Смекни!
smekni.com

Кафедра художественно-эстетического воспитания (стр. 6 из 18)

Другие педагоги и деятели искусства считают, что эстетическое развитие ребёнка 6­-10 летнего возраста должно проходить в основном так же, как и в дошкольном возрасте: нужно стараться создать благоприятные условия для художественной деятельности детей, беседовать с ними о красоте окружающего мира, закреплять самостоятельно найденные ре­бёнком средства художественной выразительности. Исходным при этом считается необхо­димость сохранить художественную индивидуальность ребёнка. Это направление значитель­но обогатило педагогику эстетического воспитания детей. В представлении ребёнка дошко­льного возраста понятия «красивое», «доброе», «правильное» почти всегда совпадают, всё это он называет словом «хорошее». Ценность такого представления трудно переоценить: единство красоты, добра и истины изначально заложено в эстетических нормах, оно опреде­ляет многие стороны эстетического сознания ребёнка.

Мы это не всегда учитываем, о чем хорошо сказала Н. К. Крупская: «Взрослые так часто не понимают ребёнка, характера его восприятия, характера его выражения се­бя... Например, понимают ли взрослые неотделимость для ребёнка содержания от формы? Посмотрите, как слушает ребёнок сказку: он не позволит вам при повторении сказки изме­нить ни единого слова. Если первый раз девочка была в голубом платье, то потом уже нельзя сказать никак, что она была в розовом... ребёнок воспринимает и форму и содержание в це­лостности» [18 с 124]. Эта целостность восприятия художественного образа выражается у детей и в том, как они рисуют, поют, слушают музыку, смотрят спектакли и фильмы.

Естественно, потери ребёнком столь ценного качества допускать нельзя. Вместе с тем и оставить ребёнка на том уровне эстетического развития, который он приобрёл в школе, также невозможно - и не нужно. Ведь единство эстетического отношения ребёнка к миру сочетается со значительной неопределённостью его представлений о вещах. Так, дети 6-9 лет восприимчивы ко всему эффектному, яркому, красочному, громкому. Всё то, что просто «физически» выделяется, поражает их и нередко включается в понятие «красота», наделяется признаками «правильного», «доброго». А это может привести к формированию искаженных эстетических и нравственных представлений.

В дошкольный период у ребёнка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного; целостное восприятие содержания -и формы; способность к соучастию и сопереживанию; непосредст­венность впечатлений; яркость в выражении и в проявлении воображения. Все эти качества непременно нужно сохранить и в школьные годы. Но они должны быть отлиты в иные фор­мы, поскольку с поступлением в школу меняется уклад жизни ребёнка, его жизненные по­зиции, его интересы.

Полноценное эстетическое развитие человека невозможно вне сочетания с воспитани­ем его нравственных, трудовых, интеллектуальны качеств.

А. В. Луначарский, горячо ратовавший за расширение и углубление эстетического воспитания и много делавший для этого, говорил: «Культура, образование, наука, искусство - это не только средства, путём которых мы идём к намеченной цели. Это вместе с тем самая высокая цель» [18 с 147]. Как только эстетическое воспитание теряет свои цели, рассматри­вая ик лишь как служебные, оно неизбежно перестаёт благотворно влиять и на другие сторо­ны духовного формирования ребёнка. Судить об успешности воспитания мы можем по тому, удалось ли сформировать у ребёнка определённые потребности личности: потребность тру­диться, потребность овладевать знаниями, потребность вести себя по отношению к другим людям согласно требованиям морали. Важнейший признак наличия у ребёнка эстетических потребностей - его стремление к созданию и «потреблению» красоты. Эстетическая сторона событии и явлений окружающей жизни выделяется ребёнком не обязательно в рамках «прак­тического искусства». Если, рисуя, играя на фортепиано, сочиняя стихотворение, ребёнок сам создавал что-то эстетическое, то «просто» созерцая красоту природы, разглядывая кар­тину художника, слушая музыкальную пьесу, он ведь тоже внутренне, в изменённом виде должен пройти тот путь, который прошёл творец, как бы создать прекрасное [18 с 147].

Итак, понимать художественную деятельность мы будем достаточно широко - она включает в себя и практические занятия детей каким-либо видом искусства, и познание про­изведений художников, й созерцание красоты природы, и эстетическую оценку человеческих отношений. Все эти способы познания эстетического в младшем школьном возрасте взаимо­связаны, переплетены.

Младший школьник - человек необычайно деятельный. Можно с уверенностью ут­верждать, что те знания и переживания, которые он «пропустил» через активное действие, закрепляются в его сознании намного надёжнее и глубже, чем те, которые он получил чисто умозрительным путём, в виде словесных формулировок, требующих лишь запоминания.

1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завешается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Однако это ещё не формально – логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник ещё не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно – логического мышления, они, тем не менее, не возникают на пустом месте. Для того, чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия – представления, приобретённые в дошкольном возрасте и продолжающие спонтанно появляться вне стен школы на основе собственного опыта каждого ребёнка. Житейские понятия – это нижний понятийный уровень, научные – верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью. По выражению Л. С. Выготского, «житейские понятия прорастают вверх через научные, научные понятия прорастают вниз через житейские». /11, с.259 /. Овладевая логикой науки, ребёнок устанавливает соотношения между понятиями, осознаёт содержание обобщённых понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребёнка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщении к конкретным объектам.
Овладение в процессе обучения системой научных понятий даёт возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического, мышления. Это мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения.
Наряду с усвоением содержания системы научных понятий ребёнок овладевает способами организации нового для него вида труда – учебного. В этот момент появляется качественно новое свойство человеческой психики – рефлексия. Она проявляется в возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом анализа. Уже к четвёртому классу ребёнок может сам поставить перед собой учебную задачу, составить режим работы, оценить и проверить её.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Учение становиться трудом только при условии, когда в нём есть важнейшие признаки всякого труда – цель, усилия, результаты». /1, с. 507 /. И тогда результатом учебного труда является научное мышление.
Развитие других психических функций зависит от развития мышления.
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцировано. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются так же, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства – в основном, цвет, форма, величина.
К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создаёт возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.
Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно – образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребёнком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы. Как известно, в 7 – 8 лет исчезают феномены Пиаже. И теперь интеллектуальные операции позволяют ребёнку судить о вещах без жёсткой зависимости от наглядной ситуации.
Память развивается в двух направлениях – призвольности и осмысленности. Младшие школьники способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный.
Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них всё ещё преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. В этом возрасте внимание имеет ряд недостатков, таких как: 1) узкое внимание: ребёнок не в состоянии наблюдать одновременно много предметов, и его внимание всецело поглощается тем немногим, что в данный момент занимает его; 2) легко утомляемое внимание: ребёнок не может долго сосредоточить внимание, особенно на одном и том же; 3) блуждающее внимание: школьнику трудно установить внимание, уверенно, твёрдо и правильно фиксировать его; 4) пассивное внимание: детское внимание мало способно к произвольному усилию и нуждается в частых побуждениях; 5) конкретное внимание: направляется преимущественно на предметы внешнего восприятия. /2/.
В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребёнка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.