Смекни!
smekni.com

Кафедра художественно-эстетического воспитания (стр. 8 из 18)

Воспитательные возможности уроков чтения, как правило, определяются воспита­тельным потенциалом художественного произведения, которое предстоит читать детям. К. Д. Ушинский по этому поводу писал: «На нравственное же чувство должно действовать не­посредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико: то литературное произведение нравственно, которое за­ставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении» [29 с 134]

В традициях русской методики всегда было стремление сочетать в работе оба аспекта чтения - познавательный и воспитательный. Возникновение книгопечатания дало возмож­ность из поколения в поколение передавать достижения человеческой мысли, сохранять их, переносить из одной страны в другую, воздействовать на умы и души самых разных соци­альных слоев. Книга стала самым надёжным и непреходящим хранилищем достижений че­ловеческой цивилизации. С середины XX века приоритеты изменились. С появлением теле­видения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на отдельно взятую личность. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений науч­ной мысли, совсем необязательно читать, достаточно черпать информацию с экрана телеви­зора и дисплея. Однако телеэкран нивелирует личностные установки, навязывая каждому тот или иной взгляд на реальную действительность. Происходит размывание грани разных куль­тур, из обыденной жизни исчезают традиции прошлых поколений, индивидуальное самосоз­нание подвергается испытанию «коллективной бессознательностью», которая приобретает планетарные размеры. В этих условиях воспитательная роль книги возрастает и становится ведущей. Именно из книг чаще всего черпаются знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в лабиринтах добра и зла современного мира.

Поскольку чтение - деятельность речевая, то в ней всегда участвуют только два инди­видуума: передающий свой опыт, говорящий и внимающий ему, слушающий. Эту простую истину нужно понять и принять, так как пренебрежение ею (по невниманию, по незнанию или умышленное) чревато для учителя неспособностью кого бы то ни было обучать чтению, а для учеников - равнодушием или явным нежеланием обучаться «читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить».

Воспитать любовь к книге, приобщить человека к чтению с раннего детства - задача сложная. Читательская культура - это привычка к систематическому чтению, которая воспи­тывается у ребёнка в семье, школе или внешкольных учреждениях. Это в то же время и вы­сокий уровень (с учётом возраста, конечно) восприятия литературы, позволяющей юному читателю постепенно включать в круг своего чтения различные книги, дающие и работу ума, и эстетическое наслаждение[16 с 78].

Развитие художественно-эстетических начал в ребёнке закладывает социально-нравственные основы личности, вырабатывает умение видеть мир как единое целое, форми­рует чувство гармонии, красоты, формирует нравственные идеалы. Искусство и литература развивают фантазию, воображение и способность к творчеству.

В своё время Д. Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда пере­стают читать». Добавим к этому: люди теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес и любовь к чтению произведений подлинного искусства; ели не приобрели или утратили способность эстетически наслаждаться искусством, способ­ность испытывать удовольствие от трудной интеллектуальной деятельности - от чтения вы­соких произведений искусства. Не раз уже отмечалось, что дефицит эмоционально-эстетической грамотности - беда не только одного человека, которому он свойственен. От недостаточности эмоционально-эстетического развития одного человека страдают и те, с кем он общается на работе и дома. Страдает и сама его работа, потому что эмоционально-эстетическое развитие, эстетическая грамотность - одно из непременных предпосылок от­ветственного, совестливого отношения к делу и способности к творчеству. Вот почему важ­но не только знать, что А. С. Пушкин - великий русский поэт. Жизненно необходимо разви­тие потребности читать и перечитывать Пушкина, постоянно испытывая на себе благоприят­ное, чудодейственное влияние поэзии.

Чтобы воспитать любовь к книге и чтению, необходимо самим взрослым хорошо знать детскую литературу. Равнодушный учитель или библиотекарь, не знающий её и не умеющий предложить ребёнку нужную и наиболее ценную именно для него книгу, заинтере­совать его чтением, может принести не пользу, а вред. Необходима большая педагогическая и эстетическая культура, чтобы руководить чтением детей и юношества. Проблемы развития культуры чтения, эстетической грамотности учащихся, умения воспринимать произведения литературы и искусства в соответствии с их природой и понимание специфических воспита­тельных функций - архиважные педагогические проблемы.

Кто должен естественно вызывать у «слушающего» мысли (заставлять его думать!), чувства (возбуждать эмоции и вызывать переживания!), а также желание критически исполь­зовать полученный в процессе чтения-общения опыт в своей жизни? Только тот, кто «гово­рит» с читающим-слушающим языком книги.

Чтение-общение для читателя - это всегда процесс, во-первых, творческий: читатель вступает в общение с книгой и тогда непременно творит, т.е. создаёт в воображении и собе­седника, и тот мир, который создан «говорящим» и куда тот мысленно вводит своего «слу­шателя» как соучастника событий, мыслей, душевных движений и следующих за этим наме­рений и поступков. Во-вторых, чтение-общение - процесс для читателя спонтанный, т.е. са­мопроизвольный, так как вызван для него не внешними влияниями, а внутренними причина­ми: ведь, если я не хочу слушать и «расслышать» своего собеседника, никто не заставит меня этого сделать.

А кто же «запускает» процесс творческого взаимодействия двух субъектов говоряще­го и слушающего - книги и читателя? Кто задаёт этому процессу спонтанность? Означенную задачу решает лицо совершенно особое и для процесса чтения как бы постороннее. Это лицо никогда не может и не должно быть включено в процесс чтения-общения, т.е. в спонтанную творческую беседу двух основных субъектов. Но оно организует их встречу, обучает «слу­шающего» языку, на котором с ним общается «говорящий», и приучает «слушающего», руко­водствуясь собственным мотивом и целью чтения-общения, вкладывать в этот процесс со сво­ей стороны все имеющиеся у него на данный момент силы и знания и все время контролиро­вать себя: слышу ли, что мне говорят, представляю ли себе, о чём идёт речь, понимаю ли ска­занное и правильно ли понимаю, ясно ли представляю себе, хочу ли слушать и продолжить беседу? И т.д., т.п.

Из сказанного следует вывод: для любого из нас - взрослого или ребёнка - результа­тивность общения-чтения всегда сугубо индивидуальна. Она зависит от наличия у субъекта двух качеств: стремления расслышать собеседника-книгу и читательского таланта.

Относительно второго из названных качеств - читательского таланта - в современной науке пока нет единого мнения. Одни специалисты считают, что читательский талант задаёт­ся природой: он у человека либо есть, либо его нет и никакими упражнениями его развить нельзя. Известно, что такой точки зрения придерживался В. Г. Белинский. Другие полагают, что задатки читательского таланта, т. е. способности к творческому чтению-общению есть у каждого обучаемого, поскольку только в общении и формируется сам человек как личность и индивидуальность. Они могут и должны быть развиты средствами обучения и воспитания, хотя уровень восприятия речи собеседника в процессе чтения-общения - действительно яв­ление уникальное. Учителю, который организует процесс обучения чтению-общению, т.е. помогает каждому ребёнку в меру его индивидуальных задатков и возможностей «учить са­мого себя учиться читать» (это меткое определение принадлежит М. С. Шагинян), надо иметь в виду феномен читательского таланта. Но ориентироваться он должен на формирова­ние у всех детей стремления всегда слушать и слышать собеседника-книгу в процессе чте­ния-общения, так как только это умение (и привычка) и даст возможность, в конце концов, каждому из них найти (выделить из мира книг) круг книг-собеседников для себя, т.е. тех, в ком ты нуждаешься и кого хочешь слушать и слышать, так как их опыт тебе необходим [16 с116].

Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения во втором классе

2.1. Анализ учебного материала для реализации эстетического

воспитания учащихся

На современном этапе обучения чтению качественно меняется роль взрослого в организации деятельности детей. Рассматриваемые программы дают основание говорить о трёх принципиальных аспектах такой деятельности. Во-первых, традиционное непосредст­венное участие в обучении детей чтению, во-вторых, организация живых впечатлений детей (по терминологии В. Г. Горецкого, «опыта восприятия окружающей действительности»), в-третьих, организация творческой деятельности детей. Остановимся на каждом из этих аспек­тов. Обучение чтению - самое привычное в деятельности учителя направление. Оно предпо­лагает работу над навыком чтения, над восприятием художественного текста и работу с дет­ской книгой. В результате такой целенаправленной работы на всех трёх уровнях на завер­шающем обучения в начальной школе будет сформирован квалифицированный читатель, т.е. читатель, который владеет набором необходимых навыков для продуктивного чтения. Одна­ко нельзя забывать, что квалифицированный читатель, как показывает исторический опыт, формируется в условиях разновозрастного коллектива читающих, при участии взрослого, которому небезразлично духовное развитие ребёнка. Чтение взрослого для себя в присутст­вии ребёнка, вместе с ним, совместные переживания, вызванные произведением, обсуждение прочитанного - всё это в итоге способствует началу литературного развития и образования ребёнка. В связи с этим в программе В. А. Левина «Начальное литературное образование» выделяется два ряда задач, одни из которых нацелены на привитие умений и навыков дея­тельности с произведением, на формирование коммуникативного отношения к искусству, а другие призваны сохранить присущее начинающему читателю непосредственное эмоцио­нально-целостное восприятие художественного произведения, уточнить и проявить индиви­дуальную реакцию на прочитанное, развить способность чувствовать гармонию произведе­ния и радоваться ей, пробудить стремление свободно действовать с условным художествен­ным миром, выстроенным автором. Для выполнения этого ряда задач «необходимо не так уж много - главным образом просто читать с детьми» (Левин В. А. Когда маленький школьник становиться большим читателем. - М.,1994. - С. 27-29). Такое педагогическое воздействие Владимир Глоцер в книге «Дети пишут стихи» назвал «стиховым воспитанием» и привёл слова А. Ахматовой: «Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, А с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз - Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама» (Цит. по.: Глоцер В. Дети пишут стихи. - М.Д964. - С. 55).