Смекни!
smekni.com

«Использование ит в изучении истории музейного дела» (стр. 3 из 6)

1. простые информационно-поисковые системы, позволяющие получать краткие сведения из базы данных (используется в Геологическом музее Академии наук Российской Федерации);

2. научно-познавательные компьютерные программы, которые нашли широкое применение в естественно-научных музеях, например, в Дарвиновском музее, в Биологическом музее, для иллюстрации процессов, происходящих в живой и неживой природе. Применение подобных программ возможно и в музеях Беларуси, что будет не только благоприятствовать экспозиционно-выставочной деятельности музеев, но и способствовать научным исследованиям в области музееведения [7, с.110];

3. электронные путеводители по музею, в которых применяются специализированные информационно-навигационные киоски, широко используемые в крупнейших мировых музеях. На экране такого киоска посетитель сможет ознакомиться с общей информацией о музее, выбрать по плану здания маршрут и ознакомиться с виртуальными залами, шедеврами музея. Данные путеводители позволяют не только случайным посетителям, но и ученым легче ориентироваться в пространстве музея;

4. виртуальные экспозиции, дополняющие традиционные выставки. Компьютерные технологии позволяют создавать уникальные проекты, демонстрируя коллекции, не вошедшие в постоянные экспозиции [10, с. 531].

Необходимо отметить, что основной объем работы по внедрению ИТ в музейную сферу приходится на обработку коллекций, а именно перевод информации из старых инвентарных книг, научных картотек и т.д. в автоматическом или полуавтоматическом режиме (так называемая ретроконверсия), но современные музеи Беларуси прибегают к ней сравнительно редко. Это связано с тем, что качество информации, накопленной на бумажных носителях, не вполне удовлетворяет самих ее владельцев. Записи не полны, изобилуют ошибками, содержат устаревшие сведения и т.п., при этом более точная и свежая информация содержится непосредственно в головах музейных работников, но переносится в научно-учетную документацию с большим запозданием. В этой связи процесс ввода данных с клавиатуры силами научных сотрудников рассматривается руководством музеев как содержательный (информация параллельно дополняется и уточняется).

Понятно, что подобный труд оправдан только в том случае, когда введенная информация доступна не только тому, кто ее ввел, но и всем заинтересованным лицам (как минимум, из числа сотрудников того же музея), или когда создается информационный ресурс общего пользования. Процесс этот психологически достаточно болезненный, так как его результатом становится отделение знаний от живого носителя, но именно благодаря использованию ИТ в музее данные знания становятся доступными исследователям [13, с. 467].

Таким образом, мы можем утверждать, что применение компьютерных технологий в сфере музейного дела предоставляет исследователю ряд преимуществ в получении информации. Он может воспользоваться не только каталогами на бумажных носителях, но также и электронными, что значительно экономит время на поиск необходимых сведений и позволяет избежать традиционных ошибок, которые часто встречаются при воспроизведении дублирующейся информации.

Глава 4. Использование музейной информации на электронных носителях и в сети интернет

4.1. Электронные публикации музеев

Один из важнейших элементов распространения музейной информации – это электронные публикации (ЭП). ЭП – это публикации, в которых данные представлены в цифровой форме с использованием компьютерных технологий. В существующей практике можно выделить две категории электронных публикаций:

1. ЭП, в которых материал публикуется в окончательной форме и в дальнейшем не подлежит изменениям. Обычно данные в ЭП такого рода записаны на жестких носителях;

2. ЭП, в которых данные могут оперативно корректироваться, модифицироваться после первоначального опубликования (публикации в Интернете) [16, с. 136].

Электронные публикации широко используются в различных сферах деятельности. Периодические и научные издания, энциклопедии, справочники, путеводители, изданные на электронных носителях или опубликованные в Интернете, стали рабочим инструментом не только для специалистов и исследователей, но и для самой широкой публики.

Среди публикаций на электронных носителях встречаются ЭП, выполненные в самых разнообразных жанрах, и все они могут применяться для изучения музейного дела:

1. путеводители по музеям («Московский кремль», «Государственный Эрмитаж» и др.);

2. каталоги («Западноевропейский рисунок 15-17 веков из собрания Кунстхалле в Бремене»);

3. альбомы («Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга», «Шедевры русской живописи»);

4. справочники («Нонконформисты. Новое русское искусство»);

5. монографии («Из жизни Христа. Евангельский цикл В.Д.Поленова»);

6. учебники («Изобразительное искусство. Что это такое?»);

7. информационно-справочные ЭП и др. [13, с.476].

Как правило, электронные путеводители по музею не претендуют на всеобъемлющий охват коллекций, задача таких ЭП – дать общее представление о музее. Поэтому исследователь, с одной стороны, должен критически подходить к использованию данной информации. Но с другой - нельзя ею пренебрегать, поскольку электронные путеводители в силу отдаленности музея могут стать единственным источником, характеризующим экспозицию, фонды, отдельные коллекции.

Обычно меню диска с ЭП содержат следующие режимы:

1. экскурсия – прогулка по музею в автоматическом режиме;

2. история – серии уникальных исторических фотографий, снабженных комментариями;

3. план – представляет на мониторе макеты планов этажей, позволяющих выбрать маршрут экскурсии;

4. экспонаты – этот раздел может быть особенно полезен для исследователя, поскольку содержит информацию о произведениях, хранящихся в различных коллекциях музея;

5. шкала времени – дает исследователю наглядное представление об экспонатах, скомпонованных во временной ретроспективе по школам;

6. сведения о художниках (в ЭП художественных музеев) – предоставляет ученому биографии выдающихся художников, произведения которых хранятся в музее;

7. индексы – ссылки на названия произведений и авторов в алфавитном порядке для быстрого поиска;

8. виртуальные залы – исследователь, выбрав данный режим, попадает в «виртуальный зал» - условное, не существующее на самом деле трехмерное пространство, имитирующее зал, вдоль стен которого размещены экспонаты;

9. словарь терминов [16, с. 139].

Зарубежные электронные каталоги включают сотни наименований, практически каждый крупный музей опубликовал одну, а порою – целую серию ЭП по своим коллекциям. Например, диск с публикациями о частной коллекции доктора Барнеса «Страсть к искусству. Ренуар, Сезанн, Матисс и доктор Барнес. Исследование величайшей частной коллекции живописи постимпрессионизма» («A Passion for Art. Renoir, Cezanne, Matesse and Dr. Barnes») подготовлен одной из ведущих зарубежных фирм – Corbis, в нем представлено более 300 произведений искусства и архивных документов, касающихся коллекции и истории уникального частного музея и его создателя – доктора Барнеса. Этот диск можно считать эталонным по дизайну, подбору и представлению материалов [12, с. 195].

4.2. Представительство музеев в сети Интернет

В конце 1990-х гг. все более популярными становятся электронные публикации музеев, доступ к которым осуществляется посредством Интернет. Самый распространенный сервис сети Интернет – это «Всемирная паутина WWW». В Интернете хранится и передается самая разнообразная информация, в том числе по культуре, истории, искусству, причем основная масса информации предоставляется бесплатно. Многое из того, что хранится в Интернете, может представлять большой интерес как для широкой публики, интересующейся культурным наследием, так и для музейных специалистов и ученых-музеологов. Для исследователей истории музейного дела Интернет открывает принципиально новые возможности: получение самых свежих новостей по интересующим вопросам, возможность живой и оперативной переписки с партнерами и коллегами, возможность организации прямого диалога между музеем и посетителем, доступ ко всем электронным публикациям, хранящимся в Интернете, которые могут быть использованы в самых разнообразных сферах музейной деятельности и научного исследования.

Сайты музеев в Интернете имеют ряд специфических особенностей по сравнению с ЭП на дисках. Обычно структура сайта включает данные, носящие оперативный характер, например, «Сведения о действующих выставках», «Переписка с посетителями сайта», «История музея», «Контакты» и другая информация, которая может использоваться исследователем [10, с. 531].

Несомненный интерес для исследователя музейного дела представляют проекты создания в Интернете баз данных, содержащих высококачественные изображения шедевров, хранящихся в музеях и в частных коллекциях. Это, например, проект Европейского сообщества MUSEUM ON LINE (http://www.museums-online.com), проект коммерческой фирмы Corbis. С точки зрения технологии работы пользователя, подобные проекты очень похожи: исследователь может заказать просмотр всей базы данных или выбрать необходимые ему для просмотра произведения по ключевым словам. На экране будут представлены изображения небольшого размера с кратким описанием. Выбрав необходимые изображения, пользователь может сделать заказ на получение высококачественных слайдов этих изображений за определенную плату [15]. Примером российского проекта представления БД в Интернете является сайт Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника (http://www.rybmuseum.ru).