Смекни!
smekni.com

Учитель географии Николаева А. С (стр. 2 из 9)

- Леля была старшей дочерью Лады (ее порой называли Леля, Лель). Ее задача и сила в том, что она воспламеняла в людях любовь. Как амур у древних римлян, Леля – вечный крылатый младенец. Только нет у нее стрел, просто из ее рук рассыпаются искры, воспламеняющие сердца. Немало осталось в языке слов, произошедших от ласкового слова Лели. Это и «лялька» - детская колыбель, «лелеять» - бережно к чему-то относиться.

- Полеля. Это улыбающееся божество в венке из цветов шиповника – языческий славянский «вариант» греческого бога Гименея. Само имя Полеля (по-леля) означает «следующий после Лели», ибо вслед за любовью следует брак, супружество. В руке Полели, протянутой к молодым, такой же, как на нем самом, венок из цветов шиповника – намек на то, что ожидают их в дальнейшей супружеской жизни не только цветы, но и шипы. В другой руке – рог, где постоянно пенилось вино, такое же хмельное и игристое, как счастье влюбленных.

- Дид. Создав семью, встретившись с первыми трудностями семейного быта, супруги вспоминали еще об одном сыне Лады. Звали его Дид, и он считался покровителем супружеской жизни. В народной одежде, с венком скромных васильков на голове, с двумя горлинками в руке, он всегда был молод, как должны быть всегда молоды чувства мужа и жены. Ведь он-то знал, что лишь смерть может разорвать их союз, как у этих верных, нежных птиц – горлинок. И пусть с годами утихнет огонь в крови, но должны остаться нежность, взаимное уважение друг к другу.

- Дидилия. Младшенькую дочь Лады, Дидилию, навещали в основном женщины, ибо она была богиней материнства. Женщины, ждущие ребенка, просили ее о благополучном разрешении. Бездетные молили даровать младенца. Многодетные матери хотели, чтобы Дидилия вразумила, как хорошо воспитать детей, уберечь их от болезней.

Как мы видим, образы древнеславянских богов и их деяния неразрывно связаны с жизнью человека, рода, общины. Они природосообразны, поэтому и почитаемы, любимы народом, сохранились в веках.

Дружба, любовь, стремление найти свою пару и заключить брак – все эти чувства и устремления людей находят свое отражение в народных праздниках. Среди них особое место занимает праздник Ярилы-Солнца, древнего бога весеннего плодородия, олицетворяющего собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки землю.

Трогательную и печальную историю любви дочери старика Мороза и прекрасной Весны Снегурочки к пастушку Лелю поведал нам в своей весенней сказке «Снегурочка» драматург А.Островский, а композитор Н.Римский-Корсаков создал на основе этой пьесы чарующую оперу. Печальный конец сказки приурочен к Ярилину дню. Царь Берендей для того, чтобы задобрить бога Ярилу, решил собрать всех девиц-невест и парней-женихов и, как только брызнет солнце, соединить их судьбы.

И тогда пусть сольются

В единый клич навстречу Солнцу

И брачная торжественная песнь…

Царь и помыслить не мог, что жертвой станет Снегурочка, ледяная девушка, растаявшая по лучами весеннего солнца.

А кто не слышал о самом веселом и разгульном старинном празднике «Ночь на Ивана Купалу»? Костры, песни, купания, сбор волшебных трав – было, где разгуляться в этот праздник. В эту ночь девушки пускали по воде веночки из цветов и внимательно смотрели, чтобы они не тонули, ведь в таком случае девушка в этом году не выйдет замуж. Молодежь собирала цветы, искала «чарующую» траву – папоротник. Ведь именно в те мгновенья, когда с треском раскрывается Перунов цвет, из земли выходят клады, загораясь синими огоньками. На таких праздниках молодые люди искали своих суженых.

Издревле на Руси выбор жениха и невесты считался священнодействием, предопределением богов. Поэтому и обращались в любовных заговорах к повелителям небесных и земных стихий: «Встану я при свете месяца ясного, до восхода солнышка красного, в чистом поле на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное небо. Как со ясна неба летит огненная стрела, той стреле помолюсь-покорюсь и спрошу ее:

- Куда полетела, огненная стрела?

- В темные леса, во болота зыбучие, во сырое коренье.

- О, ты, огненная стрела! Воротись, полетай, куда я тебя пошлю. Есть на Руси красна девица Василиса. Полетай в ее ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в сахарные уста, в ясные очи, в черные брови, чтобы она тосковала-горевала весь день - отныне и довеку!».

Брачующиеся назывались суженными, ибо союз (от слова «узы» - они были скованы совместными цепями брака, символом которого были обручальные кольца) их зависел от божьего суда. Но божий суд – это еще и испытание огнем, водой и оружием при сомнительных, спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые стрелы) присутствовали и в брачном обряде.

Молодые, заключавшие любовный союз, должны были трижды обойти на капище вокруг жертвенного огня. Отныне огонь любви должен был гореть в их сердцах. Затем их обливали водой из жертвенного родника, подобно тому, как Отец-небо изливает на Мать Сыру землю свои живородные струи. Особенную роль играли в брачном обряде стрелы. Не зря ведь в сказке «Царевна-лягушка» царь велит своим сыновьям взять по стреле и пустить в разные концы света: где стрела упадет, там и невесту себе найдешь.

Стрелою разделяли девичьи распущенные волосы, прежде чем заплести бабью косу Стрелы водружали в сеннике по углам над головою молодых в первую брачную ночь. На них вешали собольи и куньи меха – как символ богатства.

Отошли в прошлое древнеславянские боги и герои, но остались в фундаменте нашей культуры мифы, легенды, предания. Мы унаследовали мифологические представления в виде слов, обычаев, суеверий, но еще былин, сказок, пословиц. Незримая связь времен делает жизнь современного человека полнее и богаче.

1.2. Христианский взгляд на брак

Принятие христианства как единой религии для Древней Руси стало основой ее укрепления, просвещения и развития. Несмотря на трудности, стало православие опорой власти государственной. С соизволения князей церковь взяла на себя регулирование всех семейных дел и поведения человека в быту.

Устремления святых отцов были благими. Церковь брала под защиту права женщин и детей, не позволяя бить их, мучить и изгонять из дому, пресекала многоженство, умыкание девиц, насильственную выдачу замуж. Постепенно формировалась православная обрядовая система, позволяющая унифицировать все стороны личной жизни, в том числе сочетание браком и свадебные церемонии.

По канонам православной церкви брак есть Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен самим Господом еще в раю. По сотворении Адама и Евы благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28).

Иисус Христос освятил это таинство своим присутствием на браке в Канне Галилейской и подтвердил это божественное установление: «Сотворивший вначале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, а одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

Апостол Павел говорит: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 25).

Церковный брак официально признаётся таинством, совершённым на небесах, направленным на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. Таинство брака не обязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить целомудренную, чистую жизнь, которая по учению Христову выше брачной, и есть один из величайших подвигов.

С приходом христианства принимается византийское брачно-семейное законодательство, представления о браке закрепляются в «Кормчей книге». Эта книга является образцом документа, регламентирующего обрядовую сторону культурной жизни.

В XI веке было введено церковное венчание. Однако языческий обряд не сразу ушёл из жизни «простых» людей. Церковное венчание практиковалось среди высших слоёв общества, остальное же население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитком язычества, с которым церковь пыталась бороться.

Согласно «Кормчей книге», венчанию предшествовало обручение – сговор, во время которого родители невесты и жениха договаривались о заключении брака и размере приданного. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью, а за нарушение обещания вступить в брак устанавливалась неустойка. Одновременно священник, производивший обручение, делал венечную запись, которую было необходимо предъявить при венчании. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как брак. Нарушение верности жениху рассматривалось как прелюбодеяние.

Был установлен возраст для вступления в брак - 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний предел не ограничивался, однако священнику предписывалось отказываться венчать лиц престарелых и имевших «великую разницу в летах». Не разрешались браки с близкими родственниками, между лицами, состоявшими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения, а также с нехристианами. Нельзя также было вступать в брак при наличии другого, не расторгнутого брака. Взаимное согласие было необходимо, но на деле согласия невесты не требовалось. Расторжение брака всё более усложнялось. Основным поводом было прелюбодеяние, неспособность к брачному сожитию, бесплодие жены, постриг в монахини (Петр I постриг свою первую жену Евдокию Лопухину в монахини, несмотря на её сопротивление). Ещё был возможен развод по обоюдному согласию супругов. «Как мы по своей воле сошлись, так по доброй воле разошлись», - свидетельствуют грамоты разных лет.