задачами педагогики, искусства или отдельны его видов. Непосредственное научно­педагогическое воздействие на решение этой проблемы оказал основоположник русской пе­дагогической науки К. Д. Ушинский, придававший огромное значение художественно­эстетическому воспитанию.

Во второй половине XIX века ведущие русские педагоги К. Д. Ушинский, В. И. Водово­зов, В. П. Острогорский и др. видели в эстетическом воспитании источник развития эстети­ческих чувств, эстетического вкуса, подчёркивали, что в каждом школьном предмете содер­жаться возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество - детский театр.

Таким образом, в отечественной философской и педагогической мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания, подчёркивается значение общеобразовательны и ху­дожественных знаний.

В курс подготовки педагога В. П. Острогорский предлагал включать следующее содержа­ние: энциклопедическоё образование, знание литературы, владение обширными специаль­ными знаниями из области логики, психологии, истории философии, эстетики, истории, об­ладать эстетическим вкусом. Классные занятия должны дополняться внеклассными форма­ми: посещение театра, музея, проведение литературно-музыкальных вечеров. Определяя средства эстетического воспитания, педагог выделял природу, литературу, музыку, искусст­во, быт [5 с.37-40].

Таким образом, идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь становления и развития, вступив в ХХ век обогащёнными и содержательно разработан­ными. Общим итогом становления эстетического воспитания в России до ХХ века можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эс­тетической и педагогической теории. Отмечается необходимость расширения участия в об­разовании пения, музыки, живописи, а также соединения изучения эстетических предметов с воспитанием художественного вкуса, знанием искусств.

Опыт зарубежной и русской эстетической и педагогической мысли составляет основу для развития отечественной педагогической науки. Достижением отечественной педагогики в советский период истории страны явилось создание системы эстетического воспитания, ко­торая включала дошкольное воспитание, обучение и воспитание в школе, техникуме, вузе, внешкольных учебных заведениях. Так был обеспечен целенаправленный систематический, основанный на преемственности всех звеньев системы образования процесс эстетического воспитания и образования.

Теоретические проблемы эстетического воспитания реализовывались на практике в опыт­ных учреждениях Наркомпроса. Одним из них была, возглавляемая С. Т. Шацким, первая опытная станция Наркомпроса. Её коллектив разработал систему эстетического воспитания, внёс значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства (му­зыка, изобразительное искусство, драматургия). В работе по искусству С. Т. Шацкий отво­дил важное место педагогу, у которого должны быть положительные эмоции, эстетический вкус, владение специальными навыками в искусстве (умел хорошо петь или играть, или ри­совать).

Создание в 50-х гг. Института художественного воспитания при АПН РСФСР (в дальней­шем АПН СССР) активизировало деятельность в области эстетического воспитания учащих­ся, и первый руководитель института В. Н. Шацкая выдвинула идею эстетического воспита­ния, охватывающую все формы жизни и деятельности школьников. Она создала теорию эс­тетического воспитания средствами музыки, музыкального образования, считала, что эсте­тическое воспитание осуществляется через эстетическое отношение ко всем явлениям про­шлого и настоящего.

Эту мысль утверждал во всей своей педагогической деятельности замечательный отечест­венный педагог В. А. Сухомлинский. За долгие годы наблюдений за детьми в разных сферах из деятельности он сделал вывод о том, что через красоту в духовный мир ребёнка входят чувства гуманизма, патриотизма, дружбы, коллективизма. В эстетическое воспитание В. А. Сухомлинский широко включал искусство, природу, окружающую действительность, быт. Он стремился к тому, чтобы дети научились чувствовать, понимать, ценить, а главное, тво­рить красоту в природе, искусстве, труде и человеческих отношениях. Художественное слово, музыку, самостоятельно творчество детей В. А. Сухомлинский считал важнейшими сред­ствами воспитания чувств, они занимают центральное место в его педагогической системе. Важную роль в эстетическом воспитании педагог отводит воспитателям, которые руководят, приобщают детей к миру прекрасного. Теоретические положения В. А. Сухомлинского по­лучили широкое распространение и применение в практике воспитания и образования [17 с.17-23].

Знания, умения, способности лишь тогда поражают нас своими результатами, когда они озарены гражданской позицией, которая так ёмко выражена в принципах педагогической деятельности Ш. А. Амонашвили: любить детей, очеловечивать среду, в которой живёт ре­бёнок, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия прожить в ребёнке своё детство, чтобы познать жизнь ребёнка.

В последние десятилетия учёные, педагоги 0. А. Апраксина, Н. А. Дмитриев, Д. Б. Каба­левский, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачёв, Б. М. Неменский, В. А. Разумный, В. К. Скатер­щиков и др. разрабатывали проблемы эстетического воспитания, результатом которых стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического вос­питания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью. На их основе развивалась система эстетического воспитания, а также методологические проблемы эстетического воспитания, рассматриваются роль и место предметов эстетического цикла, их связи с другими учебными предметами и т.д.

В отечественной педагогике чётко разделяется понятие «Эстетическое воспитание» и «Ху­дожественное воспитание». Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию, которое входит в него составной частью. «Художественное воспитание -целенаправленный педагогический процесс форми­рования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать в них художественно-творческие способности в процессе их собствен­ной творческой деятельности»[17 с.34-41].