полезней!
Утро следующего дня, картина с вставанием повторяется, мы лежим с Биатрич до последней минуты, потом подскакиваем, другим словом это назвать невозможно, быстро душ, быстро собираем чемодан, бегом завтракать и в автобус. Наши тела с полупроснувшимся сознанием опять везут в неизвестном мне направлении. На самом деле направление идеи простое.. Нас везут в индийскую деревню, чтобы мы там стоили дамбу. По уже сложившейся традиции, нас уже поджидали - ожидали. Шатер с росписью по ткани, половики, полосатые стулья по кругу. Опять точки на лбу и рисинки, подарки, мужчинам - тюрбан, женщинам - шарф.
Речи и прочие вводные и приступаем.. К строительству дамбы. Значит так, будущая дамбы перекроет русло реки, тем самым увеличит количество воды в данной деревне и увеличивт количество урожая на полях. Правда никто не спрашивал насколько уменьшится количество урожая вниз по течению и как это повлияет на экологию . Воды в этой реке на момент нашего появления не было ни капли. Это, однако, облегчало нашу работу.
Нам выдали перчатки и те самые круги на голову, так как кучи песка и мешки с цементом находились почему то в стороне, да еще и на горе.. Девушки и женщины (кому ж еще) в национальных одеждах с браслетами и кольцами на ногах и руках, босые или в сланцах, на той самой горе и теми самыми тяпками смешивали песок с цементом и наваливали в железные тазы. Мы же, бравые ротарианцы и иже ротарианки, брали наполненные тазы, ставили каждый на свою голову и несли к будущей дамбе, там нас поджидали, мужчины, которые выкладывали большие камни в так называемую стену. Способ строительства напоминает строительство каменных заборов у нас на «зиме». Тупо набрал этой смеси, тупо отнес. Многие из нас стартовали с очень живинького темпа. Я же поняла, что работа тяжелая, носила эту массалу (так называли ее местные) очень медленно и внимательно смотрела под ноги, совсем не хотелось сорвать спину или сломать ногу в этом богом забытом месте. Медленно, но регулярно. При этом я шутила, всем улыбалась. Говорила спасибо. Иногда пела песни. В общем поднимала людям настроение, так как так работать веселей. При этом присматривалась к людям, в том числе и к и местным.
Некоторые моменты просто удивляли. Например, организация труда. Было много надсмотрщиков, которые просто стояли и махали руками - ты иди туда, ты делай то. Я насчитала таких шесть человек. Это были мужчины, одетые тоже в национальные одежды, штаны, платье и шарф, все светлых тонов. Белое или бежевое. А на горе стоял или сидел старые дядька в очень белых одеждах и иногда орал на самих надсмотрщиков.. Я назвала его большим босом. Затем очень удивило, что много здоровых парней и девчонок не работали, а стояли поодаль и наблюдали, как работаем мы. При этом требовали нашего внимания, просили сфотографировать, становились на пути. Я не понимала, и сейчас до конца не понимаю, почему я, взрослая не глупая в принципе женщина ношу эту кашу на голове, а большая часть местных жителей просто тупо стоят и смотрят, не помогают. При этом умудряются исподтишка показать то фак, то потрогать меня. В общем, вели, себя как обезьянки. Те же местные мужики, которые работали, вели себя еще отвратительней и наглей. Например, когда я приносила масалу, оный такой показывал мне, мол, лей сюда и неси еще, но «лить сюда» было не так то просто, потому что чтобы мне снять этот таз с головы, нужно предпринять дополнительные усилия. Кроме того, если я сама снимала таз, у меня всегда падала с головы эта дурацкая баранка, и, по закону бутерброда, обязательно в соседнюю лужу. Сами понимаете, что я при всем при этом чувствовала... И выручила русско-женская смекалка, то есть я использовала старый проверенный метод втупливания, я подходила, останавливалась и ждала. Я могла стоять рядом с дядечкой индо-сообразительным 5-10 минут с тазом на голове, это не так уж и сложно. И тогда он вставал, снимал таз с моей головы, освобождал и отдавал мне в руки Я при всем этом еще и мило улыбалась и говорила спасибо, что прям бесило моих индийских партнеров. Они, видать не понимали на кого нарвались. Итак, после дрессировки с утра до обеда, они без сопротивления проделывали процедуру как надо мне и даже уже начинали улыбаться. Понятно, что отношение у них к женщине как к неравному классу. Но со мной это не пройдет.
Вообще, в этой, их «организации труда» было все как в анекдоте - квадратное катаем, круглое носим. Зачем было мешать эту мешанину-массалу на горе, когда можно это сделать у подножья дамбы. И зачем высыпать камни за сто метров от дамбы с трактора, если можно подъехать непосредственно к оной. В этом наверно и заключалась миссия ротарианца - при всем понимании, сделать вид, что ты радостно делаешь благое дело, этакое своеобразное очищение трудом, в Индии. А после завершения строительства дамбы на нее взгромоздят большую мемориальную доску с нашими именами. Многих из ротарианцев это очень впечатлило. А трогает ли это меня? Моя фамилия на мемориальной доске на дамбе в глухой деревне, в далекой Индии... Наверно, для рассказов внукам на тему, какая у них героическая бабушка, эта инфо и прокатит. Ну, а по правде, меня не распирало от этого факта, как распирало многих из нашей группы»
Ротарианцы указали, что они очень удовлетворены опытом добровольцев по нескольким позициям:
- Именно по вопросу о важности лично для себя данной добровольческой работы
-Они считают эту работу необходимой и ценной для жителей Индии, и они пришли выполнять миссию «старшего брата»
-Это имеет смысл на Земле, интересное общение как внутри группы, так и с просто индийским народом, это познание другой культуры и размывание границ между странами. Мне конечно ближе всего третья позиция.
Как вы уже поняли из выше написанного, волонтерский опыт может иметь как положительный, так и отрицательный характер.
Для развития волонтерства в России по Ротари линии я вижу стратегию из двух основных моментов. Первое этим должны заниматься очень качественные лидеры, умеющие хорошо анализировать ситуацию, с даром убеждения и преданностью Ротари идеологии, второе должна методика развития волонтерства в России, или некий план -алгоритм по которому лидеры на местах смогут работать, отталкиваясь от данного документа хотя бы на первом этапе.
Что касается качественных людей, как говориться, не мне их подбирать, а что касается стратегии, то на сегодняшний момент времени я вижу ее такой: МЕТОДИКА РОТАРИ В ВОЛОНТЕРСТВЕ:
1. Эффективно отслеживать нужды
- это трудоёмкая задача, требующая больших временных затрат от лидеров и ротарианцев.
2. Определять приоритеты для этих нужд
- задача не легче первой. Ежедневно мы получаем запросы от родителей больных детей, от врачей, заказы на мед. оборудование, помощь в работе с детьми сиротами, выездные мероприятия с инвалидами-колясочниками и т.д. Определить наиболее важное направление расходования человеческих волонтерских трудоресурсов - важнейшая задача. Неправильно расставленные приоритеты снижают эффективность работы и подрывают доверие к Ротари.
3. Выяснять причину проблемы, а не следствие
Перед принятием решения мы должны понять суть проблемы. К примеру, нет смысла заменять действия государственных органов. Нет смысла закупать стоматологическое кресло за 100000 руб., если не будет врача, способного лечить на этом кресле и т.д.
4. Эффективное привлечение пожертвований (фандрайзинг)
- фандрайзинг является следующим необходимым компонентом для выполнения ротарианского волонтерства. Определившись на конкретном проекте мы должны четко понимать финансовые затраты и прозрачно расписать их для ознакомления самих волонтеров, что бы люди понимали что по мимо физических затрат, существуют и финансовые и определится как будут аккумулироваться эти средства, за счет волонтеров участвующих в данном проекте или за счет привлечения пожертвований, иначе выполненная в пунктах 1 и 2, окажется практически бессмысленной. Эффективный фандрайзинг - целая наука. В развитых странах специалистов по фандрайзингу готовят в университетах, издаются сотни книг на эту тему. Поэтому, что в первом, что во втором случае при работе с деньгами необходимо вести четкий отчет по ним.
5. Лоббирование интересов Ротари в органах власти
Эффективная работа с властью может направить немалые бюджетные средства в помощь к проектам Ротари, может быть на первых этапах лоббировать совместные проекты Ротри, власть, бизнес. В противном случае, эти средства нам придётся собирать по крупицам всем миром.
Естественно, что работа с властью - это сложнейший процесс, требующих больших временных затрат. И желательно, чтобы координировал это направление ротарианец из той же власти.
6. СМИ - описание ротарианских волонтерских проектов.
Нужно уметь говорить о хороших делах. Не нужно скромничать, нужно кричать, как говориться на каждом углу, о том как, кому, на чьи средства, зачем, кто делает доброе дело. Пусть это будет одна строчка, короткая фраза в местных новостях, даже если каждый ротарианец расскажет своим друзьям и коллегам о добрых делах Ротари, это уже эффективный пиар организации, а учитывая, что большинство городов в России не большие, и реклама по принципу «сарафанное радио»действует максимально эффективно, то о нас заговорят. Но нужно учесть что плохие отзывы разлетаются еще быстрей, чем хорошие. Именно поэтому, нужно ставить у руля таких дел думающих и ответственных людей.
7. Эффективный менеджмент при закупках для проектов.
Одной из задач - экономить каждую копейку на проекте. Именно поэтому должны потратить немало усилий на поиск оборудования по оптимальному соотношению цена/качество. Избегаем услуг посредников, закупаем по оптовым ценным, выбираем наиболее выгодный курс и т.д. Конечно, подобная работа требует дополнительных временных затрат организаторов проекта, но они с лихвой окупаются сэкономленными средствами.