Смекни!
smekni.com

Кафедра художественно-эстетического воспитания (стр. 7 из 18)

Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у них в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое. Но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организация внимания сочетается с его малым объёмом. В целом можно выделить две основные линии развития психических функций – интеллектуализацию и произвольность.


1.3. Проблема эстетического воспитания младших школьников

в методике обучения чтению

Особая роль в становлении эстетической восприимчивости учащихся принадлежит книге. Способность маленького школьника воспринимать прочитанное, сопереживать героям произведения, особая способность чувствовать искусство слова - всё это обязательно долж­но быть поддержано в процессе обучения чтению.

В. А. Сухомлинский писал: «Одна из причин духовной пустоты - отсутствие подлин­ного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе... Жизнь в мире книг - это совсем не то, что аккуратное, усердное учение уроков. Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатст­вами, возвышение самого себя» [29 с46].

До XIX века проблема сознательного чтения не выдвигалась на первый план обучения и все силы обучающих тратились на научение детей механическому озвучиванию текстов. При таком подходе, естественно, и речи быть не могло о воспитывающем чтении. Часто уче­ники, «прочитав» отрывок, не могли передать его содержание или ответить на вопросы к не­му. Так, В.П. Вахтеров в статье «Объяснительное чтение с воспитательной точки зрения» приводит пример: дети 4-го года обучения, читая предложение из «Священной истории» Ио­сиф самый любимый сын Иакова, не могли ответить на вопросы: о чём прочитали? Чей сын был Иосиф? - и с удивлением смотрели на спрашивающего, не понимая, чего от них хотят [6 с76]. Н. А. Корф писал: нельзя обнаружить умения читать «столь же естественным голосом и с таким же выражением, как говоришь» [8 с 106]. Но впоследствии К. Д. Ушинский разрабо­тал метод объяснительного чтения. Требование, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение» [26 с46], ставило его метод на особое место в общей сис­теме обучения. Многие методисты XIX века не могли разрешить противоречия: с одной сто­роны, дробление на части, большое количество мелких частных вопросов мешали целостно­му восприятию произведения, а значит, нарушали его эстетическое воздействие, с другой, -прочувствовано могло быть только такое произведение, которое совершенно понято и по­нятно. В методике К. Д. Ушинского это противоречие разрешается требованием обязатель­ной подготовки к восприятию произведения. В ходе подготовительной беседы объясняется всё непонятное, незнакомое, и произведение, таким образом, становится «поэтическим ре­зультатом беседы».

К. Д. Ушинский писал о необходимости двух видов чтения: логического и эстетиче­ского. Логическое чтение требует полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста. Эстетическое чтение, прежде всего, нацелено на возбуждение чувств читающего. Благодаря такому чтению ребё­нок может познакомиться с разными сторонами жизни, так как «многое понимается чувст­вом и не может быть объяснено умом».

Л. Н. Толстой также резко выступал против того, что «всё внимание обращается на то, чтобы учить тому, что ученик знает». Л. Н. Толстой считал, что нет смысла объяснять слова при чтении: если ребёнку знакомо понятие, то «слово почти всегда готово», тогда и нет нуж­ды его разбирать. Непонятно то слово, которое выражает незнакомое понятие. А в этом слу­чае словами объяснять слово совершенно бессмысленно.

Как видим, и К. Д. Ушинский, и Л. Н. Толстой не просто провозглашают обязатель­ность сознательного чтения, но и заботятся о научении ребёнка чтению художественных произведений (эстетическому чтению, как говорил К. Д. Ушинский).

В начале XX века Ц. П. Балталон выступил с резким отрицанием самой идеи объясни­тельного чтения, считая, что чтение с объяснением противоречит психологии ребёнка, кото­рого, прежде всего, интересует целостное содержание, а не части. Постоянное прерывание чтения мелкими вопросами разрушает воспитательное воздействие литературы на форми­рующуюся личность.

Примерно в эти же годы в русской школе появляется ещё один метод обучения чте­нию, который принято противопоставлять методу объяснительного чтения - литературно-художественное чтение. Его сторонники провозглашали целями обучения чтению эстетиче­ское воспитание детей, формирование эстетического вкуса учеников, активизацию интереса к литературе как к искусству слова. В центр обучения была поставлена теория словесности, поэтому созданная коллективом авторов - Н. Л. Бродским, Е. Д. Домашевской, Н. М. Мен­дельсоном, Л. Н. Реформатским, Н. П. Сидоровым, И. М. Соловьёвым - учебная книга «Наш мир» (1916) структурировалась в соответствии с литературоведческими понятиями, с кото­рыми должны были познакомиться дети: 1-й раздел - поэзия и проза, 2-й - образцы сочине­ний разных типов: описание, повествование, рассуждение; 3-й - пропедевтический, готовя­щий к изучению главных родов поэзии: эпоса, лирики, драмы; 4-й - эпос; 5-й - лирика; 6-й - драма; 7-й - поэт и поэзия: письма, мемуары, научная проза по литературе. Цель последнего раздела - раскрыть перед учениками сам процесс литературного творчества, показать спосо­бы художественного познания мира.

В системе литературно-художественного чтения большое значение придавалось актив­ности самих детей (не случайно в хрестоматии «Наш мир» последний раздел приоткрывал де­тям секреты творческой деятельности писателей).

Стремление активизировать деятельность детей при чтении художественного произ­ведения положило начало целому направлению - творческому чтению, которое сложилось в русской методике к 20-м годам XX века. К началу 70-х годов XX века из научной литерату­ры исчезает термин «объяснительное чтение», и обучение чтению начинает рассматриваться как сложный трёхуровневый процесс, включающий в себя обучение грамоте, классное и вне­классное чтение. Работа с книгой всегда осознавалась методистами и передовыми учителями как необходимый компонент обучения чтению. Но только в 70-е годы XX века в новой науке о читателе - теории читательской деятельности, созданной Н. Н. Светловской, была доказана необходимость научения работе с книгой в классе, на уроке, при заданном учителем образце [16с46].

На современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чте­нию: 1) собственно обучении чтению, которое ведётся на трёх уровнях - формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста; формирование читательской самостоятельности; 2) получение ребёнком литературного зна­ния, т.е. обеспечение литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста. Надо отметить, что в центр подготовки по чтению и литературе совре­менные методисты ставят формирование читателя. Такая цель обучения выдвигается в про­граммах О. В. Джежелей, Р. Н. и Е. В. Бунеевых, Г. Н. Кудиной и 3. Н. Новлянской. Другие программы делают акцент на исследовании специфики литературы как вида искусства (про­грамма Л. Е. Стрельцовой и Н. Д. Тамарченко) или на коммуникативных свойствах искусст­ва вообще и литературы в частности (программа В. А. Левина). В системе развивающего обучения Л. В. Занкова провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных видов и типов (3. И. Романовская). Литературо­ведческий принцип выдвигается как один из ведущих принципов в программе В. Г. Горецкого и Л. Ф. Климановой. Таким образом, литературоведческое знание в той или иной степени обязательно включается в систему обучения в начальной школе.