Смекни!
smekni.com

Учения о Пути великого совершенства, переданные на Западе Его Святейшеством Далай-Ламой (стр. 10 из 42)

Несмотря на мои объяснения, у вас могут оставаться различные сомнения. Но сейчас не нужно ни размышлять, ни думать, то есть не идти на поводу у обычного сознания. Не думайте: «Это то, а это не то, это подобно тому, а то этому». Ваш ум не должен замутняться никакими видами цепляния. Пусть он остается просто ясным, просто осознающим. Посмотрите, сможете ли вы оставаться с непоколебимой устойчивостью в естественном состоянии ригпа — по своей сути пустотном, просто ясном, просто осознающем, изначально чистом.

Эма!

Все явления без исключения

Совершенны в непрерывном потоке самовозникшего ригпа.

Это путь сердечной сущности, где знание одного освобождает все,

Путь, объединяющий в себе тантры, комментарии и сущностные наставления.

Трехчленная мудрость — переживание чистоты.

Четыре видения — вот превосходный путь.

В одновременном постижении и освобождении обретается природа будды.

Так смотри без отвлечения прямо в сущность ригпа.

А А А

Особые наставления премудрого и славного царя

Прежде всего, я бы хотел отметить очень важный момент В буддизме теория и практика неотделимы друг от друга и, в отличие от некоторых небуддийских традиций, в нем нет таких учений, которые ограничиваются лишь философскими понятиями. В то же время, некоторые буддийские учения могут отличаться друг от друга расстановкой акцентов. Есть такие наставления, в которых подробно объясняются стадии практики, а есть и другие учения, в которых детально разбираются основные философские понятия. Обратимся к трудам великих мастеров Индии. Ученый Нагарджуна в своих Шести Собраниях рассуждений, уделял первостепенное значение именно убедительным доводам. Шантидева в работе Вступление на путь бодхисаттв (Бодхичаръяаватара) освещал более практические моменты, хотя девятая глава этого трактата, в которой говорится о мудрости, адресована тем, кто не способен прямо войти в переживание истинного воззрения, поскольку для этого необходимо предварительно подготовить свой ум при помощи интеллектуальных рассуждений. Нагарджуна в своем Хвалебном собрании объясняет немного по-другому. Подобные восхваления также относятся к циклу третьего поворота колеса Учения, таким, как Восхваляя Дхармадхату, Высшая тантра Махаяны, один из пяти трактатов Майтрейи, комментарии на сутры татхагатагарбха из этого цикла.

Следует упомянуть также песни переживания маха-сиддхов, доха, которые в некотором смысле являются наставлениями по практикам Ануттарайоги, высшего уровня Ваджраяны. Эти песни рождались спонтанно, как непосредственное выражение прямого переживания, в них нет пространных философских рассуждений, они отличаются простотой слога и точностью выражения сути. Итак, некоторые трактаты великих мастеров четырех школ тибетского буддизма — Сакья, Ньингма, Кагью и Гелуг — делают акцент на теоретической основе, другие уделяют больше внимания выражению глубоких переживаний личного непосредственного опыта практикующего. К этим последним и относится текст Дза Патрула Ринпоче Три наставления, проникающие в суть.

Патрул Ринпоче был великолепно образованным мастером и непревзойденным бодхисаттвой, но при этом отличался исключительной скромностью. Однажды возле дома, где жил Ринпоче, собралась шумная толпа учеников, ожидавших наставника. Но Дза Патрул в тот момент нуждался в тишине и спокойствии, поэтому он незаметно ускользнул от них в соседнюю долину, где нанялся слугой в один из деревенских домов. В его обязанности входили все виды работ по дому, в том числе по утрам он выносил ночной горшок пожилой хозяйки. Тем временем исчезновение Ринпоче было обнаружено, и неутомимые ученики стали прочесывать соседние деревни. Наконец они добрались до того самого дома, где служил Дза Патрул. «Не видали Патрула Ринпоче?» — спросил хозяйку дома один из учеников. «Здесь никаких лам нет, — пожала плечами женщина. — В доме кроме моей семьи живет только старик в потертой одежде, я недавно наняла его слугой». Ученикам потребовалось совсем немного времени, чтобы узнать правду. Когда хозяйка дома поняла, какой великий мастер ей прислуживал, в стыде и смятении она рухнула перед ним на колени и разрыдалась. Эту историю мне рассказал Кхуну Лама Тендзин Гьялцен, вместе с которым мы изучали Бодхичарьяаватару.

Теперь я прочитаю коренной текст:

Здесь содержатся Особые наставления премудрого и славного царя вместе с комментариями.

Хвала Учителю!

Воззрение - Лонгчен Рабджампа, обширное безграничное пространство.

Медитация - Кхенце Одзер, лучи мудрости и любви.

Действие - Гьялве Ньюгу, деяния бодхисаттв.

Всякий, кто практикует подобным образом,

С легкостью обретет просветление в этой жизни,

А если и нет, то будет счастлив. Как чудесно!

Что касается воззрения, Лонгчен Рабджампы,

Есть три наставления, проникающие в самую суть практики.

Во-первых, расслабься и успокой свой ум,

Без мыслей, не концентрируясь и не пытаясь их разогнать.

Пребывая в покое этого простого состояния,

Внезапно выкрикни «Пхат!», слог, разбивающий ум вдребезги,

Сильно и резко. О чудо!

Не осталось ничего. Ум поражен, прикован к месту изумлением,

Но тем не менее все прозрачно и ясно.

Свежее, чистое и внезапное, а потому неописуемое состояние:

Распознай его как чистое Осознание дхармакайи.

Это первое сущностное наставление — о прямом знакомстве лицом к лицу с состоянием ригпа.

Итак, в тексте объясняются такие понятия, как воззрение, медитация и действие. На самом деле воззрение пронизывает все три слова, или наставления, и первое из них — это «прямое знакомство лицом к лицу с состоянием риг-па». В данном контексте, как я уже говорил, воззрение есть способ обретения убежденности, избавления от сомнений.

Отныне, находишься ли ты в покое или в движении,

Приходят ли гнев или вожделение, счастье или печаль,

Во всякое время, в любых обстоятельствах

Узнавай эту уже познанную тобой дхармакайю,

И два ясных света, уже знающие друг друга мать и сын, воссоединятся.

Покойся в этом состоянии неописуемого Осознания.

Покой и блаженство, ясность и поток мыслей — отсекай их снова и снова

Внезапным ударом слога искусных средств и мудрости.

Без различения между медитацией и состояниями после нее,

Без разделения времени на медитативные сессии и перерывы,

Оставайся всегда в этой нераздельности.

Однако пока не достиг устойчивости,

Важно медитировать в стороне от дел и отвлечений,

Разделив практику на медитационные сессии.

В любое время, в любой ситуации,

Пребывай в потоке дхармакайи.

Реши с абсолютной уверенностью, что превыше этого нет ничего.

Вот второе сущностное наставление: «Прими решение пребывать в этом едином состоянии и только в нем».

Если тем временем возникнут радость или печаль, привязанность или отвращение, —

Любые рассудочные мысли, чередой идущие одна за другой;

Будучи узнанными, они не оставят следа.

Распознавай дхармакайю, в которой они все освобождаются.

Подобно тому, как исчезают письмена на воде,

Процесс возникновения и освобождения становится естественным и непрерывным.

Тогда все, что бы ни появилось, станет пищей для пустотности обнаженного ригпа,

А все движения ума — внутренней энергией Царя дхармакайи.

Они изначально чисты и не оставляют следов. О радость!

Все продолжает появляться так же, как и прежде Разница в способе освобождения, вот в чем суть!

Без этого понимания медитация становится путем умножения иллюзий,

А с этим знанием, даже без медитации, пребываешь в дхармакайе.

Вот третье сущностное наставление: «С прямой уверенностью пребывай в состоянии освобождения от появляющихся мыслей».

Далее следует колофон:

Истинное воззрение объединяет в себе эти три сущностных наставления,

А медитация, которая есть союз любви и мудрости,

Сопровождается действием, свойственным бодхисаттвам.

Даже если все будды трех времен соберутся вместе,

Они не смогут дать учения, превыше чем это.

Далее следуют строки, рассказывающие об истории возникновения этого текста:

Эта драгоценность, сокровенная сила ригпа,

Принесенная из глубин запредельного озарения

Открывателем сокровищ [тертоном] дхармакайи,

Не похожа на богатства и клады земли.

Здесь содержится последний завет Гараба Дорже,

Самая суть мудрости трех передач Учения.

Я вверяю ее своим сердечным ученикам, запечатав печатью тайны.

Они глубоки, эти слова, идущие из моего сердца.

В этих сердечных наставлениях ключ ко всему знанию.

Не теряйте его.

Таковы Особые наставления премудрого и славного царя.

Теперь вернемся к началу и обратимся к комментариям на коренной текст.

Хвала несравненному владыке сострадания, моему коренному Учителю, наделенному великой добротой.

Здесь я объясню, как принять в свое сердце и практиковать истинные воззрение, медитацию и действие. Во-первых, поскольку коренной Учитель полностью воплощает в себе Будду, Дхарму и Сан-гху, тот, кто искренне его почитает, в действительности преклоняется перед всеми объектами прибежища. И потому: «Хвала Учителю!»

Я уже говорил вам, что в традиции Ваджраяны связь с коренным учителем считается главным моментом практики. Особенно это касается учения Дзогчен, поскольку преданность мастеру играет решающую роль для ученика, получившего от него прямое введение в знание своей изначальной природы — состояние саморожденного ригпа — и продолжающего тренироваться пребывать в этом состоянии. Именно поэтому коренной текст начинается со слов: «Хвала Мастеру!», а в комментариях говорится, что почитая своего Мастера, оказываешь почтение всем объектами Прибежища.