Далай-лама XIV
О ДЗОГЧЕНЕ
Учения о Пути великого совершенства, переданные на Западе Его Святейшеством Далай-Ламой
Английский перевод Геше Тубтена Джинпы и Ричарда Баррона (Чоки Ньимы) Цасум Линг & Институт Общегуманитарных Исследований
МОСКВА
2002
Содержание:
Предисловие Согьяла Ринпоче...................................................................................................................... 2
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................ 3
Часть первая. Основа, путь и плод (Париж, 1982 г.)................................................................................. 5
Предисловие................................................................................................................................................... 5
Пятый Далай-Лама......................................................................................................................................... 5
Его Святейшество Далай-Лама. Чистое видение........................................................................................ 7
Смысл посвящения......................................................................................................................................... 7
Основа, путь и плод учения Дзогчен........................................................................................................... 8
Роль компетентного мастера......................................................................................................................... 9
Часть вторая. Три наставления, проникающие в суть (Шотландия, 1984 г.)................................... 10
Предисловие................................................................................................................................................. 10
Три наставления, проникающие в суть...................................................................................................... 11
Его святейшество Далай-Лама. Введение................................................................................................. 12
Особые характеристики дзогчена............................................................................................................... 12
Освобождение через контакт...................................................................................................................... 14
Коренной текст посвящения и комментарии............................................................................................ 14
Особые наставления премудрого и славного царя................................................................................... 15
1. О прямом введении в собственное состояние ригпа....................................................................... 18
2. О прямой решимости относительно этого состояния...................................................................... 20
3. О прямой уверенности в освобождении возникающих мыслей..................................................... 23
4. Колофон................................................................................................................................................. 25
Часть третья. Дзогчен и учение Будды (Финляндия, 1988 г.)............................................................... 26
Предисловие................................................................................................................................................. 26
Его Святейшество Далай-Лама. Четыре истины, четыре печати и дзогчен.......................................... 27
Четыре благородные истины...................................................................................................................... 27
Природа всех омрачений — страдание...................................................................................................... 29
Все явления лишены самобытия................................................................................................................. 29
Нирвана — истинный покой...................................................................................................................... 30
Истинный враг............................................................................................................................................. 30
Основа и практика дзогчен......................................................................................................................... 31
Часть четвертая. Вершина всех колесниц (США, 1989 г.)..................................................................... 32
Предисловие................................................................................................................................................. 32
Учение дзогчен в Сан-Хосе......................................................................................................................... 32
Его Святейшество Далай-Лама. Чистая мотивация.................................................................................. 34
Традиционный подход................................................................................................................................. 35
1. Первичность ума.................................................................................................................................. 35
Достоверное познание............................................................................................................................. 36
Различные классы феноменов................................................................................................................. 37
Ум............................................................................................................................................................... 37
Страдание и его прекращение................................................................................................................ 38
Взаимозависимое происхождение.......................................................................................................... 39
2. «В уме нет самого ума»........................................................................................................................... 40
Абсолютная и относительная истины.................................................................................................... 40
Понимание пустоты................................................................................................................................. 41
Искусные средства бодхичитты............................................................................................................. 43
Как развивать бодхичитту....................................................................................................................... 43
Принятие обета Бодхисаттвы.................................................................................................................. 44
Союз метода и мудрости.......................................................................................................................... 45
Высшая Йога-Тантра................................................................................................................................ 45
3. Вопросы И Ответы................................................................................................................................... 46
4.«Природа ума — это ясный свет»........................................................................................................... 49
Ясный свет в системе высшей Йога-Тантры......................................................................................... 50
Уникальность учения дзогчен................................................................................................................. 51
Сущностное и лучезарное ригпа............................................................................................................ 54
Три способа освобождения...................................................................................................................... 55
Значение аналитической медитации...................................................................................................... 57
Два способа введения в ригпа................................................................................................................ 57
Заключение...................................................................................................................................................... 59
ПОСЛЕСЛОВИЕ (Учение, которое дал Ньёшул Кхенпо Джамьянг Дордже 8 октября 1989 года в Сан-Хосе).......................................................................................................................................................... 60
ДАР МИРУ.................................................................................................................................................... 60
Приложение..................................................................................................................................................... 63
Сострадание — Сердце Просветления (Санта-круз, 1989 г.).................................................................. 63
Его Святейшество Далай-лама, глава тибетского буддизма — выдающийся буддийский мастер. Он стал светочем на нелегком пути своего народа, вот уже более 50-ти лет ведущего борьбу за свободу Тибета, а также для множества людей по всему миру, являясь исполненным сострадания миротворческим деятелем, несущим вдохновение и утешение всем нациям и народам мира. Его успехи и достижения обширны, но одним из самых выдающихся остается его вклад в депо сохранения традиции тибетского буддизма. Трудно представить себе ход исторических событий, если бы с нами не было этой замечательной личности, обладающей выдающейся смелостью, терпением и широчайшим видением — качествами, позволившими ему защитить и сохранить целостность тибетской культуры в эту трудную для человечества эпоху.
Далай-лама взял на себя еще одну, не менее важную, ответственность за распространение учений тибетского буддизма на Западе. Он читает лекции и проводит семинары, а его книги издаются и переводятся на разные языки мира. Его Святейшество Далай-лама изучал и практиковал учения, принадлежащие всем четырем школам тибетского буддизма. Он является авторитетным мастером и знатоком философских воззрений различных традиций. Во время своих путешествий по странам Запада Его Святейшество четыре раза давал наставления по Дзогчену, драгоценному учению, сердечной сущности древней школы Ньингма тибетского буддизма. Эти учения собраны в настоящей книге. Получить такие глубокие наставления от самого Далай-ламы, на мой взгляд, — большая удача и редкое событие. Для дарования передачи во время учения о пути Великого Совершенства Его Святейшество избрал посвящение Гуру Падмасамбхавы из цикла терма, принадлежащих откровениям «чистого видения» великого Пятого Далай-ламы, и я убежден, что это не только высшее благословение, но и исполненное глубочайшего смысла событие. Впервые это посвящение Далай-лама даровал на Западе, находясь в Париже в 1982 году. Тогда он выразил свое глубокое удовлетворение по поводу успешного его проведения. В следующий раз это посвящение было даровано им в 1989 году во время двухдневного семинара по учению Дзогчен в Сан-Хосе. Тогда это учение по времени совпало с важным историческим событием нашей эпохи: Его Святейшество стал лауреатом Нобелевской премии Мира.
Глубина знаний и высочайшая образованность придают его объяснениям Дзогчена уникальный и неповторимый оттенок. И, конечно же, его подход отличается всеохватывающим видением перспективы всех мировых религий, а не только буддизма. Каждый раз, когда я думаю о Его Святейшестве, мне вспоминается мой наставник Джамьян Кхенце Чоки Лодро, чья жизнь была прожита в духе риме, внесектарного движения, которое с великой любовью и заботой взращивалось его предшественником Джамьяном Кхенце Вангпо и другими учителямиXIX столетия. Мне навсегда запомнился тот день, когда я вместе с учителем впервые оказался на аудиенции у Далай-ламы. Это было в 1955 году, когда Джамьян Кхенце принял решение покинуть монастырь в Дзонгсаре, провинция Кхам, поскольку ситуация в Восточном Тибете резко обострилась. Мы оседлали лошадей и отправились в сторону Центрального Тибета. Мы ехали не торопясь, стараясь не пропустить ни одного священного буддийского места. Когда мы прибыли в Лхасу, моего учителя сразу же пригласили к Его Святейшеству. Я никогда не забуду охватившее меня трепетное волнение, когда мой учитель сказал, что мы пойдем к Далай-ламе вместе. Я помню восторг, заставлявший меня сдерживать дыхание, когда я поднимался по ступеням величественного дворца Поталы.