Смекни!
smekni.com

«Миниатюрная скульптура» (стр. 2 из 4)

Светская миниатюрная фигурка – которую мы будем отличать от произведенных в религиозных целях фигурок святых, - поступала из Франции в Германию. Первые нам известные маленькие глиняные фигурки происходят из Страсбурга. Также, вероятно, самая старая их сохранившихся фигурок из олова сделана в 13 веке во Франции. В "Hortus Delicarium", одной из написанных около 1175г. иллюстрированных рукописей, эльзасский аббат Херрад сообщает об игре с противостоящими друг другу фигурами. Передвигавшиеся с помощью шнурков, они могли сталкиваться между собой как при благородном поединке и колоть друг друга. Таким образом, этот литературный источник повествует о придании динамики статической фигурке механическими средствами – чего ранее не было.

Выдающееся положение дворян и рыцарей в феодальном обществе, а также частые военные действия объясняют выход на передний план военной темы в искусстве. В 15 и 16 веке изготовлялись фигурки пеших и конных рыцарей со всеми деталами вооружения и снаряжения. Все искусно соединенные отдельные части были съемными. Такие фигурки служили отпрыскам дворянских родов любимыми игрушками.

В 1516 году аугсбургский художник и рисовальщик Ханс Бургкмайр очень наглядно изобразил две фигурки рыцарей, которыми лично владел император Максимилиан I. Работы такого высокого качества делали опытные мастера. При этом различные работы проводили члены отдельных ремесленных гильдий – так что скульптор, токарь, доспешник, литейщик и художник соответственно сложному технологическому процессу изготовления дополняли работу друг друга. Поэтому такие фигуры были дороги. Они могли приобретаться, как правило, только весьма состоятельными людьми.

С 17 столетия миниатюрные фигурки стали играть возрастающую роль и как средство удовлетворения княжеских амбиций и демонстрации превосходства. Использованный для их изготовления материал становился все дороже, а исполнение – более искусным. Хорошим примером для этого этапа развития ремесла является композиция, созданная по поручению Фридриха Августа II Сильного, курфюрста Саксонии и короля Польши, придворным ювелиром Йоханном Мельхиором Dinglinger и называющаяся "Придворный прием в честь дня рождения владыки Аурангзеба в Дели". Композиция из золота, серебра и драгоценных камней покрывает около одного квадратного метра площади, состоит в целом из 1527 отдельных частей и содержит 133 эмалированных фигуры замечательной красоты и выразительности. Семь лет, а именно с 1701 по 1708, Йоханн Мельхиоре Dinglinger, его оба брата и 14 помощников трудились над выполнением заказа. Август Сильный предоставил для этого 60000 талеров. Конечно, по сравнению с доходом обычного подданного Августа эта сумма очень высока, хотя мастер и должен был большую часть потратить для закупки явно не дешевого исходного материала, а также заплатить подмастерьям. 9 лет прошло после доставки композиции заказчику до того дня, когда Август выплатил придворному ювелиру долги по заказу в несколько приемов. Сегодня эта композиция хранится в Зеленой кладовой в Дрезденском музее.

Формирование ранней буржуазии, развитие товарно-денежных отношений и вместе с тем торговли, а также дальнейшая профессиональная специализация, естественно, влияли на способы и на объем изготовления фигурок. Со второй половины 16 столетия работающие в этом жанре мастера переходил к выполнению маленьких фигурок из дерева и металла как игрушек не только для состоятельных покупателей. Интересным является при этом тот факт, что строгая цеховое разделение труда между отдельными ремесленными гильдиями делало взаимодействовие различных мастеров необходимым. Так, например, литейщик не мог раскрашивать произведенные им фигуры сам. Центры такого цехового производства игрушек возникли в Нюрнберге и Аугсбурге. Популярность фигурок резко возросла. В течение 18 века оловянные фигурки стали в Европе массовым товаром. Этому благоприятствовал и уровень мастерства, которого достигли к тому времени производители, и рост производства металла, особенно в богатой рудой Саксонии и в Богемии, где в значительных количествах производились и продавались фигурки. Такое значительное явление военной истории, как три Силезских войны короля Фридриха II, привели к выходу прусской армии на первое место среди сюжетов, изображаемых фигурками. Однако представлялась и возможность для создания множества различных типажей.

В это же время возникла и плоская оловянная фигурка. Ее было легче производить, требовалось значительно меньше материала и таким образом она могла вследствие этого дешевле стоить. Разумеется, вследствие меньшей точности при передаче деталей круг ее покупателей был более ограничен. Поэтому она тогда не составила серьезной конкуренции для более прочной и более детальной объемной оловянной фигурки.

На дальнейшее развитие производства оловянной миниатюры больщое влияние оказали события, которые были вызваны потрясениями в Европе в связи с Французской революцией. События и люди предоставляли мастерам прекрасные возможности для освоения новых тем. Взлет производства был обусловлен и еще одной причиной. Столетиями посуда и столовые приборы из олова служили большинству населения Европы. Но теперь вступал в свои права фарфор, а также более дешевая фаянсовая посуда. Многие оловянщики должны были искать новые источники дохода, и некоторые находили их в производстве оловянной миниатюры. И поэтому не случайно, что в первые десятилетия 19 столетия в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Фрайбурге и Мейсене стали возникать новые мануфактуры, которые именовались "фабриками оловянных фигур". А начавшаяся после национальной войны за независимость эпоха романтизма обогатила число сюжетов, так что во второй половине 19 столетия производство фигурок из олова (особенно в Германии) испытало прямо-таки невероятный взлет. Уже существующие производства расширялись, новые возникали. Наряду с Нюрнбергом, Аугсбургом, Берлином и Фрайбургом признанным центром изготовления миниатюр стал Лейпциг. В Дрездене, Готе, Bischofswerda и Гроссенхайне также было немало граверов и литейщиков.

Среди побудительных факторов следует назвать прогрессивные технические и технологические возможности, которые ускоряли переход к изготовлению больших количеств отливок. Процесс производства был относительно прост и требовал небольших затрат. Так как окраску фигурок преимущественно выполняли на дому женщины и дети по низким расценкам, то фигурки могли предлагаться даже для небогатых слоев населения по доступным ценам. Это содействовало спросу. Второй фактор, не менее важный, лежит в области идеологии. Прославление Пруссии находило отражение в олове во всех своих проявлениях - от армии Фридриха и Наполеоновских войн до конфликтов в немецких колониях в Африке, сверх того полное изображение императорской немецкой армии для всех родов войск и специальных подразделений – на парадах, на марше, во время сражений или на биваках. После создания Германской Империи начали действовать такие известные производители, как фирма Георг Хайде и Ко. из Дрездена, объемные фигурки которого с 1872г. наводнили рынок. Наряду с изготовлением индивидуальных фигурок - в частности, портретных изображений монархов и полководцев - фабриканты ориентировались также на изготовление групповых композиций. Одновременно рос ассортимент соответствующей оснастки. Деревья, кусты, изгороди, здания, конные и моторизированные транспортные средства, орудия с расчетами, даже цеппелины и различные военные корабли можно было приобретать либо отдельно, либо вместе с уже составленными фабрикой тематическими наборами. Фигуры предлагались в различных масштабах. У кавалеристов это от 38 до 48мм, 65, 78, 90, 115 и 120...145 миллиметров, у пехотинцев от 35 до 43, 52, 58, 68, 75 и 87... 120 миллиметров. В производстве доминировал примитивно раскрашенный и поэтому относительно дешевый массовый товар. Одновременно появлялись фигурки высокого или повышенного качества для собирателей.

Произведенные в Германии оловянные фигурки с успехом продвигались перед первой мировой войной на британский и французский рынок, они стали попадать за океан. В ассортименте были изображения не только немецкой, но и британской, французской или русской армии, а помимо чисто военной тематики - исторические события изо всех периодов времени вплоть до современности, этнографические сценки, литературные темы, сцены из повседневной жизни - короче, все, что можно было только представить, представлялось с помощью фигурок из олова. Так, уже упомянутая дрезденская фирма Георга Хайде предлагала в специально определенном для зарубежных продаж многоязычном каталоге следующие сюжеты: Индеец, африканец, рождение Христа, триумф Германикуса, рыцарей на поединке, Робинзона Крузо, Буффало Билла, цыган, полярную экспедицию и экспедицию в Антарктику, парадный выезд и конвой его величества короля Великобритании, караван, цирк, детскую площадку, охоту зимой и Зоосад.

Из-за первой мировой войны немецкие производители фигурок потерпели огромные убытки, и оправиться от этого шока большинство из них не смогло. Когда-то блестящая императорская немецкая армия больше не существовала. Внедрение серой форменной одежды вместо разноцветных мундиров забрало многое из внешней привлекательности армии. А в двадцатые годы в связи с инфляцией и возрастающей безработицей интерес к фигуркам и вовсе увял. Кроме того, пропал иностранный рынок, отрезанные войной связи так и не были восстановлены. Наконец, после прихода к власти нацистов олово стало стратегическим сырьем, а папье-маше и пластмассы стали широко применяться в качестве сырья для солдатиков. Попытки изготовления объемных фигурок из свинца или олова были, но качество отставало от достигнутого в 19 веке состояния. Наборы солдатиков третьего рейха включали солдат, офицеров и генералов всех видов вооруженных сил Германии, плюс транспортные средства и боевая техника.