Смекни!
smekni.com

Невозвращение валюты: признаки совершения преступления и их оценка (стр. 1 из 3)

Одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства является формирование государственных валютных резервов. Проблемы пополнения валютных резервов и установления надлежащих механизмов функционирования отношений в сфере внешнеэкономической деятельности характерны сегодня для многих цивилизованных стран. И наше государство не является исключением.

Ужесточение валютного контроля со стороны государства за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности напрямую связано с укреплением курса рубля, понижением уровня инфляции, стабилизацией экономических отношений в государстве. В связи с этим становится понятной воля законодателя, установившего уголовную ответственность за невозвращение валюты из-за пределов Республики Беларусь в особо крупных размерах. Ведь государство, обязывая возвратить валюту, а в последующем продать ее на внутреннем рынке, главным образом преследует цель формирования валютного фонда Республики Беларусь, осуществления контроля за состоянием валютного рынка, количеством иностранной валюты на нем, предотвращением получения валютных займов и т.д. Исполнению этой задачи и должна способствовать ст. 225 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Однако со вступлением в силу нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях диспозиция ст. 225 УК существенным образом изменится.

Планируются следующие нововведения.

"12. В статье 225:

из названия и примечания к статье слово "иностранной" исключить;

в абзаце первом:

· после слова "границы" дополнить абзац словами "индивидуальным предпринимателем или";

· слово "иностранной" исключить".

Уголовная ответственность будет предусмотрена за невозвращение из-за границы валюты, то есть преступными будут являться действия, связанные с "невозвращением из-за границы индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица валюты в особо крупном размере, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь".

Как видно, предметом преступления, установленного ст. 225 УК, будет являться не только иностранная валюта, но и валюта Республики Беларусь, а субъектом преступления, наряду с должностным лицом юридического лица, - индивидуальный предприниматель.

Предметом преступления в соответствии со ст. 225 УК является исключительно валюта.

Согласно ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь валюта Республики Беларусь - это денежные средства, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на всей территории Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранная валюта - это:

1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

2) средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.

Руководители одного из государственных предприятий, О. и М., в 2003 г. обвинялись в невозвращении в установленные законодательством сроки 2 млн долл. США из-за границы, полученные в результате экспорта нефтепродуктов. Как было установлено, валютные средства использовались долгое время О. и М. за рубежом по нецелевому назначению и в предельные сроки не были перечислены на белорусские счета.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 225 УК, могут являться только те валютные средства, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежат обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки.

Нередко таковыми могут являться кредиты, ценные бумаги в иностранной валюте, платежные документы, фондовые ценности и другие долговые обязательства. Поэтому некоторые юристы полагают, что индивидуальный предприниматель или должностное лицо юридического лица обязаны обеспечить поступление в республику валюты независимо от того, в какой форме зафиксированы права на эту валюту: наличные или безналичные денежные средства, чеки, аккредитивы, средства, поступившие в качестве дара, пожертвования и т.д. 1

Однако может возникнуть резонный вопрос: должно ли распространяться требование обязательного перечисления валюты в результате совершения неторговых операций?

Чтобы дать на него ответ, необходимо учитывать следующее. Статья 225 УК в первую очередь подлежит применению, когда у уполномоченного лица:

1) возникает обязанность возвратить валюту в Республику Беларусь;

2) есть возможность осуществить такого рода обязанность.

Обязанность белорусских субъектов внешнеэкономической деятельности, являющихся резидентами Республики Беларусь, зачислять в установленный законодательством срок на их счета в уполномоченных банках республики средства в иностранной и белорусской валюте предусмотрена различными законодательными актами (Указом Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций", Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты", Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.) и характеризуется следующим:

Таким образом, объективно данное преступление выражается:

1) в невозвращении из-за границы валютной выручки, поступившей от экспорта товаров, работ и услуг в распоряжение резидента;

2) в невозвращении в законодательно установленных случаях валютных средств, переведенных за границу на счета иностранных контрагентов при импорте товаров, работ и услуг;

3) в невыполнении обязанности по перечислению валюты со счетов организаций, открытых с разрешения Национального банка Республики Беларусь, на счета в белорусские уполномоченные банки;

4) в неисполнении обязанности по перечислению иных поступлений на счет в уполномоченном банке. 2

Действующее законодательство в основном связывает невозвращение валюты с осуществлением внешнеторговой деятельности и приобретением валютной выручки.

Было бы нелогично привлекать к уголовной ответственности лиц, невозвращающих валюту в результате совершения операций неторгового характера.

Также полагаем, что в случае осуществления внешнеэкономических операций, которые не предусматривают оплату в денежной форме (например, бартер), нет оснований признавать предметом данного преступления невозвращение товаров либо ценностей, которые должен был получить в соответствии с заключенным контрактом резидент, так как диспозицией ст. 225 УК охватывается только валюта, а не какие-либо товарно-материальные ценности.

Ответственность индивидуального предпринимателя и должностного лица предприятия будет иметь место только при реальной возможности исполнения установленной обязанности по переводу валюты в уполномоченный банк. Такая возможность будет отсутствовать в случае, например, банкротства контрагента или банка; выбытия товара из владения белорусской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства; уничтожения поставляемого товара вследствие аварии или действия непреодолимой силы и т.д. Таким образом, если обозначенной возможности у индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица не было либо если возможность была и лицо воспользовалось ею, однако по независящим от него причинам валюта так и не была перечислена на счета в уполномоченном банке, то руководитель организации (должностное лицо) или индивидуальный предприниматель не могут нести уголовную ответственность за невозвращение валюты.

Если субъект, указанный в ст. 225 УК, заключает экспортную сделку, заранее зная, что валюта не будет возвращена и что он не будет иметь возможности распорядиться ею, то состав преступления будет иметь место.

Такого же рода подход применим к ситуациям, когда, например, лицо своевременно предъявляет банку платежное поручение о переводе иностранной валюты в республику, однако на счете валютные средства отсутствуют ввиду их нецелевого использования. Перевод валюты в отделения уполномоченных банков за границей не может рассматриваться как надлежащее выполнение обязанности по ее переводу, так как согласно ст. 225 УК валюту необходимо перечислить именно из-за границы.

Судебно-следственной практике известно множество различных способов невозвращения валюты из-за рубежа:

- валюта за поставленную продукцию зачисляется на специальные счета (номерные, закрытые) банков в странах с жесткой системой сохранения банковской тайны;

- часть валютной выручки зачисляется на закрытые банковские счета в зарубежных банковских учреждениях, а остальная часть валюты, без возвращения ее в республику, используется для закупки товаров и ввоза их в страну;

- намеренно занижаются цены на экспортируемую продукцию или сырье с последующей доплатой покупателем при получении товара и переводом разницы на счет отправителя в зарубежном банке;

- перевод валюты за рубеж в качестве предоплаты за якобы ожидаемую поставку продукции по заключенному контракту (при этом известно, что никаких поставок никто осуществлять не собирается, а переведенные средства будут поделены между участниками такой сделки);

- использование дочерних и оффшорных компаний, принадлежащих одному резиденту, где закупается товар или сырье, которые затем продаются за валюту своей же оффшорной компании по минимальной цене, после чего этот товар перепродается на мировом рынке по реальной цене, а полученная разница остается за рубежом;