Смекни!
smekni.com

Учитель географии Николаева А. С (стр. 4 из 9)

2.2. Городская свадьба

Рождение городской свадьбы пришлось на XVIII век – время деятельности Петра I. С восшествием на престол царя-реформатора в России произошли решительные преобразования во всех сферах общественной жизни, в частности, в светском законодательстве и регуляции традиционных праздников. Нельзя забывать, что новшества в праздничной стороне жизни вводились в среду веками устоявшейся, традиционной

С начала XVIII века вопросы, связанные с вступлением в брак, становились предметом всё более пристального внимания государства. Одним из первых самых серьёзных документов явился Указ Петра I о регламентации свадебных отношений «О добровольности венчания, любви как основе брака, имущественных отношений супругов».

Законы Петра распространялись, главным образом, на бояр и не касались духовенства и пашенных крестьян, то есть 80 % населения. Народ продолжал жить по старым традициям.

А свадьба городских сословий регламентировалась следующими правилами.

Решающее значение приобретает добровольность вступления в брак. По Указу Петра, действовавшему, правда, непродолжительное время, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу о том, что не принуждали жениха и невесту к браку.

При Петре I обручение становится расторжимым. Отменяется сговорная подпись и неустойка, то есть за отказ вступить в брак теперь не нужно платить. В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в браки с христианами других конфессий, если те обязались дать подписку, что не будут совращать православного супруга в свою веру и обязуются воспитывать детей в православии.

Интересно, что Указом 1714 года Пётр I пытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя наличия справки о знании арифметики и геометрии. Первая попытка не увенчалась успехом, тем не менее, Указ 1722 года опять предписывал «не женить дураков, которые не в науку, не в службу не годятся». В 1744 году были запрещены браки лиц старше 80 лет. «Брак от Бога установлен, - гласит этот Указ,- для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно».

В 1830 году повышается возраст вступающих в брак до - 18 лет у мужчин и до 16 лет у женщин. Независимо от возраста жениха и невесты для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей. По Указу 1775 года обручение совпадает по времени с венчанием. Заключение брака могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Брак заключался в присутствии жениха и невесты, исключение делались для лиц императорских фамилий, которые венчались с иностранными принцессами.

В 1810 году Синод составил перечень запрещённых степеней родства. Запрещались браки между родственниками, препятствием по-прежнему духовное родство. Развод становился всё более свободным. Процедура развода была всегда очень сложной. Бракоразводный процесс осуществлялся духовными судами, а решение выносилось на основе доказательств и свидетельств. Прелюбодеяние считалось преступлением, за него могли подвергнуть тюремному заключению на срок от 3 до 8 месяцев, а его соучастника - от 2 до 4 месяцев – если он был холост, и от 4-8 месяцев, если он состоял в браке. Невинный супруг мог выбрать наказание – уголовное преследование, сохранение брака или развод.

Жена была обязана носить имя мужа. Исключение могли составлять дворянки, выходившие замуж за не дворян, оставив за собой, таким образом, дворянство и не передавая его мужу.

Ещё со времён Петра I приданное жены рассматривается как её раздельное имущество, которому муж, если и мог пользоваться, то только по её доверенности. Муж должен был содержать семью. Власть мужа, сохраняясь вплоть до 1917 года, всё же уже приобретает в XIX веке более цивилизованные формы. С 1845 года становится невозможным насильственный постриг в монахини, а так же запрещается физическое наказание жены. Всё более регулируются внутренние отношения супругов в браке: «Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять её недостатки и облегчать ей немощи», - гласит статья Законов гражданских. Другая статья так формулирует обязанности жены: «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как

хозяйка дома». И хотя наказание за неисполнение этих правил предусмотрено не было, само их появление (не считая «неограниченного послушания» жены мужу) свидетельствовало о гуманизации института брака.

Свадебная фотография начала XX века

В XIX веке для заключения брака большое значение имело сословная принадлежность молодых, поскольку браки, как правило, заключались между представителями одного сословия.

В.В.Пукирев «Неравный брак»(1862)

Вопрос о социальном неравенстве, о положении русской женщины в обществе затронул русский художник В.В.Пукирев (1832-1890) в своей картине «Неравный брак». С глубоким сочувствием обрисовал художник образ молодой девушки, по воле родителей соединившей свою судьбу со старым, но богатым и важным чиновником. Убедительно показано затаенное горе невесты – ее горькие молчаливые слезы. Поникшая голова, опущенные глаза, рука, медленно протянутая за обручальным кольцом. Остро очерчено сухое и надменное лицо жениха, его чопорная фигура в парадном мундире.

П.А.Федотов «Сватовство майора

(Смотрины в купеческом доме)» (1850-1952)

На картине Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора» (ныне в Третьяковской галерее) изображен житейский эпизод, характерный для городского общества XIX века. Художник подметил в промотавшемся майоре признаки оскудения дворянства, увидел, как «третье» сословие богатеет и постепенно выходит на общественную арену. Жених уже входит в дом своего будущего тестя. Его появление вызвало переполох. Невеста в смущении стремится убежать в соседнюю комнату, но ее грубо одергивает мать. Все остальные пытаются соблюсти приличия и показать себя людьми добропорядочными.

П.А.Федотов «Разборчивая невеста» (1847)

В картине П.А.Федотова «Разборчивая невеста» показан еще один эпизод из жизни провинциальной России XIX века. Когда мы смотрим на картину, ясно представляем себе развитие сюжета. Легко представить, как минуту назад престарелая невеста гадала на картах о своей судьбе; затем вошел жених, положив на пол шляпу-шапокляк и трость, опустился на колени и произнес слова признания и предложения; в соседней комнате родители прислушиваются к тому, что происходит за портьерой, благодаря Бога за надежду, ниспосланную им в лице горбатого жениха.

Девушка, достигнув определённого возраста, начинала «выходить в свет», то есть регулярно посещать устраиваемые в знатных петербургских домах балы, где она имели возможность познакомиться с будущим супругом и показать себя. Потенциальный жених приглашался на чай, совершить прогулку или пойти в театр. Затем наступал черёд родителей, которые, прежде чем породниться, оценивали состоятельность предполагаемого супруга или супруги. Для того чтобы выбирать дочери мужа с соответствующим статусом и доходом, родители невесты приезжали «смотреть дом». Кроме того, проверке подвергались и «дела» вероятного жениха, доходность принадлежащего ему движимого и недвижимого имущества. Если доход казался родителям недостаточным, свадьба могла расстроиться.

В свою очередь, родители мужа так же оценивали статус невесты, который мог определяться не столько по состоянию родителей, сколько по общему приданому родителей, то есть собственного имущества девушки. Как правило, в приданое входили бытовые вещи, в основном постельные принадлежности, столовые приборы, дорогое постельное бельё, изящно расшитое покрывало, кружева, салфетки, которые невеста вышивала собственноручно, - словом, вся утварь, необходимая молодой хозяйке дома.

Но даже если девушка была небогата, приданое ей старались сделать достойное, в ход шли умения и мастерство матери и родственниц невесты. Скромное бельё расшивалось, украшалось лентами, вышивками – мережками. Приданое так же могло быть выдано деньгами.

Полагалось так же совместное проведение времени обоими семействами: родители молодых встречались для чаепития, выходили в театр, совершали прогулки. Когда принималось решение о свадьбе, назначалась дата обручения, родители готовили приглашения на это торжество. По существовавшим тогда традициям от обручения до свадьбы проходило около месяца.

Венчание проходило в церкви и представляло собой красивый обряд, на котором кроме священника присутствовали два свидетеля. Молодые обменивались кольцами, а в церковной книге делалась запись о браке. Такая же запись делалась в свидетельстве о рождении мужа.

К церемонии венчания готовились заранее. В подготовку свадьбы входил выбор свадебного и подвенечного платья для невесты и костюма для жениха. Красивое и богатое платье, верный друг женщины - должно было наилучшим образом подчеркнуть достоинства новобрачной. Для свадьбы предназначался специальный туалет, отличавшийся от «обычного» праздничного ещё большей нарядностью, богатством украшений. Кроме того, в отношении свадебного платья свою роль играли традиции. Иногда платья передавались по наследству, и тогда перед знаменательным событием их приходилось немного адаптировать в соответствии с модой.