Смекни!
smekni.com

Кафедра художественно-эстетического воспитания (стр. 9 из 18)

Нельзя в этой связи не вспомнить слова В. Г. Белинского: «Пусть ухо их (детей) приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувствами изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка, - прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет время...»[7 с 67].По сути, об этом же писал К. Д. Ушинский, когда подчёркивал: «ещё недостаточно, чтобы дети поняли...произведение, а надобно, чтобы они его почувство­вали» [29]

К. И. Чуковский в книге «от двух до пяти», рассказывая , что читал детям героический эпос и былины, замечает: «нелепы и беспочвенны опасения взрослых, что дети не поймут этой поэзии...» (Чуковский К.И. От двух до пяти.- М.,1970.-С320)

Известно, что квалифицированная читательская деятельность обладает таким каче­ством, как ассоциативность. В процессе восприятия художественного произведения важную роль играют два потока ассоциаций: 1) ассоциации с реальной действительностью, с жиз­ненными ситуациями и 2) ассоциации с известными художественными произведениями. Чем богаче жизненный и читательский опыт воспринимающего текст, тем полнее и глубже его эстетическая реакция, и точнее интерпретация прочитанного. Отсюда необходимо целена­правленно работать над развитием и накоплением читательских и жизненных впечатлений. Грамотно организованное учителем «просто чтение» обеспечивает читательский кругозор детей и включает их в полноценную читательскую деятельность на самых ранних стадиях обучения. Но не менее важно обеспечить ребёнка разнообразными жизненными впечатле­ниями.

Известный специалист в области творческого воспитания детей Владимир Глоцер считает, что начинать работу с маленькими детьми следует с организации «школы воспри­ятий», на занятиях которой надо учить детей удивляться увиденному и привычному. Прохо­дить такие занятия должны на прогулках, в походах, на экскурсиях и в поездках. В книге «Дети пишут стихи» В.Глоцер замечает: «Бедность впечатлениями и событиями отрицатель­но сказывается на детском творчестве» (Глоцер В. Дети пишут стихи. - М.,1964. - С. 48).

Обязательным компонентом системы начального литературного образования младше­го школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка.

Надо заметить, что традиционное обучение чтению предполагает использование творческих видов деятельности в процессе работы над произведением. Обычно рекоменду­ются такие приёмы, как чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное ри­сование, постановка живых картин, пантомима, драматизация. Однако методика рассматри­вает эти виды работы как желательные, но не строго обязательные. Такой взгляд приводит к тому, что в школьной практике творческие работы по следам прочитанного проводятся от случая к случаю, а главное, их выполнение не привлекает (или мало привлекает) внимание к форме произведения - жанру, структуре, словесным формулам и пр. В контексте же литера­турного образования творческая деятельность ребёнка признаётся, во-первых, строго обяза­тельной, во-вторых, предполагающей работу не только на основе прочитанного текста, но и собственное авторское творчество, в-третьих, фиксирующей внимание на форме произведе­ния.

Рассмотрим с этой точки зрения программу «Литературное чтение», предлагаемую в учебно-методическом комплекте «Гармония», автор - кандидат педагогических наук доцент О. В. Кубасова.

По определению автора, обучение чтению по данной программе предполагает реали­зацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мо-тивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, бегло­сти, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) воспри­ятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональ­ный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собст­венного отношения к тому, что написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизация, словесного рисования, творче­ского пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации лите­ратурных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на это базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором
средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Реализовывать данные задачи учителю помогает специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекоменда­ций.

Как мы видим, рассматриваемая программа включает обязательное творчество детей, как необходимый компонент обучения чтению. Усвоение творческой интерпретации худо­жественного текста является обязательным в данной программе по чтению.

Рассмотрим предлагаемый учебный материал по чтению во 2 классе с точки зрения возможности эстетического воспитания.

Проанализируем представленный в учебниках О. В. Кубасовой учебный материал. Учебник для второго класса носит название «Любимые страницы». Он состоит он из двух частей. Как указывает автор в аннотации к учебнику, «представленные в учебнике про­изведения помогут сформировать у детей литературный вкус и расширить их читательский кругозор. Система упражнений, вопросов и заданий к текстам обеспечит получение учащи­мися определённых образовательным стандартом читательских знаний, умений и навыков, разовьет их творческие наклонности. Центральное место в книге для второклассников зани­мает формирование всех компонентов чтения: осознанности, правильности, беглости и выра­зительности».

Обратимся к учебникам. Первое, на что хочется обратить внимание - это красочное оформление учебников с яркими иллюстрациями. В первой части, которая носит название «Учимся читать», выделяются четыре части:

1) «Читая - думаем»;

2) «Читаем правильно»;

3) «Читаем быстро»;

4) «Читаем выразительно».

Во второй части («Учимся работать с текстом») выделяются три части:

1) «Автор и его герои»;

2) «Слова, слова, слова»;
3) «План и пересказ».

Третья часть - «В мире книг» - знакомит учащихся с произведениями известных дет­ских авторов, таких, например, как К. Д. Ушинский (Два плуга), Л. Н. Толстой (Филиппок), В. Авдеенко (Маленькая Баба- Яга) и др.

Откроем часть первую учебника. Первое произведение, которое предстаёт перед чи­тателем, - стихотворение М. Бородицкой «Первое сентября». Это вводное произведение, ко­торое, на наш взгляд, служит для своеобразного настроя детей на начало учебного года. Да­лее учащиеся могут прочитать пословицы, посвященные учебе, такие как: «Смолоду учиться - навек пригодится», «Учение - путь к умению», «Чтение - вот лучшее учение» и др. Это, опять же, произведения настраивающего характера, как и стихотворение Б. Берестова «Читалочка». Вопросы к стихотворению направлены на то, чтобы ребёнок вспомнил полученные в первом классе навыки выразительного чтения.

Раздел «Читая - думаем» начинается со знакомства с новыми словами по теме «Оте­чество». Эта работа готовит учащихся к восприятию текста К. Ушинского «Наше Отечест­во». Работа с данным произведением, по нашему мнению, даёт большие возможности для патриотического воспитания. А вот следующее произведение - стихотворение В. Орлова «Родное» - даёт учителю возможность использовать его и в эстетическом воспитании на уро­ке чтения. Здесь возможно применить такой приём, как иллюстрирование стихотворения, что способствует развитию воображения. Следующие два произведения - Л. Ладонщикова «Скворец на чужбине» и П. Воронько «Лучше нет родного края» - содержат в себе возмож­ность использования в целях эстетического воспитания: возможность сравнения двух произ­ведений, иллюстрирование их. Стихотворение П. Воронько содержит несколько фраз, кото­рые можно читать по ролям и даже драматизировать, что несёт в себе элемент эстетического воспитания.

Стихотворение О. Дриза «Загадка» содержит в себе несколько приёмов эстетическо­го воспитания: можно предложит детям чтение по ролям (что под силу второклассникам на данном этапе, так как стихотворение небольшое), также само задание к стихотворению со­держит элемент эстетического воспитания - предлагается представить и нарисовать иллюст­рацию к данному стихотворению.